Крым

Полный кик: как заставить крымских самокатчиков быть ответственнее?

Штрафами делу не поможешь.

Полный кик: как заставить крымских самокатчиков быть ответственнее?
Фото:
Олег Турчанович|ForPost
Сейчас прогулка на самокате воспринимается только как развлечение и баловство. 

Всё чаще на улицах и в парках Крыма можно встретить людей на электросамокатах. Популярности этого вида двухколёсного транспорта способствует широкая сеть проката во всех городах. Однако от беспечных самокатчиков страдают как пешеходы, так и автомобилисты. О том, как бороться с хамством двухколёсных водителей и о правилах кикшеринга ForPost рассказали эксперты из смежных сфер.

Прокатиться с ветерком

В Крыму работает несколько компаний, которые занимаются кикшерингом — сдачей электросамокатов в краткосрочную аренду. Одним из крупных игроков этой сферы на региональном рынке является «e-motion».

«В нашем приложении зарегистрировано более 250 тысяч крымских пользователей. На полуострове мы работаем по гибридной системе: у нас есть физические станции и виртуальные парковки, общее число которых превышает 185 штук», — поделились показателями представители компании e-motion.

Чтобы арендовать самокат, пользователям необходимо пройти регистрацию. Помимо этого, сервис обязательно попросит ознакомиться с правилами, а также отметить галочками несколько дополнительных пунктов, вроде «я обязуюсь использовать исправный транспорт», «не арендовать транспорт в состоянии опьянения» и другие. Такие условия прописаны в каждом кикшеринговом приложении.

Читайте по теме: СИМ-сим открылся: в Крыму оценили официальный статус электросамокатов

крым приложение самокат напрокат скриншот аренда электросамокат согласие правила

Скриншоты из приложений нескольких сервисов по аренде электросамокатов в Крыму.

Несмотря на меры предосторожности, иногда компаниям приходится ограничивать пользователям доступ к прокату. Как объяснили в «e-motion», причин может быть несколько.

«Мы ограничиваем доступ к прокату, если на учётной записи пользователя образовался долг, либо если пользователь предоставил недостоверные персональные данные при регистрации. Также прокат будет ограничен, если пользователь нарушает соглашение и правила, с которыми согласился при регистрации, либо если он нанёс электросамокату некий ущерб и отказывается его компенсировать», — поделились представители сервиса кикшеринга.

В компании заметили, что нарушение людьми правил приводит к поломкам и выходу из строя транспортных средств гораздо раньше положенного срока. Так, некоторые пользователи любят взобраться на один самокат вдвоём или даже втроём, чего делать категорически нельзя. Встречаются и неприкрытые акты вандализма.

Уже не пешеход, ещё не водитель

Почему люди так несерьёзно относятся к электросамокатам и пренебрегают правилами их эксплуатации? Долгое время электросамокаты и электровелосипеды оставались вне правового поля, пояснил автоюрист Дмитрий Таран.

«ПДД РФ ранее никак не определяло такие средства, не был закреплён их правовой статус. Кроме того, у людей сформировалось несерьёзное отношение к таким средствам: как к чему-то малоскоростному, безопасному, для развлечения, для детей», — сказал эксперт.

Впрочем, не так давно ситуация начала меняться. В свежей редакции ПДД РФ появилось новое понятие СИМ (средства индивидуальной мобильности). К этой категории относятся роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства, которые предназначены для передвижения и используют электродвигатель либо мускульную энергию человека.

крым сим новые пдд нововведение новые дорожные знаки

Нововведения в дорожных знаках, связанные с СИМ.

Однако всех вопросов это не сняло. Самокатчики стали неким промежуточным звеном среди участников дорожного движения. Считать их пешеходами в классическом понимании можно, только если они спешатся, и будут катить своё устройство, придерживая его за руль. Считать их водителями тоже не получается: средство передвижения маломощно, и, согласно правилам, двигаться по проезжей части может только в случае отсутствия велодорожек и тротуаров.

И хотя для тех, кто управляет СИМами, уже работает система штрафов, как показывает практика, такими мерами отчаянных «ездунов» напугать нельзя: за нарушение ПДД самокатчик должен будет выплатить 800 рублей, а за причинение вреда здоровью людей и создание аварийной ситуации — всего полторы тысячи.

Читайте также: Юрист рассказал, как наказать самокатчика в случае наезда

«В автомобильном сообществе к самокатчикам сложилось негативное отношение. Это произошло из-за того, что при движении они осуществляют резкие манёвры, грубо нарушают ПДД РФ, при переходе пешеходного перехода не спешиваются, нарушают скоростной режим, создают аварийные ситуации», — пояснил Дмитрий Таран.

Читайте по теме: В Севастополе электросамокат убил пожилую женщину

Не в пользу самокатчиков свидетельствуют и данные статистики ДТП, приведённые автоюристом. По его информации, в 2022 году в России было зарегистрировано около тысячи аварий с участием СИМ, в них пострадали порядка тысячи человек, 19 — погибли. Пострадавшие в таких ДТП — как правило, пешеходы.

Остаться в живых

Чтобы обезопасить водителей СИМов и окружающих их людей, в арендуемые устройства стали встраивать специальный IoT-модуль, который может искусственно ограничивать скорость транспортных средств до необходимого значения. В городах, где распространён кикшеринг, выделяют особые участки, где скорость самоката нужно снижать вплоть до нуля.

«Максимальная скорость, которую может развить СИМ — до 25 км/ч, также присутствуют медленные зоны. Например, в Севастополе это Парк Победы, центр города и парк Учкуевка, где максимальная скорость — до 15 км/ч. Такие зоны отмечены в приложении другим цветом, а пользователь, въезжая в них, получает пуш-уведомление», — пояснили в компании e-motion.

крым севастополь карта медленные зоны сим 2021 год ограничение скорости движения

Такой карта медленных зон была в Севастополе в 2021 году.

Случается, что и само транспортное средство может представлять опасность.

Дело в том, что каждый предприниматель, сотрудничающий с сервисами кикшеринга, приобретает устройства СИМ самостоятельно, а сертификация этих транспортных средств по стандарту ГОСТ в России носит добровольный характер. Поэтому, даже несмотря на своевременное прохождение сервиса и возможность пользователей сообщать о неисправностях, опасность того, что что-то «покатит» не так, остаётся.

Читайте по теме: Взрыв электросамоката снёс стену и выбил стёкла в квартире

Впрочем, в обозримом будущем всё может измениться к лучшему. Недавно «Известия» сообщили о том, что СИМы могут стать продукцией обязательной сертификации: Минпромторг РФ разрабатывает новый ГОСТ для электросамокатов. Как это повлияет на безопасность, покажет время. Но уже сейчас можно прогнозировать рост цен на «гостовские» СИМы.

«При увеличении стоимости СИМов, используемых в шеринге, или появлении дополнительных расходов на сертификацию у исполнителя, вероятнее всего это повлечёт за собой увеличение стоимости услуг проката», — сообщили в компании e-motion.

крым аренда электросамовара сервис смартфон оплата приложение

Для аренды нужен только смартфон.

Достичь гармонии

ForPost неоднократно поднимал вопрос о том, что же необходимо, чтобы СИМы смогли стать полноценными участниками движения. И если главред журнала «За рулём» сказал в одной из последних бесед, что урегулировать езду на электросамокатах и сделать её безопасной — очень сложная задача, то автоюрист Дмитрий Таран уверен, что всё возможно, но следует менять подход к проблеме.

«Безопасность дорожного движения зависит напрямую от серьёзного к этому отношения у лиц, которые передвигаются на таких средствах. Соблюдение скоростного режима, знание основных пунктов правил дорожного движения, внимательность на дороге, анализ дорожной обстановки — все это должно способствовать тому, чтобы число ДТП с участием таких средств значительно уменьшилось», — заметил эксперт.

Возможно, создание необходимой инфраструктуры (тех же велодорожек) способствовало бы очищению тротуаров и автомобильных дорог от самокатчиков. Но пока в Крыму их можно встретить далеко не везде. А значит, выезды на дорожное полотно и ДТП с пешеходами так и будут случаться.

Читайте по теме: В Госдуме предложили выдавать владельцам самокатов QR-коды вместо автономеров

Елена Фокина

Фото: скриншоты из приложения аренды самокатов и открытых источников, Пелагея Попова|ForPost

1322
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (9)

Profile picture for user Вик Мар
1591

тяжёлым скоростным самокатам не место на пешеходных тротуарах. сколько ещё нужно травм и жертв? 

этот опасный транспорт не является необходимым средством передвижения. пользователи просто гоняют по городу для развлечения, объезжая на скорости беззащитных пешеходов. для этого "слалома" должны быть созданы специальные пространства. 

Profile picture for user Аллегро
3532

Как это не поможешь) 

Смотря какой штраф. 

Почему опасный вид передвижения не обложить нормальным штрафом? Кто не может ездить нормально - тот платит. Какие вопросы! 

Profile picture for user against everibody
3451

КТО это будет контролировать? "Ответственные" ,как обычно ,  получат откат и убудут достраивать коммунизм в свои пенаты. Только пешеход с битой остановит эту вакханалию...

Profile picture for user against everibody
3451

Однозначно запретить "прокатные"самокаты.Это похлеще каршеринга,его потребители хоть по тротуарам не ездят.Эта саранча гоняет повсюду......да пусть они детки любых Г Д чиновников-запретить.Только в определенных. ,специально отведенных местах (сразу хочу посмеяться над своей инициативой .Но если меня,не дай бог,зацепит самокатчик,у меня нога кирдык ,хронический перелом,    я его просто уничтожу.если успею-на месте..Для владельцев личных самокатов-права,освидетельствование и техомотр.Сам был владельцем мощного велосипеда-соблюдал правила и не калечил пешеходов.

Profile picture for user sks144
513

Здесь плюсом следует отметить то, что если бы каждый из нас, выходя из дома утром на работу, взял бы вместо поджопника на 4-х человек, весом в полторы тонны, электросамокат, это заметно бы разгрузило пробки в городе. Хотя у нас город специфический, всё в горках, с подсевшим аккумулятором не доедешь. Да и мы не китайцы, каждому нужно едя на работу сабвуфер включить, и глушитель модернизировать, пусть все послушают, какой крутой перец на девятке на работу едет, а вы, лохи, на остановке стоите.

Ну а минус -то, что теперь самокатом могут пользоваться неадекватные личности. Таких много. Девки не любят, так надо-же чем-то выделиться из толпы? Может, ирокез зеленый отрастить, а может научиться на самокате гарцать на одном колесе, исполняя цирковые трюки?

Сложный вопрос. Мне кажется, лучший вариант был бы - получение минимальных водительских прав, за небольшую оплату, но чтобы при этом эти права ценились бы. Почему водитель никогда не пересечет двойную сплошную, а самокатчику запросто. Ну и после определенного интервала времени, если нет нарушений и имеется практика вождения - упрощенная и удешевленная процедура получения категории B. Человек уже знает, как проезжать перекрестки, как оказывать первую помощь, сигналы светофора, регулировщика, знаки, разметку. Теперь его только обучить управлению легковым атомобилем.

Но хотя я не понимаю, какая конечная цель? Содрать побольше денег, или обезопасить граждан. Вот в первом вопросе я не советчик. 

Profile picture for user Serggio
21601

Возможно, создание необходимой инфраструктуры (тех же велодорожек) способствовало бы очищению тротуаров и автомобильных дорог от самокатчиков. Но пока в Крыму их можно встретить далеко не везде

ВЕЗДЕ их сделать просто НЕВОЗМОЖНО в силу рельефа местности, как и для велосипедов,  смиритесь уже с этим фактом и хватит делать вид, что главная проблема самокатов в том, что для них нет специальных дорожек "везде". 

Не надо лезть с идиотскими идеями создания этих дорожек там,  где для них места нет и не будет, как в историческом центре города, например. Просто уберите оттуда самокаты.

Profile picture for user sev-gor-glav-dum
215

Как сделать их более ответственными? Да никак! Штрафы, какими они не были не будут работать, так у нас нет достаточно людей, которые бы массово отлавливали нарушителей и выписывали бы штрафы!!! У нас водителей автомобилей то далеко не во всех случаях наказывают при нарушении ПДД, мотоциклы - еще меньше. А электросамокаты так и будут гонять и нарушать. Только полный запрет этих электросамокатов с конфискацией в случае нарушения запрета.

Profile picture for user ulogin_yandex_1083898
461

Сколько в среднем пассажиров в личных автомобилях мы видим? 

Подвезти соседа, пешехода, бабульку с остановки или женщину с детьми.  Нет конечно. 

Звучат угрозы. Один "с битой", другой “просто уничтожу".

Про народное единство ещё вспомните. 

Profile picture for user Turn
36298

Нет справки на вождение самокатов отбирать сам самокат 

Главное за день

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
465