В последнее время крымские автолюбители всё чаще смотрят в сторону электроавтомобилей. Жителей полуострова больше не отпугивают ни цена, ни особенности «заправки» экологичного транспорта. Почему машины с электродвигателями стали пользоваться спросом и с какими трудностями сталкиваются их владельцы, узнал ForPost.
Преимущества электромобилей
В 2025 году электромобили интересовали жителей Крыма в 2,2 раза больше, чем в 2024-м. Такими данными с ForPost поделились специалисты «Авито Авто». При этом, по информации сервиса, спрос на подержанные машины также показал положительную динамику, прибавив 2,7% за год.
Эти же данные в беседе с изданием подтвердил и председатель общественного движения крымских электроводов Андрей Липенко.
«В Крыму количество людей, которые хотят приобрести себе электромобиль, за последнее время многократно выросло», — отметил специалист.
Причины такого резкого роста спроса на электрокары могут быть самыми разными. По мнению Андрея Липенко, для некоторых свою роль сыграли рост цен на бензин и дизель, а также перебои в поставках топлива на Крымский полуостров.
Напомним, к середине сентября стабилизировать ситуацию с энергоресурсами не удалось, но в этот раз нехватку списали на «сезонный спрос». Цены, тем временем, продолжили ползти вверх: к концу текущей недели за литр бензина АИ-95 на крымских заправках просят больше 73 рублей.
«Я сейчас нахожусь в поисках машины и вполне рассматриваю электрокары. Почему нет? Экологичные, нет трат на бензин, а он очень дорогой стал. А ещё они выглядят очень стильно: я не встречала страшненьких электрокаров», — поделилась в беседе с ForPost жительница крымской столицы Анастасия Егорова.
Далеко не все опираются на вопросы топлива в выборе авто. Например, семья Лабушко из Керчи мечтает об электрокаре, но опасается брать его в качестве первой машины.
«Моему мужу нравятся электроавто, но он очень переживает за наличие деталей и стоимость ремонта, так что мы думаем остановиться на машине с топливным двигателем. Хотя мне “электрички” нравятся больше, они тихие и не воняют», — пояснила Инна Лабушко.

С сомнениями, основанными на стоимости ремонта, в своё время столкнулся и владелец электроавтомобиля Дмитрий Ларин. Перед покупкой молодой человек тщательно изучил рынок и узнал, что далеко не все электрокары требуют серьёзных вложений для ремонта.
Например, запчасти на наиболее распространённые в России японские «Ниссаны Лиф» можно найти даже на маркетплейсах по доступной цене. А вот ремонт не менее популярного американского «Шевроле Болт» уже может обойтись владельцу в копеечку, да и достать запчасти будет проблематично. При этом замена батареи на «электричке», вне зависимости от страны производства и дешевизны обслуживания автомобиля — очень существенная статья расхода.
«Я оценил все риски за полдня. Не прогадал. Даже с учётом не самой удачной покупки электромобиля уверяю: его эксплуатация в “длинных деньгах” дешевле эксплуатации авто с двигателем внутреннего сгорания. В семье есть и бензиновый автомобиль, чётко осознаю, о чём говорю. Мечтаю о продаже этой “бензинки” и покупке второй “электрички”», — рассказал севастополец.
Недостатки электромобилей
Как и у любых других автомобилей, у электрокаров есть свои недостатки. Большинство из них, по словам собеседников ForPost, связаны с зарядкой.
Как отметил Дмитрий Ларин, организовать точку медленной зарядки рядом с многоквартирным домом стало практически невозможно. В стране попросту нет регламента, который разъяснял бы вопросы взаимодействия энергоснабжающих организаций с автовладельцами или описал бы, как управляющей компании установить точку зарядки на территории дома. Из-за этого владельцам электрокаров приходится заниматься «самодеятельностью» — подключать авто к розетке через промышленные удлинители.
«Сейчас я бьюсь лбом о бюрократическую неурядицу в “Севастопольэнерго”, не могу убедить пожилую председательницу ТСЖ в безопасности установки зарядной точки. Поэтому заряжаюсь только на общественных быстрых электрозарядных станциях (ЭЗС)». — поделился собеседник издания.

Впрочем, зарядка на ЭЗС тоже может превратиться для крымских автомобилистов в целое приключение. С каждым годом число станций в Крыму кратно увеличивается, но их распределение неоднородно. На севере и юге полуострова водителям придётся сперва отыскать ЭЗС, а затем и постоять в очереди на зарядку.
К слову, даже если станция найдётся, с подключением к ней могут возникнуть проблемы. Дело в том, что система использует приложения, которые работают только при наличии интернета.
«А ещё на зарядной станции нас ничего не защищает от стихии. Летом автомобиль жарит солнце, в дождь или снег наши разъёмы мокрые либо заметённые снегом. Бывает, что на некоторых ЭЗС они из-за этого не подключаются: в момент теста подключения зарядники просто блокируются, потому что мокрые», — поделился Андрей Липенко.
Владельцы конкретных моделей электрокаров также могут столкнуться с тем, что на ЭЗС просто не будет подходящей для них зарядной вилки. Как объяснил в беседе с ForPost председатель общественного движения крымских электроводов, разъёмы популярных «Ниссан Лиф» не вошли в новую концепцию развития электротранспорта в России, а значит зарядные станции страны не обязаны оборудовать подходящими штекерами.
Поэтому водителям «Ниссанов» приходится либо искать для себя альтернативные маршруты, на которых будут ЭЗС с нужными разъёмами, либо покупать переходники стоимостью от 60 до 80 тысяч рублей.
«На новой трассе до Краснодара уже появились заправки и зарядные станции, на которых отсутствует разъём для самого популярного в России электромобиля», — печально подметил Андрей Липенко.
Риск против дороговизны
Сложнее всего в электромобиле ремонтировать батарею. При её износе заявленный пробег на одной зарядке заметно уменьшается, начинаются сбои при подзарядке, на неё тратится больше времени.
Поэтому опытные электроводы рекомендуют соблюдать несколько правил, чтобы продлить аккумулятору жизнь.
«Советую раз в пару месяцев диагностировать состояние батареи: есть ли дисбаланс по ячейкам, нет ли критических изменений. Для современных электромобилей необходимо поднимать машину раз в сезон и тщательно осматривать контур охлаждения на предмет утечек антифриза. Общий совет — не допускать длительных простоев (больше 6 часов) ЭМ с уровнем заряда выше 80% или ниже 20%», — поделился Дмитрий Ларин.

В противном случае всего через несколько лет активного использования батарея может прийти в негодность. По данным из открытых источников, полноценная замена устройства с его калибровкой под конкретную машину обойдётся владельцу в 250-600 тысяч рублей. Поэтому многие предпочитают замене «перепак».
Как объяснил Андрей Липенко, перепаковка автомобильной батареи — это замена одной или нескольких ячеек аккумулятора. В случае, если работу проводит мастер, такая альтернатива позволяет кратно удешевить ремонт авто. Но если в процессе была допущена ошибка, это может привести к непоправимым последствиям.
«Ёмкости большие, токи высокие. Может произойти всё, что угодно. А литий-ионные аккумуляторы обычным огнетушителем тушить нельзя. Поэтому в электромобиле нужно иметь “тревожный чемоданчик”, который в случае поломки можно оперативно вынести из авто. Пусть в нём лежат все ценные вещи и документы», — подытожил пользователь.
Тем временем, в России в ближайшие три года планируют построить без малого две тысячи новых зарядных станций для электрокаров. Как сообщал ForPost, по подписанному в августе распоряжению Правительства России, государство возместит операторам ЭЗС до 60% затрат на установку новых точек зарядки. На эти цели уже выделено 5,7 миллиарда рублей.
Елена Фокина
Фото: Татьяна Воробьёва|ForPost, ForPost
Обсуждение (5)
А ещё надо добавить, что на одну быструю зарядку надо делать 6-8 медленных.
val.prasolov,
Медленная зарядка, это обычная розетка на 220 вольт и кабель в багажнике автомобиля. Вы что делать предлагаете? Розетки 220 вольт, на каждом столбе прикрутить?
SetCat33,
Имелось ввиду не количество точек зарядки, а требуемая последовательность зарядок батареи одного электромобиля, чтобы батарея дольше служила.
Электромобили - очевидная перспектива.
Организация заправок должна идти опережающими темпами
Пора в Севастополе новую услугу вводить, курьерская доставка бензина. Люди с северной уехать не могут, Бензина нет ни на северной ни в Инкермане.