Религиозные предметы из храмов Курской области, которые подверглись разграблению солдатами ВСУ, продают в Европе, сообщил руководитель военного отдела Крымской митрополии РПЦ протоиерей Дмитрий Кротков.
По его словам, в этом регионе «каждый, до единого, храм, который был под Украиной» во время вторжения ВСУ, были осквернены и разграблены, написал ТАСС.
«И на разных ресурсах европейских продаются иконы, мощи, сосуды, церковные облачения вот от этих украинских вояк», — сказал Кротков.
Кроме того, контролируемые Киевом силы изымали культурные ценности в Херсонской области. В частности, по данным главы региона Владимира Сальдо, они вывозили предметы из литературного музея в Херсоне, писало РИА Новости.
Перед бегством из Мариуполя ВСУ стащили экспонаты краеведческого музея, в том числе грамоту Екатерины II и редкую библию XVIII века в переводе Иоганна Гутенберга, сообщала «Лента.ру». Украинские националисты вывозили также каменных половецких баб, созданных около 800 лет назад, для последующей отправки за границу, рассказывала «Украина.ру».
И это лишь ничтожная часть из того, о чём стало известно и было предано огласке. А сколько ещё нераскрытых случаев…
Инициирует ли и займётся ли Россия — государственная система, или бизнес, или религиозные организации, или граждане — реституцией по аналогии с собственностью евреев, изъятой у них во время Второй мировой войны?
Возвращение отчуждённых во время холокоста культурных ценностей официально началось в декабре 1998 года. Тогда на Вашингтонской конференции по активам эры холокоста 44 страны во главе с США подписали соглашение о порядке идентификации и реституции произведений искусства, незаконно перемещённых в период Второй мировой войны, напомнил Forbes.
Что будет делать РФ?
Проблема реституций, а если брать шире — компенсации ущерба, причинённого киевским режимом как Российскому государству, так и частным организациям, решаема только после достижения целей СВО, считает политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
«Пока же рассуждать на подобные темы — всё равно, что делить шкуру неубитого медведя. Враг ещё не разбит, что толку предъявлять ему пусть даже самые справедливые и обоснованные требования?» — сказал он в беседе с ForPost.
Эксперт уточнил, что под словом «враг» он подразумевает не только ВСУ и киевский режим.
«Давайте исходить из того, что против России развязана гибридная война, её начали глобалистские элиты, — пояснил политолог. — Сейчас, когда коллективный Запад раскололся и США стараются отстроиться от украинского конфликта, мы увидели, что все политические маски сброшены, а истинные организаторы и конечные бенефициары этой гибридной войны находятся не в Вашингтоне, а в Лондоне и Брюсселе. Взыскивать ущерб логично с них, и только после того, как они потерпят сокрушительное поражение на Украине и будут просить о мире на российских условиях. Пока же до этого далеко».
По мнению Сипрова, одна из особенностей текущего периода истории — ослабление государства и перехват его функций транснациональными корпорациями и надгосударственными структурами. Одна из целей этой трансформации — размывание ответственности, полагает наш собеседник.
«Непонятно, с кого требовать похищенные мародёрами из ВСУ ценности, которые уже проданы-перепроданы, или кто должен компенсировать затраты [России] на утилизацию битой западной техники, на разминирование освобождённых земель? То есть действовать по шаблонам прошлого века уже не получится», — рассуждает Вадим Сипров.
Он допустил, что наиболее реалистичный сценарий такой: после победы РФ политические и экономические отношения со странами Европейского союза будут восстанавливаться. И в качестве условий для этого было бы целесообразно предусмотреть механизмы компенсации урона, но не напрямую, а через торговые тарифы и пошлины, обратил внимание руководитель «Института коммуникационного менеджмента».
«То есть [России нужно будет] действовать в отношении европейцев так же, как Дональд Трамп. А из дополнительных доходов выплачивать пострадавшим физическим и юридическим лицам компенсацию», — заключил эксперт.
Алексей Лохвицкий