По центру Севастополя предлагают пройтись бульдозером
Российские города всё чаще дают пример нового, продуманного и эргономичного благоустройства, но в Севастополе оно остаётся формальным, ориентированным на галочки в отчётах, а не на реальный комфорт и красоту среды. В уникальном по архитектуре городе не развита система контроля за строительным проектированием. Об этом севастопольский архитектор Георгий Григорьянц заявил на сайте севастопольского отделения Союза архитекторов России.
Какие-то его заявления могут быть спорными, а с какими-то трудно не согласиться.
Монументальность строящегося на мысе Хрустальном культурного кластера не органична в этом пространстве, и красивая картинка без привязки к местности не украсит город после воплощения, считает Григорьянц.
«Мастерство старых послевоенных архитекторов определялось ещё и умением чувствовать масштаб города, чего мы не можем видеть на мысе Хрустальном», — говорит он.
Архитектор не становится в позу «ничего не надо, оставьте всё как есть», но призывает к значительно бóльшей проработке архитектурных проектов. Как отрицательный пример он приводит стилистическую неуместность другого кластера — у Херсонеса Таврического.
Фото: Telegram Михаила Развожаева
«То, что строится перед городищем Херсонес, возможно, но следовало бы не спешить с быстрым принятием решений по архитектуре. На мой взгляд, имея за стенкой уникальный комплекс древнего Херсонеса, не стоило бы театрально-барочно декорировать фасады вновь возводимых зданий, тем более что рядом стоят монастырские шедевры», — говорит архитектор.
Фото из архива Степана Самошина
Приморский бульвар, Артиллерийская бухта, набережные Корнилова и Клокачёва , по мнению Георгия Григорьянца, требуют жёстких методов московского мэра Сергея Собянина, зачистившего пространство вокруг станций метро в центре города.
«Здесь есть только одно средство исправления ситуации — бульдозер. Учитесь смелости у столицы, потому как сегодня наш Приморский бульвар и площадь Артбухты — это стыд и позор города-героя Севастополя», — считает архитектор.
Юлия Блоцкая ForPost
Его видение этого пространства таково:
— сделать территорию прогулочной, переместив торговлю в магазины первых этажей проспекта Нахимова;
— ресторан (в прошлом яхт-клуб и летний кинотеатр) с сохранением исторической стилистики фасадов реконструировать в камерный концертный зал Севастопольской филармонии;
— вместо дельфинария на набережной Корнилова как составную Дворца детства и юности создать амфитеатр со сценой для детских концертов на фоне моря;
— демонтировать «стометровку», активно озеленить площадь, а на месте исторической «Ивушки» сформировать круглую площадь, на которой установить памятник Григорию Потёмкину (напомним, памятник пока не нашёл своего места в городе);
— набережную Клокачёва зачистить от диссонирующих построек, организовав зелёную зону с аллеей к мемориальному комплексу мыса Хрустального.
Юлия Блоцкая ForPost
Напомним: такое видение пространства набережной Клокачёва в 2018 году предлагали Екатерина Николаева и Ксения Грюнберг из питерской архитектурно-реставрационной мастерской «Вега». Тогда поддержать их доклад о «козьих тропах» к мемориалу пришёл знаменитый севастопольский архитектор Адольф Шеффер. Однако с тех пор уродующие новообразования над пляжем «Хрустальный» только выросли, изо всех сил стремясь отстоять себя в суде.
Как выглядели бы набережные Корнилова и Клокачёва без бизнес-объектов, Георгий Григорьянц визуализировал ещё в 2019 году.
После возвращения в Россию миллиарды рублей потекли в Севастополь — вот только уровень архитектурной службы в городе им не соответствовал ни тогда, ни сейчас, пишет Григорьянц.
«Следует вновь ввести в городе должности главных архитекторов и художников муниципальных образований. Они должны мониторить то, что происходит в строительстве и обустройстве города. Так было раньше — и не следовало бы от этого отказываться в ущерб нашему любимому городу Севастополю», — настаивает архитектор.
Напомним печальные примеры антихудожественного благоустройства, которым руководил бывший глава Ленинского муниципалитета Антон Тицкий.
В результате утверждения им скинутых по телефону эскизов в Севастополе появились два крайне неудобно установленных бетонных якоря с «солитёрами», а чудовищно выполненного «вежливого человека» под давлением горожан пришлось убрать из сквера у собора Петра и Павла. Однако бюджет остался «освоен» — и никто за это не ответил. Так что человек с профессиональным художественным видением пространства муниципалитетам точно бы пригодился.
Фото: Денис Неугодников / Виктор Чижов
А вот что касается главного архитектора, он в Севастополе есть — с 1 декабря 2020 года им является вице-губернатор Николай Гордюшин. И даже если его работа не замечена и не оценена Георгием Григорьянцем, как минимум в одном оба специалиста сходятся — вопросами архитектуры и благоустройства должны заниматься профессионалы, а не рядовые жители.
«Взялись устраивать с населением бесконечные советы с терроризирующими вопросами — а где будем ставить скамейки и чем будем мостить дорожки? Это дурной тон, потому как должны проектировать и решать опытные архитекторы по заданиям муниципалитетов», — считает Григорьянц.
Такой же позиции придерживается и Николай Гордюшин. «Каждый должен заниматься своим делом», — год назад говорил он в эфире телеканала НТС.
Что ж, получать комфортную и красивую городскую среду, не тратя на её создание ни сил, ни времени, — это мечта любого горожанина. Только вот пока что рассчитывать на это не слишком получается: то те самые лавки устанавливаются на солнцепёке, то тротуарная плитка сурова до тюремности (у центрального загса это особенно коробит), то обновлённое пространство кидается под ноги совершенно ненужными ступенями и препятствиями.
И это только то, что принято считать мелочами.
Светлана Косинова