пн, 01/01/2024 - 15:29

Новые «Бременские музыканты» — наше достижение или фильм-паразит?

Хорошо или плохо, что российский кинематограф пошёл по следам ушедшего из РФ Диснея?

Новый год начался с громкой премьеры: 1 января в кинопрокат вышел фильм «Бременские музыканты».

Мнения зрителей разделились: одни считают, что «наконец-то российские киноделы стали снимать фильмы для всей семьи», другие просят «не паразитировать на советской киноклассике».

Новые «Бременские» — «наследники» рекордсмена отечественного проката «Чебурашки» и киносказки «По щучьему велению», вышедшей в конце 2023 года. Оба эти кинопроекта заработали миллиарды рублей, но вызвали в соцсетях поистине гражданскую войну.

Почему снятые по советской киноклассике и русским народным сказкам фильмы вызывают бурную реакцию у зрителей и что перед нами — достижение российского кино или фильмы-паразиты — в материале ForPost.

Новые «Бременские»: за и против

Закрытый показ фильма «Бременские музыканты» состоялся 28 декабря в петербургском кинотеатре «Аврора».

Животных сыграли Дмитрий Дюжев (Осёл), Роман Курцын (Пёс), Аскар Нигамедзянов (Петух), Ирина Горбачёва (Кошка). Роль Трубадура досталась Тихону Жизневскому. Короля сыграл Сергей Бурунов, сыщика — Константин Хабенский, атаманшу — Мария Аронова, принцессу — Валентина Ляпина.

Досталась роль и Юлии Пересильд — звезде фильма «Вызов». Она сыграла маму юного Трубадура, который сел в тюрьму, повзрослел, «откинулся» и начал верить в любовь.

Трейлер к «Бременским музыкантам». Видео: Central Partnership / YouTube

Кинокритику Лидии Масловой ремейк советского мультфильма не очень понравился.

Одна из причин — снят по голливудским лекалам: в самом начале заимствованы диснеевские трафареты. А новая печальная песня Трубадура про маму «вызывает сомнения»: вряд ли «она станет настолько же популярной, что и гладковско-энтинские энергичные композиции», считает кинокритик.

Картину от провала спасают переделанные и знакомые многим песни из оригинальной анимированный истории, а также герои, которые покадрово копируют мультяшек.

Так, принцесса берёт в руки хвостики своих волос и прикрывает ими лицо, король расхаживает с яйцом в рюмке. А Трубадур при помощи «королевского пенделя» — гигантского башмака с пряжкой, укреплённого над помостом для музыкальных выступлений, — залетает на балкон к «сбежавшей из дворца».

«Атаманша Луиза кровожадно замечает: «Что может быть смешнее, чем король, получающий королевский пендель?» Впрочем, на весомую «фигу в кармане» все эти намёки не тянут в силу своего детского простодушия. Они служат лишь амортизирующими прокладками между музыкальными номерами, которые уже несколько десятков лет работают безотказно и погружают аудиторию в благодушный транс, пусть даже к такому безупречному шедевру, как «Говорят, мы бяки-буки», зачем-то присобачен нелепый рэп-довесок в погоне за никому не нужным осовремениванием», — отмечает Маслова в своей рецензии, опубликованной «Фонтанкой.ру».

Многие посмотревшие фильм зрители с ней солидарны. Вот какие комментарии появились под рецензией:

«Мультик был хорош для своего времени, но фильм с музыкой из мультика, которому 50 лет, в чём смысл?

«После того, как я посмотрел первые пять минут «По щучьему велению», стало понятно, что последний гвоздь в гроб отечественного кинематографа вбит. Этот «шедевр» — лишь подтверждение этому, очень жаль».

Нашлись и те, кто защитил новодел.

В Дзен зрители отметили, что будут смотреть новых «Бременских» из-за «тонкого юмора Бурунова», «детально проработанного сценария», который написан «в духе сказки про семерых козлят "Мама"» с Людмилой Гурченко и Михаилом Боярским.

Нравоучительные сентенции критиков нового музыкального фильма его сторонники сравнили со «стариковым ворчанием».

Читайте также: Сергей Гармаш заставил севастопольцев плакать над чужими жизнями

«Кризис идей, кризис сюжетов»

После такого замечания разгорелись нешуточные интернет-страсти. Люди готовы расстрелять друг друга в комментариях, отстаивая свою точку зрения.

Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров в беседе с ForPost объяснил, почему споры вокруг фильмов жарче, чем интернет-дискуссии о спецоперации:

«Культурное наследие — мощный источник для россиян. Некоторые просят не трогать его и выступают против переделок. Другие настаивают на преемственности в кинематографе — хотят чего-то нового. И это новое появляется на фоне кризиса идей, кризиса сюжетов, кризиса видения перспектив и отсутствия чёткого пути, по которому должно идти наше общество. Поэтому кинематограф тонет в ремейках, которые раздражают зрителей».

Ещё одна причина душераздирающих споров вокруг российских фильмов — «снисходительное отношение к проявлению агрессии в быту», уверен психолог Антон Кузнецов.

«На работе начальник материт подчинённого; родители шлёпают своих детей, орут на них; на улице мужчины могут устроить драку из-за того, что кто-то из них не уступил дорогу; в ночных клубах избивают толпой; в комментариях люди часто не сходятся во мнении, всё заканчивается длинными оскорбительными пожеланиями смерти. Повод для проявления агрессии может быть любой: книга, политика, женщины. Наши граждане не привыкли выражать своё мнение корректно, дискутировать — это за рамками нашей повседневной культуры», — сообщил ранее ForPost Кузнецов.

По его мнению, ситуация изменится, когда в стране заработает институт репутации: люди десять раз подумают, прежде чем что-то сказать или сделать. По самому оптимистичному прогнозу Кузнецова, это произойдёт примерно через 100-150 лет. Если отменить анонимность в интернете — значительно раньше.

Однако наш собеседник сомневается, что власти отважатся на такой шаг, который позволит достаточно быстро перевоспитать интернет-хамов.

Читайте подробнее: Почему самый кассовый российский фильм стал «Чебурашкой раздора»

Каждому времени — свои фильмы

В жарких спорах есть и хороший знак, считает кинокритик Василий Степанов: наши граждане стали интересоваться кино. Дело за малым — удовлетворить их киноголод.

«Все крупные корпорации так или иначе паразитируют на наследии. Далеко за примерами ходить не нужно: корпорация Disney регулярно снимает ремейки на свои хитовые мультфильмы. Эта мысль, по-моему, им пришла первым в голову. Наши находятся в фарватере этой радикальной мейнстрим-идеи. И достаточно успешно: фильм «Чебурашка» наглядно показал, как измеряется успех коммерческого фильма», — сказал ForPost Степанов.

Напомним, российский фильм «Чебурашка» режиссёра Дмитрия Дьяченко занял 20-е место в мировом рейтинге самых кассовых фильмов 2023 года. Он заработал в кинопрокате 86,1 млн долларов — порядка 6 млрд рублей по нынешнему курсу.

Немного отстала экранизация сказки «По щучьему велению». Фильм Александра Войтинского получил в прокате 2,2 млрд рублей — больше, чем распиаренная кинолента Клима Шипенко «Вызов», которая снималась на МКС.

«У каждого времени свои фильмы. Когда-то мы смотрели сказки Роу, сегодня дети смотрят мультфильмы про трёх богатырей, трилогию «Последний богатырь», которая очень успешна с финансовой точки зрения и была инициирована корпорацией Disney, когда она работала в России. Помимо «Бременских музыкантов» нас ждёт экранизация: «Летучий корабль», «Огниво» — сказка с хитроумным сценарием от компании СТВ, которая снимала фильм «По щучьему велению», игровой фильм «Приключения домовёнка Кузи».

О чём это говорит? Большой кинематограф не может жить без большого коммерческого мейнстримового кино», — уточнил кинокритик.

Такие фильмы, как «Бременские музыканты», «Чебурашка», притягивают зрителей и «становятся зонтиком для других кинолент», считает Степанов.

По аналогичному принципу, уточнил он, работают и отечественные стриминговые платформы: яркий пример — сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», который показывали онлайн-кинотеатры Wink и Start. Люди оформляют подписку на этих платформах, а когда сериал заканчивается, смотрят другие.

Не трогать руками

«Безусловно, есть картины и авторы, которых не стоит «освежать» ремейками. В частности, речь идёт о киноработах Леонида Гайдая. Он не просто режиссёр, а большой автор со своим очень хорошо понятным и видимым почерком. Переснимать фильмы Гайдая — это всё равно что переснимать фильмы Альфреда Хичкока. В этом нет смысла, так как хорошо скопировать не получится. Копия же плохого качества никому не нужна», — считает кинокритик Василий Степанов.

Однако ТНТ второй год подряд переснимает фильмы Гайдая.

В 2022 году 31 декабря вышла «Самоирония судьбы», в которой Филипп Киркоров сыграл Ипполита, а Ольга Картункова — Надежду Шевелёву.

В минувшую новогоднюю ночь телеканал представил мюзикл «Иван Васильевич меняет всё». В нём Шурика сыграл Демис Карибидис, Ивана Грозного и Буншу — Тимур Батрутдинов, Жоржа Милославского — Максим Лагашкин.

В этом фильме снимался и Филипп Киркоров, ему досталась роль Петра I. Однако, по данным телеграм-канала Baza, создатели мюзикла пересняли сцены с артистом после его участия в «голой вечеринке» Насти Ивлеевой.

Читайте подробнее: «Говорят, Россия умеет прощать». Дадут ли второй шанс гостям «голой вечеринки»?

Крепостной театр?

Кинокритик Василий Степанов отметил: раскритикованные зрителями новогодние ремейки наглядно показали, что в стране существует дефицит хороших сценаристов, режиссёров и актёров.

«Я неоднократно общался с представителями индустрии и пришёл к выводу, что у нас колоссальная проблема с кадрами в кино. Достаточно посмотреть на продукцию на стриминговых платформах, чтобы понять, насколько ограничены кастинги. Меня поражает, как актёры успевают сыграть все свои роли. Может, я ужасную вещь скажу, но всё это мне напоминает крепостной театр — одни и те же люди мелькают в различных проектах», — сказал наш собеседник.

Он уверен: современные российские актёры на том же уровне, что и советские, но их «очень мало». В качестве примера он привёл внука Олега Янковского.

В 2023 году Иван Янковский появился в сериалах «Фишер», «Плейлист волонтёра», «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Икария». Молодой актёр также снялся в многосерийном фильме «Преступление и наказание», который выходит в прокат зимой 2024 года.

«Раньше он ещё играл в театре. Не знаю, при такой загруженности в кино, продолжает ли он участвовать в спектаклях. И это только актёры. А ещё есть сценаристы — их днём с огнём не сыщешь», — сказал кинокритик.

Например, автор сценария к «Слову пацана» Андрей Золотарёв написал сценарии к фильмам «Повелитель ветра», «Крысолов», «Русская рулетка», «Сто лет тому вперёд» — ремейку советской «Гостьи из будущего», а также «Лёд 3» и «Буратино».

«И это всё за год! Он работает, как фабрика. Повторюсь: это говорит о том, что у нас нехватка кадров в кино. Есть средства на съёмку фильмов, есть запрос снизу — равнодушие мы преодолели. Сейчас нужно взращивать кадры. Это процесс долгий и будет идти ближайшие годы. Иного варианта развития событий нет», — резюмировал наш собеседник.  

Читайте по теме: На Украине признали Чебурашку "оккупантом"

Роберт Вочовский

Читайте также: