Россия

Новые «Бременские музыканты» — наше достижение или фильм-паразит?

Хорошо или плохо, что российский кинематограф пошёл по следам ушедшего из РФ Диснея?

Новый год начался с громкой премьеры: 1 января в кинопрокат вышел фильм «Бременские музыканты».

Мнения зрителей разделились: одни считают, что «наконец-то российские киноделы стали снимать фильмы для всей семьи», другие просят «не паразитировать на советской киноклассике».

Новые «Бременские» — «наследники» рекордсмена отечественного проката «Чебурашки» и киносказки «По щучьему велению», вышедшей в конце 2023 года. Оба эти кинопроекта заработали миллиарды рублей, но вызвали в соцсетях поистине гражданскую войну.

Почему снятые по советской киноклассике и русским народным сказкам фильмы вызывают бурную реакцию у зрителей и что перед нами — достижение российского кино или фильмы-паразиты — в материале ForPost.

Новые «Бременские»: за и против

Закрытый показ фильма «Бременские музыканты» состоялся 28 декабря в петербургском кинотеатре «Аврора».

Животных сыграли Дмитрий Дюжев (Осёл), Роман Курцын (Пёс), Аскар Нигамедзянов (Петух), Ирина Горбачёва (Кошка). Роль Трубадура досталась Тихону Жизневскому. Короля сыграл Сергей Бурунов, сыщика — Константин Хабенский, атаманшу — Мария Аронова, принцессу — Валентина Ляпина.

Досталась роль и Юлии Пересильд — звезде фильма «Вызов». Она сыграла маму юного Трубадура, который сел в тюрьму, повзрослел, «откинулся» и начал верить в любовь.

Трейлер к «Бременским музыкантам». Видео: Central Partnership / YouTube

Кинокритику Лидии Масловой ремейк советского мультфильма не очень понравился.

Одна из причин — снят по голливудским лекалам: в самом начале заимствованы диснеевские трафареты. А новая печальная песня Трубадура про маму «вызывает сомнения»: вряд ли «она станет настолько же популярной, что и гладковско-энтинские энергичные композиции», считает кинокритик.

Картину от провала спасают переделанные и знакомые многим песни из оригинальной анимированный истории, а также герои, которые покадрово копируют мультяшек.

Так, принцесса берёт в руки хвостики своих волос и прикрывает ими лицо, король расхаживает с яйцом в рюмке. А Трубадур при помощи «королевского пенделя» — гигантского башмака с пряжкой, укреплённого над помостом для музыкальных выступлений, — залетает на балкон к «сбежавшей из дворца».

«Атаманша Луиза кровожадно замечает: «Что может быть смешнее, чем король, получающий королевский пендель?» Впрочем, на весомую «фигу в кармане» все эти намёки не тянут в силу своего детского простодушия. Они служат лишь амортизирующими прокладками между музыкальными номерами, которые уже несколько десятков лет работают безотказно и погружают аудиторию в благодушный транс, пусть даже к такому безупречному шедевру, как «Говорят, мы бяки-буки», зачем-то присобачен нелепый рэп-довесок в погоне за никому не нужным осовремениванием», — отмечает Маслова в своей рецензии, опубликованной «Фонтанкой.ру».

Многие посмотревшие фильм зрители с ней солидарны. Вот какие комментарии появились под рецензией:

«Мультик был хорош для своего времени, но фильм с музыкой из мультика, которому 50 лет, в чём смысл?

«После того, как я посмотрел первые пять минут «По щучьему велению», стало понятно, что последний гвоздь в гроб отечественного кинематографа вбит. Этот «шедевр» — лишь подтверждение этому, очень жаль».

Нашлись и те, кто защитил новодел.

В Дзен зрители отметили, что будут смотреть новых «Бременских» из-за «тонкого юмора Бурунова», «детально проработанного сценария», который написан «в духе сказки про семерых козлят "Мама"» с Людмилой Гурченко и Михаилом Боярским.

Нравоучительные сентенции критиков нового музыкального фильма его сторонники сравнили со «стариковым ворчанием».

Читайте также: Сергей Гармаш заставил севастопольцев плакать над чужими жизнями

«Кризис идей, кризис сюжетов»

После такого замечания разгорелись нешуточные интернет-страсти. Люди готовы расстрелять друг друга в комментариях, отстаивая свою точку зрения.

Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров в беседе с ForPost объяснил, почему споры вокруг фильмов жарче, чем интернет-дискуссии о спецоперации:

«Культурное наследие — мощный источник для россиян. Некоторые просят не трогать его и выступают против переделок. Другие настаивают на преемственности в кинематографе — хотят чего-то нового. И это новое появляется на фоне кризиса идей, кризиса сюжетов, кризиса видения перспектив и отсутствия чёткого пути, по которому должно идти наше общество. Поэтому кинематограф тонет в ремейках, которые раздражают зрителей».

Ещё одна причина душераздирающих споров вокруг российских фильмов — «снисходительное отношение к проявлению агрессии в быту», уверен психолог Антон Кузнецов.

«На работе начальник материт подчинённого; родители шлёпают своих детей, орут на них; на улице мужчины могут устроить драку из-за того, что кто-то из них не уступил дорогу; в ночных клубах избивают толпой; в комментариях люди часто не сходятся во мнении, всё заканчивается длинными оскорбительными пожеланиями смерти. Повод для проявления агрессии может быть любой: книга, политика, женщины. Наши граждане не привыкли выражать своё мнение корректно, дискутировать — это за рамками нашей повседневной культуры», — сообщил ранее ForPost Кузнецов.

По его мнению, ситуация изменится, когда в стране заработает институт репутации: люди десять раз подумают, прежде чем что-то сказать или сделать. По самому оптимистичному прогнозу Кузнецова, это произойдёт примерно через 100-150 лет. Если отменить анонимность в интернете — значительно раньше.

Однако наш собеседник сомневается, что власти отважатся на такой шаг, который позволит достаточно быстро перевоспитать интернет-хамов.

Читайте подробнее: Почему самый кассовый российский фильм стал «Чебурашкой раздора»

Каждому времени — свои фильмы

В жарких спорах есть и хороший знак, считает кинокритик Василий Степанов: наши граждане стали интересоваться кино. Дело за малым — удовлетворить их киноголод.

«Все крупные корпорации так или иначе паразитируют на наследии. Далеко за примерами ходить не нужно: корпорация Disney регулярно снимает ремейки на свои хитовые мультфильмы. Эта мысль, по-моему, им пришла первым в голову. Наши находятся в фарватере этой радикальной мейнстрим-идеи. И достаточно успешно: фильм «Чебурашка» наглядно показал, как измеряется успех коммерческого фильма», — сказал ForPost Степанов.

Напомним, российский фильм «Чебурашка» режиссёра Дмитрия Дьяченко занял 20-е место в мировом рейтинге самых кассовых фильмов 2023 года. Он заработал в кинопрокате 86,1 млн долларов — порядка 6 млрд рублей по нынешнему курсу.

Немного отстала экранизация сказки «По щучьему велению». Фильм Александра Войтинского получил в прокате 2,2 млрд рублей — больше, чем распиаренная кинолента Клима Шипенко «Вызов», которая снималась на МКС.

«У каждого времени свои фильмы. Когда-то мы смотрели сказки Роу, сегодня дети смотрят мультфильмы про трёх богатырей, трилогию «Последний богатырь», которая очень успешна с финансовой точки зрения и была инициирована корпорацией Disney, когда она работала в России. Помимо «Бременских музыкантов» нас ждёт экранизация: «Летучий корабль», «Огниво» — сказка с хитроумным сценарием от компании СТВ, которая снимала фильм «По щучьему велению», игровой фильм «Приключения домовёнка Кузи».

О чём это говорит? Большой кинематограф не может жить без большого коммерческого мейнстримового кино», — уточнил кинокритик.

Такие фильмы, как «Бременские музыканты», «Чебурашка», притягивают зрителей и «становятся зонтиком для других кинолент», считает Степанов.

По аналогичному принципу, уточнил он, работают и отечественные стриминговые платформы: яркий пример — сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», который показывали онлайн-кинотеатры Wink и Start. Люди оформляют подписку на этих платформах, а когда сериал заканчивается, смотрят другие.

Не трогать руками

«Безусловно, есть картины и авторы, которых не стоит «освежать» ремейками. В частности, речь идёт о киноработах Леонида Гайдая. Он не просто режиссёр, а большой автор со своим очень хорошо понятным и видимым почерком. Переснимать фильмы Гайдая — это всё равно что переснимать фильмы Альфреда Хичкока. В этом нет смысла, так как хорошо скопировать не получится. Копия же плохого качества никому не нужна», — считает кинокритик Василий Степанов.

Однако ТНТ второй год подряд переснимает фильмы Гайдая.

В 2022 году 31 декабря вышла «Самоирония судьбы», в которой Филипп Киркоров сыграл Ипполита, а Ольга Картункова — Надежду Шевелёву.

В минувшую новогоднюю ночь телеканал представил мюзикл «Иван Васильевич меняет всё». В нём Шурика сыграл Демис Карибидис, Ивана Грозного и Буншу — Тимур Батрутдинов, Жоржа Милославского — Максим Лагашкин.

В этом фильме снимался и Филипп Киркоров, ему досталась роль Петра I. Однако, по данным телеграм-канала Baza, создатели мюзикла пересняли сцены с артистом после его участия в «голой вечеринке» Насти Ивлеевой.

Читайте подробнее: «Говорят, Россия умеет прощать». Дадут ли второй шанс гостям «голой вечеринки»?

Крепостной театр?

Кинокритик Василий Степанов отметил: раскритикованные зрителями новогодние ремейки наглядно показали, что в стране существует дефицит хороших сценаристов, режиссёров и актёров.

«Я неоднократно общался с представителями индустрии и пришёл к выводу, что у нас колоссальная проблема с кадрами в кино. Достаточно посмотреть на продукцию на стриминговых платформах, чтобы понять, насколько ограничены кастинги. Меня поражает, как актёры успевают сыграть все свои роли. Может, я ужасную вещь скажу, но всё это мне напоминает крепостной театр — одни и те же люди мелькают в различных проектах», — сказал наш собеседник.

Он уверен: современные российские актёры на том же уровне, что и советские, но их «очень мало». В качестве примера он привёл внука Олега Янковского.

В 2023 году Иван Янковский появился в сериалах «Фишер», «Плейлист волонтёра», «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Икария». Молодой актёр также снялся в многосерийном фильме «Преступление и наказание», который выходит в прокат зимой 2024 года.

«Раньше он ещё играл в театре. Не знаю, при такой загруженности в кино, продолжает ли он участвовать в спектаклях. И это только актёры. А ещё есть сценаристы — их днём с огнём не сыщешь», — сказал кинокритик.

Например, автор сценария к «Слову пацана» Андрей Золотарёв написал сценарии к фильмам «Повелитель ветра», «Крысолов», «Русская рулетка», «Сто лет тому вперёд» — ремейку советской «Гостьи из будущего», а также «Лёд 3» и «Буратино».

«И это всё за год! Он работает, как фабрика. Повторюсь: это говорит о том, что у нас нехватка кадров в кино. Есть средства на съёмку фильмов, есть запрос снизу — равнодушие мы преодолели. Сейчас нужно взращивать кадры. Это процесс долгий и будет идти ближайшие годы. Иного варианта развития событий нет», — резюмировал наш собеседник.  

Читайте по теме: На Украине признали Чебурашку "оккупантом"

Роберт Вочовский

4083
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (1 голос)

Обсуждение (14)

Profile picture for user Bip1
1187
Bip1

Только будучи отцом  понимаешь, что в советском мультфильме "Бременские музыканты" самый нормальный это король. Он просто хотел уберечь дочь от отношений с обоссаными хиппи, у которых ковер цветочная поляна, стены сосны-великаны, крыша небо голубое, бомжи в общем.

Profile picture for user Наоми Сев
120
Наоми Сев

Оставьте классику в покое!!! 

Profile picture for user Elsa lebn
2208
Elsa lebn

Кинокритику Лидии Масловой ремейк советского мультфильма не очень понравился

Опять эти "барышни, измученные гуманитарным образованием..."! 

"Бременские музыканты" вышли в прокат только сегодня. Так почему нам уже сегодня скармливают какие-то мнения каких-то барышень как какому-то безмозглому быдлу?

... моё мнение, по поводу этого фильма, появится только после просмотра оного и мне глубоко плевать на то, что оно будет радикально отличаться от мнений всех этих, корчащих из себя невесть что, пардон, кинокритиков.

Profile picture for user Вик Мар
1595
Вик Мар

у каждого из нас есть возможность составить собственное мнение. мне фильм понравился. знакомые и любимые песни. в зале многие подпевали. молодые актёры справились, а опытные и именитые им вообще не мешали. в конце фильма зрители хлопали - прям как в театре. и взрослые, и дети. 

Profile picture for user Николай Орлов
3205
Николай Орлов

Я согласен с автором статьи. Сейчас действительно кризис жанра. Очень мало хороших сценариев, потому что мало хороших литераторов. И да. Я тоже очень настороженно отношусь к переснятым фильмам. Мне не понравился новый "Тихий Дон", новая "Ирония..." новая "Кавказская пленница"...  Когда знаешь хороший оригинал, крайне неприятно глотать дешёвый суррогат. Про новых "Бременских музыкантов" мнение не составил, поскольку не ходил в кинотеатр. Но как-то альтернатива не радует. С одной стороны очень хочется сходить всей семьёй в кинотеатр, но с другой стороны, если фильм окажется плохим, то деньги (достаточно большие) никто не вернёт и хорошее настроение тоже.

Profile picture for user Александр Царицын
8303
Александр Царицын

"По  щучьему велению" нашей семье понравился.   и смешно было и "душевные" моменты были ...всё , для чего ходят в большой кинотеатр было. 

Profile picture for user Николай Орлов
3205
Николай Орлов

Сходили на "Бременских музыкантов". Фильм понравился. Хорошая работа сценариста, художников по костюмам, постановщиков танцев, актёров, включая актёров массовых сцен, прекрасные горные пейзажи. Отдельные моменты на любителя: например, рэп. А ещё я не услышал близкую к оригиналу арию трубадура, хотя перепеть Муслима Магомаева невозможно. 

Profile picture for user olga-smirnova2006
2887
olga-smirnova2006

to Николай Орлов:  С какой стати вы поставили в один ряд полноценную экранизацию "Тихого Дона" (на мой взгляд, очень хорошую) и дешевые поделки в виде продолжений - "Иронии судьбы" и пр?

Profile picture for user Николай Орлов
3205
Николай Орлов

to olga-smirnova2006:  

Тихий Дон Сергея Герасимова с несравненными Элиной Быстрицкой, Людмилой Хитяевой, Зинаидой Кириенко, Петром Глебовым и многими другими народными артистами - всемирно признанный шедевр, который не нуждается в современной бездарной перепевке.  

Profile picture for user olga-smirnova2006
2887
olga-smirnova2006

to Николай Орлов:  Да что вы говорите? Урсуляк сделал прекрасную экранизацию романа - на это имеет право любой режиссер, независимо от числа предшественников. И перепевка здесь ни при чем. Это экранизация романа, еще раз подчеркну. А не ранее созданного фильма.  

Profile picture for user 90777
595
90777

Не кризис а разруха, и в головах и в клозетах. Мозгов не хватает на творчество вот и репостят классику. Голая вечеринка это из той же оперы. Хорошо военным, когда военная мысль заходит в тупик - лечится строевыми занятиями. Творческий тупик не лечится никак, сплошное кумовство, когда все и вся внутри одного ореола приводит к деградации, что мы и имеем, генетика -  наука точная. 

Profile picture for user 90777
595
90777

to Николай Орлов:  Будь в 70е  современные технологии фильмопроизводства, Вы даже бы и не сравнивали БМ 70х с современными, которым название одно - подделка, пусть даже и очень качественная. Тут как в живописи, есть оригинал мастера (кто был первый) остальное все копия (если для себя) или подделка (с целью продажи).

Profile picture for user Николай Орлов
3205
Николай Орлов

to 90777:  

В 70=х сделали качественный мультфильм. Поэтому создание художественного фильма с новым сценарием - это не плагиат.  

Profile picture for user sergey-ka
4428
sergey-ka

to Николай Орлов:  

Я согласен с автором статьи. Сейчас действительно кризис жанра. Очень мало хороших сценариев, потому что мало хороших литераторов. И да. Я тоже очень настороженно отношусь к переснятым фильмам. Мне не понравился новый "Тихий Дон", новая "Ирония..." новая "Кавказская пленница"...  Когда знаешь хороший оригинал, крайне неприятно глотать дешёвый суррогат. Про новых "Бременских музыкантов" мнение не составил, поскольку не ходил в кинотеатр. Но как-то альтернатива не радует. С одной стороны очень хочется сходить всей семьёй в кинотеатр, но с другой стороны, если фильм окажется плохим, то деньги (достаточно большие) никто не вернёт и хорошее настроение тоже.

 У нас много талантливых писателей, но всё упирается в людей кто продвигает проекты фильмов и деньги. 

Главное за день

Кто стоит за подрывом автомобиля военнослужащего в Севастополе

И какие выводы можно сделать из случившегося.
20:00
51
9632

Взрыв автомобиля с военнослужащим в Севастополе может быть диверсией

Об этой вероятности сообщил губернатор Севастополя.
11:08
22
6691

Чем грозит севастопольцам новшество с объемами электропотребления

Наш город внезапно оказался примером для всей страны.
20:02
47
9558

В плену лени и стереотипов: почему крымчане не хотят работать в сельском хозяйстве

Специалистам готовы хорошо платить, но рабочих приходится привозить из других регионов.
17:16
4
1536