Уход Алексея Каспржака с поста директора международного детского центра «Артек», расположенного на южном берегу Крыма, стал для посёлка Гурзуф неожиданностью, ведь ни один из амбициозных проектов Каспржака не закончен. Лагерь «Солнечный» не достроен. Окончательные решения по земле — в том числе в Европейском суде по правам человека — не вынесены. Дом для сотрудников, выселяемых с территории, не сдан и программа переселения не подписана. Зато под занавес Каспржак подарил квартиры своим соратникам — «лучшим сотрудникам команды», пишет издание «Примечания».
Слухи о скором увольнении Алексея Каспржака ходили по Гурзуфу давно. Ещё летом источники в «Артеке» сообщали, что семья директора, жена и дети, покинула Гурзуф. Однако сам Каспржак до последнего информацию опровергал.
Накануне увольнения по лагерю распространили объявление. Лист А4, отпечатанный на чёрно-белом принтере, с фотографией Каспржака на фоне лагеря. И текст: «Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас во вторник, 4 декабря, посетить мою лекцию. Тема публичной лекции: «Артек»: развиваться, чтобы сохранить».
Почти сразу стало известно, что это будет прощальное собрание. Вот что написали о нём сами работники «Артека»:
«Наш Каспржак провёл последнюю встречу с сотрудниками, в основном с руководящим составом и вожатыми. Началась встреча с демонстрации мультика «Масяня» — помните, слова в этом мультике: «Кто? Директор? Да, пошёл в ж..., директор!». Потом последовал отчёт о том, как хорошо лагерь жил и развивался под его руководством, после чего снова показали музыкальный ролик.
После ролика директору задавали вопросы. Ничего серьёзного не спрашивали — да и смысл уже? Он своё дело сделал. Спросили только, почему он запретил сотрудникам купаться в море в то время как строители — «джамшуты», многие из которых находятся в лагере нелегально и прячутся по кустам, когда приезжает ФМС — купаются. Но Каспржак съехал с ответа.
Но самое шокирующее, что под конец он подарил квартиры высококвалифицированным специалистам за их труд. Якобы они с администрацией всё посчитали, и у них получается несколько свободных квартир <в строящемся доме для сотрудников «Артека» и выселенцев с территории лагеря на улице Строителей, 11-Г в Гурзуфе>, вот он им их и отдаёт. И подписал при всех какие-то бумаги по этому вопросу».
Счастливчиков всего семеро. Одной семье досталась четырёхкомнатная квартира, двум — двухкомнатная, остальным — однокомнатные. Среди фамилий — действующий начальник артековского порта, бывшие директора лагерей «Янтарный», «Лесной», «Хрустальный», бывший директор артековской школы, бывший глава пресс-службы «Артека». Все те, кто носит приставку «экс», были сняты с должностей самим Каспржаком.
«Это компенсация за снятие с должности и благодарность за прогибы, прогибы и ещё раз прогибы», — прокомментировали подарки присутствовавшие на собрании в своём письме.
Суды, суды, суды
Это не зависть. В последние годы — после того, как власти Крыма передали 216 гектаров земель «Артека» в федеральную собственность без предварительной инвентаризации и анализа существующего землепользования — имущественные вопросы в Гурзуфе обострились невероятно.
Администрация Каспржака не раз заявляла, что взрослым не место рядом с детьми. Поэтому территорию лагеря необходимо обнести капитальным забором, а всех, кто оказался внутри периметра, — выселить. Решение, может, и здравое, но есть проблема: многие дома и даже целые посёлки существовали задолго до «Артека» и попали на территорию по мере его расширения. Другие появились позже, но были построены руками самих сотрудников, потомки которых теперь там живут.
В 1990-е годы «Артек» активно избавлялся от принадлежащих ему служебных и приспособленных под служебные (среди них есть, к примеру, дачи состоятельных людей, построенные до 1917 года) домов, передавая их в коммунальную собственность Гурзуфа. Поссовет разрешил их жильцам приватизировать квартиры. При этом оформлением земли под домами никто не занимался, по умолчанию считалось, что она принадлежит жильцам.
Теперь вдруг оказалось, что земля под домами принадлежит «Артеку», а приватизированные квартиры как бы зависли в воздухе.
Так сложилось, что у большинства многоквартирников в посёлках южного берега Крыма придомовые участки поделены и освоены. Раньше там были подсобные сарайчики (в таких хранили дрова), летние кухни, душ с туалетом. А теперь, после появления удобств внутри квартир, многие построили там домики под сдачу или гаражи.
Все это руководство лагеря требует снести. Исков по сносу «самовольных строений», — которые, к слову, внесены под литерами в паспорта БТИ и приватизированы — у «Артека» только в судах 289. А всего в лагере насчитали около 600 таких объектов — эта цифра звучала в одном из заседаний.
Постройками дело не ограничится, считают в Гурзуфе. В одном из процессов юристы «Артека» подвергают сомнению правомерность приватизации квартир в 1990-е годы. При этом, жалуются ответчики, если их заставляют рыться в архивах в поисках подлинников документов, доказывающих право на жильё и землю, то «Артек» спокойно носит в суды неизвестно как заверенные копии — и суд их принимает.
Так же «Артек» предпринимал попытки массово признать дома на территории и по периметру аварийными, чтобы расселить их и снести. Для этого в посёлок Гурзуф приезжала большая межведомственная комиссия с представителями властей Ялты и местного артековского ЖКО. Непонятно, почему переданными в федеральную собственность объектами не занимается Росимущество, но комиссии нужно отдать должное: в большинстве случаев она признала дома нуждающимися в капитальном ремонте, но не аварийными. Под снос пойдёт всего пара домов.
А ещё с «Артеком» судятся те, кто не один десяток лет живёт и продолжает жить в артековских общежитиях. В основном иски касаются права предоставления постоянной регистрации. Дело в том, что при Украине все общежития относились к жилому фонду и выселять из них людей без предоставления иного жилья было нельзя. В России общежитие может быть нежилым — для временного проживания, чем и воспользовалась администрация «Артека» при перерегистрации имущества.
Теперь люди живут фактически во временном жилье, хотя у них в паспортах стоит штамп о постоянной прописке. И никого ни выписать, ни вписать к себе они не могут: ни новорождённых детей, ни вернувшихся с учёбы студентов. Снялся с регистрации, чтобы вселиться в такое же временное общежитие университета, — считай, бомж. Назад «Артек» тебя не пропишет.
Кстати, сотрудники, которым Каспржак подарил на днях квартиры, живут как раз в таких общежитиях.
Также в Европейский суд по правам человека направлена жалоба по пляжу Гуровские камни — все российские инстанции коллективный иск жителей Гурзуфа уже прошёл. Этот участок берега гурзуфцы считали поселковой землей, а местные власти даже выделяли здесь места под НТО. Но в 2015 году «Артек» объявил склон над пляжем своей территорией и перекрыл доступ к морю. Теперь там, прямо у воды, строятся корпуса нового лагеря «Солнечный».
«Кухня два на полтора»
Заложниками недальновидной передачи «Артеку» «всего и сразу» стали сотни, если не тысячи человек. Кто-то не смирился и борется до конца — в судах и кабинетах, другие добровольно сносят свою собственность, третьи готовятся к переселению.
По переселению больше всего вопросов. На выделенном министерству образования и науки РФ, которому подчиняется «Артек», участке земли на улице Строителей, 11-Г «Артек» строит для переселенцев дом — 12-этажный корпус, напоминающий общежитие.
По сути общежитием он и является, говорят сотрудники «Артека». Первоначально планировалось, что у дома будет 18 этажей, но позже их число из-за сейсмики срезали. Сначала людям говорили, что будут выделять квартиры исходя из нормы 18 квадратных метров на человека, потом оказалось, что дом — эконом-класса, и больше 14 квадратных метров никому не дадут.
«Квартирки в доме маленькие, — жалуются те, кто уже знаком с планировкой. — Комнатка — 14 метров, кухня — два на полтора, длинная кишкой ванная с туалетом, коридорчик. Вместе с балконом — 28 квадратов».
Квартиры с большим количеством комнат — такие же крошечные.
Приватизировать это жильё будет нельзя, так как оно получено после вступления в силу нового Жилищного кодекса 2005 года. Это сейчас закон защищает людей, вселившихся в комнаты «Артека» ещё при Украине: выселить их в никуда нельзя — даже из общаги в очередную общагу на Строителей, 11-Г, если они не хотят. Это сейчас они могут требовать по суду предоставить им жильё с возможностью оформления договора соцнайма и последующей приватизации. После добровольного переезда право на защиту своих жилищных прав они фактически потеряют.
Когда-то Каспржак и его команда объясняли ситуацию так: после окончательного решения вопроса о переселении, когда на территории «Артека» не останется ни одного постоянно проживающего человека, руководство сможет обратиться к Минобрнауки РФ с просьбой передать дом на баланс муниципалета с последующим заключением договора социального найма и приватизацией. Но когда это будет?
Программы переселения в «Артеке» тоже не видели. Кто будет переезжать, в какие квартиры, на каких условиях — до конца не ясно. На многочисленные запросы артековских работников, Минобрнауки РФ сначала отвечал, что программа есть и подписана, а сейчас — уже при министре Васильевой — пришёл ответ, что она только разрабатывается.
Подлежащих переселению постоянно пытаются пересчитать. Сначала просили людей заполнить заявления, сам текст которых неоднозначен. Людей фактически заставляли признать, что они живут в служебном фонде «Артека», хотя многие дома на территории относились к ранее существовавшим поселкам Осман, Первушино, Пионерский. Кроме того, заявители писали, что всё происходит добровольно.
Позже замдиректора «Артека» Александр Косых объявил сбор документов, подтверждающих право на предоставление жилья. Нужно предоставить справку о том, что семья является малоимущей, а её члены не являются собственниками земли, квартиры или части приватизированной квартиры. Если хоть какая-то собственность есть, квартиры на Строителей, 11-Г таким не положена.
В итоге, как сообщил Косых в интервью внутренней газете «Артековец», 23 семьи признали, что у них есть другое недвижимое имущество, переселятся они не хотят, но и покидать свои жилища на территории лагеря не намерены.
Их можно понять. «Примечания» уже писали о Сергее Иващенко-Алакозове. Он всю жизнь прожил на Гуровских камнях, где сейчас строят «Солнечный». Дом, где вырос Сергей, построил его дед, приехавший в 1950-е годы прошлого века строить лагерь для детей. Построил своими рукам, таская после работы камни с окрестных склонов и песок с пляжа. А теперь дом, который при Украине так и не удалось приватизировать (бюрократические процедуры длились годами и так ни к чему и не привели), скорее всего, снесут. Сергей не понимает, почему за отчий дом ему не положена компенсация. Только потому, что он смог нажить за долгую жизнь квартиру в другом месте?
Сергей Иващенко-Алакозов на собственной шкуре ощущает фразу, сказанную когда-то Алексеем Каспржаком: «Они должны понимать, что жить на закрытой территории неудобно». Буквально за неделю до увольнения гендиректора Росгвардия, которая теперь охраняет «Артек», остановила машину мужчины на одном из КПП. Но привычным внешним осмотром дело не закончилось: поступило требование открыть багажник. Сергей попросил пригласить понятых и заполнить протокол досмотра. Начались разборки, на место подъехала полиция. После долгих препирательств Сергею так и не дали проехать. Пришлось оставить машину у КПП и идти домой пешком с тяжёлыми сумками.
В конце ноября руководство «Артека» приглашало подлежащих переселению людей на распределение квартир. А незадолго до этого между ними распространили бумагу — порядок добровольного переселения, где были перечислены по пунктам необходимые действия. Некоторые пункты вызывают недоумение: людям предлагалось самостоятельно обратиться в ФМС и сняться с регистрационного учета — при том, что никаких бумаг на квартиры нет, а сам дом не сдан в эксплуатацию.
Видимо, за счёт 23 семей, отказавшихся от переселения, и выделили квартиры семи счастливчикам. Самым лояльным, шепчутся в «Артеке», недоумевая, почему не одарили реально нуждающихся — многодетных, малоимущих, инвалидов.
С советских времён в лагере вели свою очередь нуждающихся в расширении. К концу 2013 года, когда она была заморожена, в ней стояло 243 семьи. Все они подлежали включению в общую ялтинскую очередь, если бы руководство «Артека» до конца переходного периода 1 января 2015 года, обратилось с соответствующим заявлением к властям Ялты. Теперь поезд ушел — придётся каждому самостоятельно подавать документы и становится в хвост многотысячного перечня нуждающихся в жилье ялтинцев.
Теперь осталось дождаться, когда дом достроят и сдадут. Говорят, с этим тоже могут возникнуть проблемы. В последних числах ноября в Гурзуф приезжала межведомственная комиссия, осмотревшая все объекты, в том числе дом на Строителей, 11-Г и лагерь «Солнечный». Обнаружено множество нарушений.
Кроме того, у дома могут возникнуть проблемы с коммуникациями: на этом склоне все дома подключены к сетям «Артека», что не совсем законно. Так как дом формально не относится к имуществу лагеря, его нужно подключить к поселковой канализации, а для этого — построить насосную. Говорят, место под неё уже найдено и строительство идёт.
Обсуждение (7)
А кто будет отчитываться за миллиардные проекты?
ужас какой.
maxs
ужас какой.
Да ладно, мы дома, теперь хоть камни с неба.
Главное что нет войны, потерпим!!!
Как то очень напоминает то, что делается у нас только в другом ракрусе.
Я начальник,вы дураки.
to Андрей04: Дома тем более должен быть порядок.
Как похожи друг на друга все эти эффективные менагеры (их имена вы знаете), как будто их штампуют в одном месте с одинаковой программой, зашитой в мозги. И это огромнейшая проблема России - дефицит кадров адекватных управленцев, способных не только "осваивать", но создавать что-то необходимое для всей страны.