чт, 30/06/2022 - 13:25

Почему Минфину так не нравится крепкий рубль

Министр финансов Силуанов предложил меры по ослаблению национальной валюты.

Российский рубль стал уж очень силён: по итогам торгов на Московской бирже стоимость доллара составляет всего 51 рубль, тогда как в докризисные времена за доллар давали 75–76 рублей. Такого не было с 2015 года.

Министр финансов Антон Силуанов уже заявил, что правительство готово пойти на интервенции в валюты дружественных стран, а также на отмену обязательного возврата валютной выручки ради того, чтобы стабилизировать рубль.

ForPost обратился к экспертам с просьбой прокомментировать небывалое укрепление нашей национальной валюты, пояснить, хорошо это или плохо, а также дать оценку мерам, предложенным Силуановым.

Почему крепнет рубль

Напомним, сразу после начала спецоперации, в конце февраля этого года, рубль резко обвалился, и его курс в марте достигал более 100 рублей за один доллар. Тогда Центробанк экстренно запретил покупку валюты, повысил ключевую ставку до 20% и принял ряд других жёстких валютных ограничений.

Это в конечном счёте довольно быстро стабилизировало ситуацию и сняло панические настроения на валютном рынке. После этого рубль начал стремительно укрепляться, причём так, как никто не ожидал.

Сейчас ЦБ постепенно снимает все ранее введённые ограничения и снизил ставку до прежнего значения в 9,5%.

Кандидат экономических наук Константин Селянин пояснил, почему это произошло.

«Несмотря на то, что действия монетарных властей были чёткими, но последствия решений не просчитали — они оказались существеннее, чем ожидалось. Для валютного рынка произошли две важных вещи. Первое: резко упал импорт, в апреле — на 89% по сравнению январем, в мае подрос на четверть от этого объёма, по июню пока нет цифр, но очевидно — он будет немного подрастать, хотя и не достигнет даже половины январских значений. Второе — на фоне санкций выручка экспортёров не только не упала, но и выросла, даже несмотря на падение физических объёмов поставок. Это произошло из-за роста цен на нефть и газ», — сказал экономист.

По его словам, такого развития событий просчитать никто не мог.

При этом, если ранее экспортёры тратили свою выручку на приобретение оборудования и модернизацию, то теперь, в условиях катастрофического падения импорта, они этого сделать не могут.

«Получился дисбаланс, когда со стороны спроса на валюту ушли импортёры, а также физлица, потому что на их операции наложены ограничения, ушли иностранные инвесторы, более того, российские банки из-за санкций снизили объёмы приобретения валюты. Оказалось, что валюта в России оказалась никому не нужной. Одновременно произошёл рост экспортных доходов. Как следствие всего этого — укрепление рубля», — пояснил эксперт.

Читайте по теме: Как Россия переиграла Запад в экономической войне

Почему это плохо

Экономист отметил, что на самом деле ставить вопрос о том, почему хорош или плох сильный рубль, — неправильно. Правильнее было бы обозначить, кому это выгодно, а кому — нет.

По его словам, сильный рубль мог бы положительно сказаться на населении, однако этого не произошло.

Сначала цены буквально на всё стремительно росли, потом замедлили рост, но какого-то стремительного же падения, обусловленного сильным курсом валюты, не наблюдается.

В частности, это обусловлено тем, что мы продолжаем потреблять значительную долю импортных товаров, а они реально стали дороже из-за логистики. Причём не только транспортной, но и юридической, ведь товары, ввозимые по параллельному импорту, в любом случае будут дороже.

От крепкого рубля могли бы выиграть импортёры, потому что в этой ситуации они бы могли ввозить больше иностранных товаров.

Но, как было сказано выше, импорт упал, а поэтому и эффект от сильного рубля не ощутим.

«От крепкого рубля проигрывают экспортёры. Они несут расходы рублёвые, а выручка у них валютная. Для многих это критично. Но главный проигравший — это бюджет. Налоги, которые платят экспортёры, — это примерно половина доходов бюджета, если взять не только экспортные предприятия, но и те, что их обслуживают. Налог на прибыль зависит от прибыли экспортёров: если они получают меньше рублей, то и налог меньше платят. Чем слабее рубль, тем больше они платят налогов. А если брать второй по значимости налог — НДС, то он в апреле упал на 54%. Иными словами, доходы бюджета если пока не сократились ощутимо из-за роста экспортных доходов, то всё равно в этих условиях бюджет сильно не добирает», — пояснил Селянин.

При этом, по его словам, расходы бюджета существенно выросли.

Во-первых, за счёт увеличения социальных выплат (более 500 млрд в этом году, порядка 1 трлн рублей — в следующем), а во-вторых, из-за расходов на спецоперацию на Украине, которые, по данным Минфина, составили 180 млрд в феврале, в марте — более 600 млрд рублей.

«Эти деньги надо откуда-то брать. Поэтому наши монетарные власти и говорят, что хорошо бы, чтобы курс рубля где-то 70–80 рублей за доллар, тогда и граждане не будут сильно возмущаться, потому что такой курс уже был, но тогда и решатся вопросы с доходами экспортёров и бюджета», — резюмировал экономист.

Читайте по теме: Россиянам посоветовали забыть о долларе по 80 рублей

Предложения Силуанова

Опрошенные ForPost эксперты критически оценили предложения Силуанова, которые как раз и направлены на ослабление рубля.

Напомним, министр финансов предложил проводить дополнительные интервенции для закупки иностранных валют дружественных стран, тем самым искусственно повысить спрос на них.

Также он предложил отменить репатриацию валюты экспортёрами и тем самым снизить спрос на рубль.

Отметим, сейчас экспортёр обязан вернуть всю валюту от внешнеэкономических сделок в Россию. Иными словами, приобретая рубли за возвращаемую валюту, он повышает спрос на рубль.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов в разговоре с ForPost отметил, что отмена репатриации валютной выручки не приведёт к тому, что экспортёры не будут её возвращаться в Россию.

Всё дело в том, что в нынешних условиях любая компания, работающая с Западом, опасается наложения ареста на счета и конфискации средств.

Кандидат экономических наук Михаил Беляев при этом отметил, что максимум, чего можно добиться методами, предложенными Минфином, — только незначительного ослабления курса рубля.

«Это попытка сломать курс рубля, который обусловлен объективными глубинными экономическими факторами, какими-то искусственными действиями типа интервенций или отмены возврата валютной выручки. Ну на 5–10% так можно откорректировать курс. Однако в условиях рынка мы не должны постоянно создавать тепличные условия для экспортёров — если они «влетели в минус», надо как-то помочь им, налогами, например, но не надо создавать искусственный курс рубля», — пояснил Беляев.

К слову, против предложенных искусственных методов корректировки курса рубля выступила и глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

«Попытки иметь тот курс, который был при старых условиях, — это искусственный курс. Либо потом произойдёт рёзкая девальвация, как у нас уже было», — сказала она.

Читайте по теме: Экономика России падает, но доходы населения можно и нужно повысить

Рубль всё равно ослабнет

Примут ли российские финансовые власти меры, предложенные Силуановым, с учётом разности их позиций, пока непонятно. Однако, по мнению экономиста Константина Селянина, в обозримом будущем рубль ослабнет естественным образом.

«Решать задачи надо либо за счёт роста импорта, либо за счёт сокращения экспорта. Что, собственно, и произойдёт в ближайшие месяцы. Экспорт будет сокращаться из-за санкций, они ведь не мгновенно работают. Понятно, что на Индию и Китай будет оказано давление, чтобы они снизили объёмы закупаемых у России энергоресурсов. Одновременно будет подрастать и импорт, вряд ли он достигнет прежних значений, но всё же какой-то рост будет», — рассказал экономист.

По его словам, из-за этого постепенно рубль ослабнет. Однако на каком значении установится его курс, прогнозировать сейчас невозможно, потому что никто не знает, какие ещё факторы повлияют на это.

«А меры, предлагаемые Силуановым, не решат задачу ослабления рубля. Однако они могут её ускорить до некоторой степени, но крайне незначительно. То есть если при уменьшении экспорта и увеличении импорта мы к этому придём за несколько месяцев, то искусственные меры позволят ослабить курс, возможно, недель за семь», — резюмировал эксперт.

Читайте по теме: Импортозамещение: глубокая порочность

Андрей Мединский

Теги:
Читайте также: