Молодые специалисты всё чаще покидают место работы, не отработав и года. И проблема совсем не в том, что зумеры не хотят трудиться, — они настроены жить здесь и сейчас, в то время как рекрутёры с подозрением относятся к слишком длительным паузам в резюме.
Почему зумеры не боятся потерять работу, какого кандидата ищут компании и почему с поколением Z ещё не всё потеряно — в материале ForPost.
Микропенсия или новый образ жизни
В то время как поколение их родителей стремилось к выслуге лет и гарантированным выплатам, зумеры выбрали для себя микропенсии. Как рассказала «Газете.Ru» HR-директор Коммуникационной группы PROGRESS Екатерина Зеленкова, это длительный перерыв в работе, но не для поиска нового места, а для восстановления, путешествий, хобби или обучения.
Микропенсию можно сравнить с выплатами посреди жизни, которые дают возможность выдохнуть и заняться тем, на что обычно не хватает времени. Молодые специалисты не хотят ждать старости, чтобы начать жить для себя, объяснила эксперт. В условиях высокой неопределённости и риска выгорания такой подход становится способом сохранить ментальное здоровье и личную свободу, а не просто отдохнуть перед рывком.
Многие склонны видеть в микропенсиях нежелание молодёжи работать. Ольга Питкевич, психолог частной практики с опытом работы по оказанию первой психологической помощи в благотворительной организации «Российский Красный Крест», отметила в беседе с ForPost, что это не совсем верное суждение.
«Это не новое поколение лентяев и не иная модель жизни. Это самоопределение молодёжи, переходный этап к взрослой жизни», — подчёркивает она.
Но при этом важна наполненность этой паузы: по мнению психолога, отдых до восьми месяцев можно считать естественной остановкой, но только если происходит поиск себя и своего места в обществе. Если же этого не случается, пауза рискует превратиться в бегство от реальности.
Но разве 20 лет назад у людей не возникало желания отдохнуть и найти себя?
Если сравнивать нынешних зумеров и их родителей, то вторые, по словам Питкевич, не испытывали такой сильной цифровой перегрузки. У них было чёткое понимание, что место в обществе нужно заслужить, поэтому формат «дом — работа, работа — дом» казался самым привычным и базовым.
«Сейчас молодые люди перегружены информацией, вариантами выбора рода занятий, давлением окружения, рекламы. Всегда легче выбрать между двумя-тремя, чем между сотней предложений. Если предложений или вариантов множество, то возникают ощущение невозможности выбора, сомнения, страх ошибки», — поясняет психолог.
При этом она считает, что рабочий год, а затем отдых в семь-восемь месяцев с увольнением — не лучшая разгрузка для психики:
«Это как раз может привести к обесцениванию своих достижений, просто потому что их будет немного».
Психолог частной практики, специалист центра психоаналитической психотерапии при НИУ ВШЭ Екатерина Талис считает, что корни такого поведения стоит искать в детстве.
Как она отметила в разговоре с ForPost, ребёнок, растущий в условиях постоянной смены кружков и секций, привыкает к изменению видов деятельности, что формирует определённые модели поведения во взрослой жизни.
«Можно сказать, что нынешняя тенденция представляет собой обратную сторону феномена отложенной жизни, — объясняет психолог. — Если раньше родители откладывали удовольствия на будущее, то сегодняшнее молодое поколение живёт настоящим моментом. Их девизы звучат примерно так: "Жизнь одна! Ни в чём себе не отказывай!"».
Однако, по мнению Екатерины Талис, резкое чередование интенсивной работы и длительных периодов отдыха имеет свои риски.
С одной стороны, это помогает предотвратить выгорание и развивает креативность. С другой — резкий переход от активного состояния к пассивному может вызвать трудности с адаптацией нервной системы.
«Вспомните длительные новогодние праздники, что вы чувствуете после них?» — задаёт риторический вопрос эксперт, указывая на то, что возвращаться в строй всегда тяжело.
Резюме с пробелами
Не все российские компании пока готовы принять сотрудников с таким опытом. Согласно опросу SuperJob, длительный перерыв в стаже остаётся серьёзным сигналом для рекрутёров.
42% опрошенных представителей работодателей заявили, что перерыв в работе более года без уважительных причин заставляет их сомневаться в компетентности соискателя. 43% рекрутёров также негативно относятся к тем, кто меняет место работы чаще, чем раз в полгода.
Кажется, что для зумеров нет места на рынке труда, но всё не так однозначно: 33% работодателей признались, что вообще не обращают внимания на перерывы в стаже, а для 10% опрошенных частота смены работы не является определяющим фактором при найме.
Сами россияне относятся к карьерным паузам гораздо лояльнее. 55% экономически активных респондентов считают, что менять работу следует исключительно «по обстоятельствам», а стаж на одном месте не имеет значения.
Зумеры, которые приняли участие в опросе, подтверждают, что не готовы оставаться на работе из-за стажа или зарплаты: 91% из них уверены, что увольняться нужно по ситуации, 9% поддерживают идею смены работы каждые три года.
Глаза боятся, а руки нанимают
Сможет ли соискатель с годичным перерывом в резюме быть эффективным сотрудником?
Дарья Ильина, HR-менеджер кикшеринговой компании с 15-летним опытом в найме, уверена, что оценивать молодое поколение следует иначе.
Когда Дарья видит в резюме кандидата паузу в полгода или год, она не ставит на нём крест. По её словам, за 15 лет практики она поняла, что наличие непрерывного стажа не равно продуктивности.
«Я никогда не спрашиваю: "Почему вы так долго не работали?" в осуждающем тоне. Я спрашиваю: "Чем вы занимались в это время?". И часто выясняется, что человек за этот год прошёл онлайн-курсы, разобрался в смежных областях, путешествовал, посещал лекции. И это всё опыт, которого часто не хватает людям с одним длительным местом работы», — рассказала HR-менеджер в беседе с ForPost.
Ильина признаёт, что многие рекрутёры боятся нанимать зумеров из-за опасения, что они скоро уйдут. Но такой подход, по мнению эксперта, — пережиток прошлого:
«Раньше считалось, что, если человек проработал на одном месте десять лет, — это опора компании. Но в нашей среде, где всё меняется каждый сезон, гораздо важнее скорость реакции, чем количество лет. Зумеры не задерживаются на работе, которая им неинтересна. Но если их что-то затянет, они выдают КПД даже больше, чем опытные сотрудники».
По словам Ильиной, новое поколение обладает набором качеств, которых нет у людей постарше:
«Мы, например, работаем с IT, городской инфраструктурой и сервисами. И зумерам работать с цифровыми инструментами гораздо проще. Они быстрее всех осваивают новые софты и умеют работать с большими потоками информации без паники».
Говоря о лояльности, HR-менеджер предлагает смотреть на вопрос шире.
«Выгоревший сотрудник, который держится за кресло, потому что «так надо», приносит компании убытки. Я не говорю, что микропенсии — это однозначно хорошо. Но с молодыми нужно уметь договариваться, искать компромиссы, потому что они в будущем и составят основу трудящихся», — резюмировала Ильина.
Для взрослых людей, которые выросли в парадигме «стаж и стабильность равно успех», новый тренд может выглядеть непривычно. Однако рынок труда неумолимо меняется. И сейчас зачастую для компании важнее «горящие глаза» и скорость освоения новых инструментов, чем штамп в трудовой книжке.
Зумеры же, в свою очередь, рискуют превратить паузу в образ жизни, если за периодом отдыха не последует нового вызова. Рынок приходит к балансу: работодателям придётся учиться договариваться, а молодым — искать ту самую работу, ради которой захочется отложить следующую «микропенсию».
Дарья Клименко

"...Не все российские компании пока готовы принять сотрудников с таким опытом. Согласно опросу ... длительный перерыв в стаже остаётся серьёзным сигналом для рекрутёров...".
Да ладно! Неужели тех, кто работал неофициально с зарплатой в конверте (а у них в трудовых книжках перерывы исчисляются годами), никуда не берут?
А ответ довольно прост: отсутствие целенаправленной идеологии в государстве, засилье рекламы "западного образа жизни", постоянная реклама "хорошей жизни" в мерседесах и гуччи с баленсиагами, Искренне убеждение современной молодёжи , что им все должны и они Особенные (родители так воспитали) и Лень Обыкновенная.
На какие шиши? Они не боятся потерять работу не потому что такие смелые, а потому, что не понимают ещё, что к старости могут остаться без копейки. Им в головы вложили "Большую американскую мечту" - что рано или поздно "повезёт", чудо случится и всё само собой образуется. Поверили, и теперь так и живут. Надолго ли - вот вопрос.
А может быть по другому, может они не хотят считаться якобы свободными, а по факту крепостными за гроши и на пластиковую еду. Может потому, что они прекрасно понимают, что до микропенсии могут не дожить, а если доживут, то и пенсию могут не получить. Может они догнали , что пахать и ограничивать себя , откладывая в банки, можно просто лишиться, накопленного трудом. Может просто они умеют думать и анализировать. И нет тут ничего прозападного и потребительского.
Не у всех же папы Цивилевы, Ротенберги и подобные. При чем дети этих где? Где обучались и за какие зарплаты работают, во что одеты и что едят? О да это вопросы прозападные вы что и задавать не стоит.
У многих из коментирующих мышь в холодильнике уже давно повесилась, про качественные помидоры и огурцы с мясом мечтают, не знают разницу чем шерсть от полиэстера и одежда из этого отличается, долги нищета, но про западные ценности везде лепят.
А какая ценность сейчас живи нищим, служи за похлебку, молчи и улыбайся?
Хватит.
Прекратите издеваться над людьми и не трогайте молодь, сами разберуться.