Telegram могут заблокировать или жёстко ограничить к выборам в Госдуму 14 сентября 2026 года, прогнозирует депутат Михаил Делягин. Эксперты по кибербезопасности обсуждают два сценария — от «монополии MAX» до управляемого сосуществования с ухудшением качества Telegram. Разбираемся, что говорят власти про блокировку и почему стоит готовиться не к апокалипсису, а к плану «Б».
«Но на МАХ всё равно подпишитесь»
Telegram по сценарию YouTube заблокируют к выборам в Госдуму, которые состоятся в Единый день голосования 14 сентября, заявил Национальной службе новостей зампред думского комитета по экономической политике Михаил Делягин.
Отметим: сценарий, который озвучил депутат, ранее с оговорками уже прогнозировали IT-специалисты. По их мнению, будущее Telegram — это те самые два зла, из которых нужно выбрать меньшее.
Есть и те, кто сомневается в реализации такого сценария. В их числе военкор Александр Коц:
«<…> я думаю, это из серии «как словить цитируемость на пустом месте». <…> Но на МАХ всё равно подпишитесь. Как минимум, он работает, когда отключают Инет во время налётов дронов».
Депутат объяснил, почему ожидает блокировки Telegram к выборам в Госдуму:
«Мессенджер MAX, который все так не любят, развивается, станет важной средой обитания для бизнеса. Накануне там появилась возможность оставить отложенные сообщения. Так что бизнесу нужно искать выход между струйками и даже вопреки государственной политике существовать и развиваться, но трезво учитывать ситуацию».
Делягин в интервью НСН подчеркнул: окончательное решение о блокировке пока не принято, это его личное оценочное мнение.
Депутат добавил, что даже если Telegram заблокируют, «значительная часть пользователей останется» — «как это произошло с Instagram*» (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ), где, по оценке депутата, «сохранилось около половины аудитории».
Напомним, первые тревожные звонки для Telegram прозвучали в августе прошлого года: Роскомнадзор ввёл ограничения на голосовые звонки.
В ноябре жители ряда регионов пожаловались на невозможность отправки сообщений. В декабре сбои продолжились.
Зачем блокировать Telegram?
Угроза замедления продолжает висеть над мессенджером Павла Дурова. Почему? За ней стоит благородная цель — борьба с киберпреступностью. И эта цель оправдывает средства, заявил в прошлом году глава думского комитета по информационной политике Сергей Боярский.
По его данным, после ограничений на звонки в WhatsApp* и Telegram число мошенничеств с использованием этих платформ снизилось в разы. Следующий важный шаг — перевод пользователей на российский мессенджер MAX, система безопасности которого организована иначе: у сервиса есть специальная служба, которая оперативно реагирует на жалобы пользователей и блокирует подозрительные аккаунты, подчеркнул депутат.
В общем, это не сулит ничего хорошего пользователям Telegram, высказал мнение эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев. Поскольку разработчики сервисов не находятся под контролем РФ и не реагируют на претензии, выбранный властями курс вряд ли изменится без сдвигов во внешнеполитической обстановке, считает собеседник ForPost.
К слову, Павел Дуров не исключает, что его мессенджер может быть заблокирован в РФ.
«Такое вполне возможно… Будет крайне печально, если Россия возобновит свои попытки заблокировать его», — заявил он в прошлом году.
Напомним, Telegram ранее уже проходил через конфликт с российскими властями: с апреля 2018 года по июнь 2020-го доступ к нему в России блокировали после отказа Павла Дурова передать ключи шифрования, позже запрет сняли.
Отключат ли мессенджер к сентябрю 2026-го
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров считает, что разговоры о возможных ограничениях Telegram носят скорее спекулятивный характер и не подтверждаются реальной практикой.
Напомним, в декабре Сергей Боярский заявил, что Telegram в России не будут блокировать, по крайней мере до полного переноса всех каналов на MAX. По его словам, в развитие многих каналов уже вложены существенные силы и деньги, а сам мессенджер фактически стал площадкой-«медиа», поэтому резкое отключение нецелесообразно.
Ранее о том, что Telegram не планируют ни блокировать, ни замедлять, публично говорили и в Роскомнадзоре.
«Пока это только разговоры — Telegram работает отлично, не хуже, чем отечественные аналоги, и никаких технических проблем с ним сейчас нет», — сказал в беседе с ForPost Шадров, добавив, что обсуждения возможных ограничений не стоит воспринимать как уже принятое решение.
А если когда-то вопрос о блокировке и встанет остро, то действовать будут не резко, а по уже отработанной схеме с WhatsApp*, работу которого, по источникам РБК, в декабре замедлили до 70-80%.
Шадров также акцентировал внимание на том, что у Telegram есть структурные особенности, которые отличают его от других зарубежных мессенджеров. Одна из них — российские корни. А раз так, есть возможность сохранения мессенджера как канала международной коммуникации для россиян, считает политолог.
Безусловно, всё будет зависеть от того, согласится ли Дуров соблюдать требования российского законодательства, прежде всего в части хранения данных и доступа к инфраструктуре.
Ранее член комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов заявил «Радиоточке НСН», что руководство Telegram взаимодействует с властями, однако «скорость этого взаимодействия и отклика, видимо, недостаточная».
Два возможных сценария
Консультант по кибербезопасности Positive Technologies Алексей Лукацкий в разговоре с msk1.ru описал два возможных сценария развития ситуации.
К выборам в Госдуму в сентябре 2026 года в России может сформироваться полная монополия MAX: WhatsApp* будет заблокирован, а Telegram столкнётся с жёсткими ограничениями или фактически окажется заблокирован.
MAX станет единственным каналом для «Госуслуг», банковских уведомлений, официальной идентификации и платформой для электронного голосования. Также, по оценке эксперта, не исключены отключения мобильного интернета при сохранении доступа к MAX. Вероятность этого сценария эксперт оценил в 80%.
Ситуация может разворачиваться и по другому сценарию — модели «управляемого сосуществования». В таком случае Telegram продолжит работать, но без звонков, с ухудшением качества связи и периодическими сбоями.
Что касается WhatsApp*, он «исчезнет как класс», а MAX станет обязательным для всего официального. Альтернативные сервисы останутся, но, по мнению Лукацкого, будут «маргинализированы и неудобны». Вероятность такого сценария — 50%, считает эксперт.
Шадров всё же просит не сгущать краски — он считает, что до описываемых выше сценариев с Telegram дело не дойдёт. Как будет на самом деле? Год покажет.
Роберт Вочовский
* — принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ





