На рынке труда России сегодня есть два разнонаправленных тренда: рост скрытой безработицы и выравнивание баланса сил работодателей и соискателей. Оба стали реакцией на экономические вызовы и создают серьёзные риски. Понимание их взаимосвязи и последствий необходимо для создания стратегии реального роста экономики страны.
Опасность маневрирования рабочим временем для экономики страны
В России увеличилась скрытая безработица: доля работников, переведённых на неполный день или неделю, превысила 14%, написала «Российская газета» со ссылкой на Федерацию независимых профсоюзов.
Причиной этого может быть особенность отечественного рынка труда: при замедлении экономического развития бизнес не увольняет сотрудников, а маневрирует их рабочим временем. Например, вводит административные отпуска, уменьшает рабочую неделю, вводит простой, так как увольнения влекут утрату профессионального ядра.
Хоть такой подход разумен, чтобы продолжать производство при увеличении заказов, однако он снижает доходы работников и вынуждает их искать подработки, отметил профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Для предпринимателей скрытая безработица представляет риск, поскольку они накапливают избыточную численность сотрудников, которая становится «финансовым балластом». Из-за этого сокращаются вложения в развитие и технологии, а при исчерпании денежных резервов начинается волна увольнений.
Для рынка труда такая ситуация тоже опасна. Сотрудники с неполной ставкой или сокращённым рабочим днём получают меньшую зарплату, что влечёт падение потребительских расходов — экономика страны попадает в ловушку слабого спроса, что тормозит рост, подчеркнула руководитель агентства КРОС Екатерина Мовсесян.
Кроме того, снижается производительность труда при уменьшении мотивации и эффективности сотрудников из-за их неполной загрузки и неуверенности.
Поэтому основная задача властей и бизнеса — не просто консервирование занятости, а активное стимулирование спроса, переквалификация кадров для новых проектов, считает Мовсесян.
На конец 2025 года в России в простое и неполной занятости или под угрозой увольнения оказались 254 тысячи человек, уточнила «РГ».
Равновесие вместо дефицита: как меняется баланс на рынке труда
На фоне этих процессов власти и эксперты по-своему оценивают ситуацию и предлагают свои решения. Стремясь дать бизнесу дополнительные инструменты в новых условиях, государство вышло с инициативой.
Правительство и парламент готовятся к принятию закона, который позволит увеличить годовой лимит сверхурочной работы в два раза — со 120 до 240 часов. Это поможет смягчить нехватку кадров и сдержать увеличение фондов оплаты труда за счёт законных переработок, которые необходимо оплачивать в двойном размере.
В компании SuperJob, специализирующейся на поиске работы и подборе сотрудников, говорят об изменении баланса спроса и предложения на рынке труда. Если раньше ситуация была однозначно в пользу соискателей, половина которых отказывалась от пересмотра своих финансовых запросов, то сейчас их меньше.
Хотя конкуренция за потенциальных сотрудников сохранится, и работодателям будет непросто найти и удержать хорошие кадры, спрогнозировали в SuperJob.
Более сбалансированным рынок труда России назвала директор по продукту AI-платформы кадровой аналитики компании «Стахановец» Карина Остроносова. По её оценке, ранее был большой дефицит кадров, и соискатели диктовали условия, а сейчас предложение и спрос выровнялись. Подробнее об этом — в нашем материале о зарплатных ожиданиях россиян.
От консервации — к созиданию: какой путь выберет рынок труда?
Российский рынок труда проходит болезненный переход от количественной адаптации к качественной трансформации.
Стратегия консервации кадров через неполную занятость хоть и понятна в краткосрочной перспективе, но ведёт к стагнации: она подрывает основу для роста — потребительский спрос и производительность.
А параллельное выравнивание баланса сил между работодателем и соискателем, инициатива по увеличению сверхурочных часов указывают на поиск новых рычагов влияния на стоимость и гибкость труда.
Однако истинный вызов лежит не в манипулировании временем или нагрузкой существующих работников, а в создании нового качества экономического роста.
Устойчивое развитие будет зависеть от способности перенаправить ресурсы из «финансового балласта» скрытой безработицы в новые проекты и переквалификацию кадров, чтобы создать спрос на труд более высокого порядка.
Нынешняя ситуация — перелом, требующий от всех участников рынка труда перехода от стратегии сохранения к стратегии созидания.
Пётр Фальков




