На фоне вчерашнего кровавого теракта в Санкт-Петербурге прозвучало официальное заявление посла России в Минске Бориса Грызлова о том, что ядерное оружие РФ в Белоруссии будет придвинуто к западным границам Союзного государства.
Трудно сказать, насколько его появление было увязано с самим терактом, но в любом случае оно существует в едином контексте, и это крайне симптоматично.
Размещение ТЯО в Белоруссии предпринято Россией демонстративно и предельно повысило ставки в конфликте с коллективным Западом и, прежде всего, с его восточноевропейской частью.
Причина проста: ТЯО — это не стратегические баллистические ракеты, периметр его действия ограничен именно Восточной Европой. Прежде всего Польшей и Прибалтикой.
Нам известно, что Варшава является наиболее активный союзником и военным партнёром Киева. Следом за ней идут Прага и Братислава (Рига, Вильнюс и Таллин по умолчанию).
В формальном смысле слова Россия угрожает своим ядерным оружием именно этим государствам.
С другой стороны, у Москвы после такого решения больше не имеется иных средств воздействия на регион, кроме непосредственно боевых действий.
О такой инициативе России был, вероятнее всего, заранее предупреждён Китай, причём окончательно это было согласовано на недавнем саммите глав России и КНР в Москве.
Что касается технической подготовки к размещению тактического ядерного оружия в Белоруссии, то она началась не вчера и шла, скорее всего, ещё с середины 2022 года, и китайцы практически наверняка были в курсе.
Пекин в совместной декларации с Москвой пусть и озвучил тезис о недопустимости применения в конфликте ядерного оружия, но по поводу размещения тактического ядерного оружия в Белоруссии ни слова не сказал.
Более того, китайский МИД накануне снова заявил: «Ядерная война никогда не должна быть развязана, стороны должны сосредоточиться на дипломатическом решении украинского кризиса». Но и в данном заявлении не было ни единого слова о размещении ТЯО на белорусской территории.
Следовательно, КНР вряд ли возражает против подобного способа политического и военного шантажа.
Напротив, признаков того, что Пекин нынешний тип ведения украинского конфликта более или менее устраивает, всё больше.
Китаю выгодна вязкая война без подавляющего преимуществ одной из сторон, длящаяся долго.
Что до мировых энергетических и зерновых рынков, а также рынков удобрений и многих других, то они уже очевидно приспосабливаются к реальности СВО и уже существуют без особой оглядки на происходящее.
Китай тоже к этому приспособился, причём даже с небольшой выгодой для себя.
Ведь пока Вашингтон занят Киевом, у него остаётся не слишком много сил для военной агрессии против Пекина и в целом для активной антикитайской деятельности в азиатском регионе. На том же Тайване, в Японии, в Южной Корее или на Филиппинах.
В такой ситуации у России открывается некий оперативный простор для политического и военного маневрирования ТЯО в Белоруссии.
Читайте по теме: Россия разместит ядерное оружие в Белоруссии
Павел Кухмиров