Подорожание автомобилей в России дошло до того, что цены на машины догнали цены на квартиры. Во многих регионах России квадратные метры можно приобрести, обменяв на них даже не самые дорогие авто.
Более того, на рынке подобного рода сделки уже присутствуют.
Привет из 90-х
Подобная картина складывалась в России в 90-е годы прошлого века. Впрочем, от нынешней она сильно отличалась. Напомним, тогда государство проводило приватизацию жилья и рынок недвижимости только начал формироваться. При этом в сознании многих граждан авто оставались роскошью, тогда как недвижимость была недооценена.
«В 1990–1992 годах популярным объявлением в газете ''Вечерняя Москва'' было: ''Меняю комнату на автомобиль''. К обмену предлагалось вполне нормальное жильё, а под автомобилем подразумевались ''Жигули''», — рассказал РБК руководитель направления «Вторичный рынок» компании «Инком-Недвижимость» Сергей Шлома.
Теперь, конечно, ситуация иная. Цены на недвижимость в последние годы только росли. Этому способствовало введение обширного льготного ипотечного кредитования, которое разогнало спрос на жильё, а вслед за ним и цены.
Однако с февраля 2022 года автомобили умудрились догнать недвижимость по стоимости. Это случилось вследствие переформатирования российского авторынка после того, как на нём образовался и дефицит машин из-за ухода западных брендов, и дефицит импортных комплектующих из-за санкций.
Характеризуя сложившуюся ситуацию на автомобильном рынке и рынке недвижимости, руководитель московского общественного центра «Автомобилист» Максим Едрышов назвал её откатом в прошлое.
«Ситуация со времён 90-х годов хотя и менялась, но теперь она возвращается в прошлое. Мы видим запредельные цены на автомобили. Если сравнить их со стоимостью недвижимости, то квадратный метр в авто стоит гораздо дороже квадратного метра жилья. Хотя и оно тоже сильно выросло в цене», — пояснил ForPost автоэксперт.
Нынешняя ситуация
Эксперты портала Autonews совместно с РБК проанализировали актуальные цены на квартиры в России и сравнили их с ценами на автомобильном рынке.
Стоит сказать, что в глубинке для покупки жилья оказалось достаточным быть владельцем машины среднего ценового сегмента. Лидером тут стал Оренбург, где в строящемся доме можно взять квартиру за 3,7 млн рублей. При этом китайский GAC GS8 сейчас стоит всего на 100 тыс. меньше.
А в Ульяновске, например, где средняя цена квартиры составляет 5 млн рублей, её можно обменять на седан Toyota Camry.
Ниже приведена инфографика с городами РФ, где жильё стоит до 7 млн рублей, а также автомобилями, стоящими примерно столько же, сколько и квартиры. Отметим, речь идёт о квартирах класса «Комфорт» в новостройках, которые сравниваются с актуальными ценами на авто на рынке РФ.
Фото autonews.ru
Впрочем, далеко не везде в РФ можно обменять авто среднего ценового сегмента на приличную квартиру. Лидером тут оказался Новокузнецк, где стоимость жилья сопоставима с ценой Porsche Macan — 12,2 млн против 11,8 млн рублей.
Похожая ситуация сложилась в Севастополе, где квартира лишь на 100 тыс. отстала от этого автомобиля. Третье место в рейтинге у столицы РФ, где разница с Porsche Macan составляет 400 тыс.
Фото autonews.ru
«На самом деле сравнение стоимости жилья и автомобилей — это старая практика. Например, всегда считалось, что хорошая квартира в Москве стоит столько же, сколько и автомобиль условно премиального сегмента. Иными словами, в таком сравнении ничего нового нет», — пояснил ForPost аналитик Российской гильдии риэлтеров Константин Ламин.
В разные стороны
При этом, по мнению специалистов, в нынешнем году стоимость машин продолжит тенденцию к росту, хотя и не так интенсивно, как в 2023-м.
«В прошлом году рост цен был прежде всего связан с государственной политикой в области обязательных платежей при ввозе машин. Сейчас 48% от стоимости импортной машины — это таможенный сбор. Добавим к этому существенно выросший в прошлом году утилизационный сбор и другие налоги. И вот уже автомобиль становится роскошью. За последние три года наши реальные доходы вдвое не выросли, а автомобили как раз увеличилась в цене в два раза. Сейчас рынок насыщен китайскими авто. И они в Китае стоят вдвое меньше, чем у нас. Раньше высшим сегментом рынка считались авто от 2,5 млн рублей, теперь это средняя стоимость на рынке. Сейчас можно выделить три категории машин. Это условно дешёвые машины стоимостью до 2,5 млн рублей, авто среднего ценового сегмента — от 2,5 до 4 млн рублей, а дальше начинается условный премиум сегмент», — пояснил автоэксперт Константин Ламин.
- Условно дешёвые машины — до 2,5 млн рублей,
- Авто среднего ценового сегмента — от 2,5 до 4 млн рублей,
- Условный премиум сегмент — дороже 4 млн рублей.
Недвижимость, напротив, вполне может ждать и падение цен. Это связано с тем, что государство планирует свернуть общую льготную ипотеку, сохранив лишь адресные программы, то есть семейную, дальневосточную, сельскую и другие. При этом из-за высоких ставок банков обычная рыночная ипотека уже существенно просела.
«Рынок уже ощутил снижение объёмов выдач ипотеки, как рыночной, так и льготной. И далее его ждёт охлаждение, но пока сложно прогнозировать, насколько существенным будет снижение цен. Скорее всего ситуация прояснится ближе к маю этого года», — пояснил аналитик Российской гильдии риэлторов Константин Ламин.
Иными словами, цены на авто и на недвижимость в нынешнем году скорее всего покажут разнонаправленную динамику, когда машины будут дорожать, а жильё дешеветь на фоне падающего спроса.
Рынок отреагировал
На сложившуюся ситуацию рынок уже отреагировал предложением встроить продажу авто в сделку по приобретению жилья.
Это выглядит примерно так:
- Человек выбирает квартиру в новостройке и подаёт заявку на продажу авто по схеме трейд-ин автодилеру-партнёру застройщика.
- Автодилер называет предварительную цену машины, и если всё устраивает, то после диагностики по окончательно определённой цене выкупает автомобиль.
- Средства от продажи машины идут как первоначальный взнос по ипотеке или полностью покрывают стоимость квартиры.
«Это рынок, на котором недвижимость и авто — ликвидные товары, а раз есть необходимость продать авто и купить недвижимость, то рынок начинает предлагать соответствующие удобные опции. И я полагаю, эта практика может получить развитие, если обмен авто на жильё будет востребован», — высказал мнение автоэксперт Едрышов.
Но пока не сильно
Аналитик рынка недвижимости Константин Ламин, в свою очередь, отметил, что застройщики сейчас обратили внимание на автомобили своих потенциальных покупателей не от хорошей жизни.
«Это один из способов поддержания уровня продаж, когда застройщики обращают внимание на ликвидные активы своих потенциальных покупателей и встраивают их в сделки по недвижимости. А автомобили — это действительно товар, который можно довольно быстро и по хорошей стоимости продать», — пояснил он.
В то же время, по словам Ламина, удельный вес сделок с недвижимостью с участием автомобилей очень невелик:
«Отмечу, что подобные сделки были всегда, а не только в последние два года. Иногда люди действительно продавали или покупали квартиры и в объявлениях указывали, что возможен обмен на авто с доплатой. Но таких было немного. И сейчас они тоже есть, но нельзя сказать, что число подобных сделок растёт. Хотя даже лично в моей практике за последний год была одна именно такая сделка. В то же время, я не думаю, что теперь число подобных операций может сильно увеличиться».
Напоследок добавим, что в публикации РБК приведено несколько примеров реальных сделок по приобретению квартир благодаря проданным авто. В одном из случаев семья продала одну из четырёх машин в трейд-ин, таким образом инвестировав деньги в недвижимость, и считает такое вложение вполне оправданным. А в другом случае человек продал свой единственный автомобиль, а теперь испытывает массу неудобств из-за того, что приходится пользоваться каршерингом.
Андрей Мединский