вт, 03/10/2023 - 20:00

Почему Севморзавод даст фору самым продвинутым верфям России

Даже с ворохом нерешенных проблем предприятие обладает колоссальным потенциалом в сфере судостроения и судоремонта.

О том, что дела на Севморзаводе обстоят не лучшим образом, ForPost за последние годы писал не один раз. Красноречиво о положении предприятия говорят заголовки наших последних публикаций:

С Севастопольского морского завода массово увольняют рабочих, Севморзавод провалил строительство тяжелых плавкранов, Недостроенный Севморзаводом плавкран разрежут на части и вывезут из города, Сколько земли хотят забрать у Севморзавода под застройку, Куда заведёт Севастополь балкерная утопия Севморзавода.

Складывается впечатление, что живой Севморзавод больше не нужен. В России достаточно рабочих морских заводов, которые в той или иной степени удовлетворяют потребности страны в кораблях и судах. Нехватку берут за границей, сегодня понятно какой.

Однако бывшие представители топ-менеджмента предприятия, с которыми пообщался ForPost, заверяют, что у завода остаются «козыри», способные побить все преимуществе успешных верфей России, в основном сконцентрированных в холодных регионах страны.

В чем сила?

В судостроении существенная часть затрат приходится на энергетику.

«Возьмем, к примеру, «Северную верфь» - великолепный завод в Санкт-Петербурге. Он сейчас делает огромный крытый эллинг, внутри которого будут строить боевые корабли. Аналогично делают в Северодвинске, в той же Финляндии, Швеции. Это связано с климатическими условиями. Сварочные работы можно делать при определенной температуре, не говоря уже о покрасочных, отделочных работах и прочее. У нас условия идеальные, мы фактически круглогодично можем работать на улице. Содержать крытые отапливаемые цеха – это неимоверные затраты. А если учесть затраты на обслуживание и содержание этих цехов, дополнительный персонал – сумма астрономическая. В этом плане мы гораздо конкурентоспособнее», - сказал собеседник ForPost.

Уровень оплаты труда в Севастополе также ниже, чем на Севере, что, естественно, сказывается на стоимости конечного продукта.

«У нас нет наценок на заработную плату, которая есть в серверных районах. Там заработная плата в два раза выше нашей. А это же все ложится на себестоимость», - добавил бывший топ-менеджер предприятия.

Еще одно преимущество Севастополя – незамерзающие бухты.

«Нам не надо содержат ледоколы, буксиры, чтобы можно было в зимний период осуществлять необходимые операции технологические. У нас условия для судостроения и судоремонта идеальные», - подчеркнул собеседник ForPost.

Отдельная тема – близкая клиентская база. Черноморский флот и региональное гражданское судоходство. Второе направление в Севастополе по понятным причинам пока не сможет обеспечить завод заказами, однако обслуживать военные корабли и суда – это прям как доктор прописал.

«Гораздо дешевле ремонтировать корабли на месте. Конечно, не все сегодня завод в состоянии выполнить. Но база-то есть. Надо модернизировать, это относительно не такие большие затраты, добрать специалистов. Зато преимущества какие», - добавил один из бывших топ-менеджеров Севморазвода.

И здесь все зависит от конкретных людей, которые могут как дать заводу второй шанс, так и отправить его в небытие.

«Президент России после встречи с губернатором Михаилом Развожаевым дал соответствующие поручения по Севморзаводу, речь прежде всего шла о загрузке предприятия заказами. С того времени пальца о палец никто не ударил», - сетует собеседник ForPost.

Конечно, пока идет специальная военная операция, все эти преимущества отходят на второй план. Как известно, ночью 13 сентября Украина нанесла удар по военным кораблям, которые находились в сухих доках Севморзавода. К счастью, тогда сухие доки не получили критических повреждений.

Однако рано или поздно боевые действия закончатся, и тогда явные преимущества старейшего севастопольского предприятия вновь выйдут на первый план.

Глеб Вадатурский

Читайте также: