Решение нескольких серьёзных мировых проблем невозможно без участия России, поэтому любые попытки вычеркнуть нашу страну из геополитики обречены на провал. Речь идёт, в частности, о мировом энергетическом кризисе, глобальной системе разделения труда и проблемах с продовольствием.
Напомним, накануне саммита «Большой двадцатки» (G20) Украина решила обратиться к членам этого неформального клуба государств, входящих в двадцатку крупнейших мировых экономик. Требование Киева сводится к исключению РФ из G20.
Ещё в марте президент США Джо Байден озвучивал такую же идею. Тогда президент Индонезии Джоко Видодо, принимающий в этом году саммит G20, ответил, что у него нет на это полномочий и для решения вопроса нужен консенсус всех участников.
Саммит «Большой двадцатки» проходит 15–16 ноября на индонезийском острове Бали. Примечательно, что на него был приглашён и президент Украины Владимир Зеленский, хотя эта страна в G20 не входит. Зеленский в ответ заявил, что если на Бали приедет Путин, то он не поедет. Сейчас известно, что на саммите нашего президента нет. Не поехал туда и Зеленский — он обратился к участникам по видеосвязи.
ForPost разбирался, насколько реально исключить Россию из работы G20 и вообще из геополитики.
«Большая двадцатка»
Сам по себе формат «Большой двадцатки» — это по сути дискуссионная площадка, на которой собираются лидеры ведущих мировых экономик, чтобы обсудить глобальные экономические и политические проблемы. Кроме того, на саммитах G20 проходят двусторонние встречи глав государств и их дипломатических ведомств.
В состав участников G20 входят как недружественные России страны: США, страны ЕС, Великобритания и пр., так и государства, имеющие с нашей страной прочные партнёрские отношения: Китай, Индия, Индонезия.
Эксперты отмечают, что именно разность взглядов на происходящие в мире процессы позволяет этому клубу быть максимально открытым для их обсуждения.
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров в разговоре с ForPost отметил, что по этой причине сама идея об исключении нашей страны из «Большой двадцатки» в корне неверна.
«Это неформальное объединение, без членства, на саммитах собираются ради обсуждения серьёзных мировых проблем. Поэтому если исключать из состава G20 какие-то страны — это просто нивелирует идею создания "Большой двадцатки"», — пояснил политолог.
Впрочем, исключить нашу страну из G20 невозможно в принципе. Такую точку зрения ForPost высказал депутат Госдумы и публицист Анатолий Вассерман.
Он напомнил, что в этот клуб входят страны, экономики которых составляют первую двадцатку в мире.
«Россия в этом списке далеко не на двадцатом месте. Причём как по удельному весу в мировой экономике, так и по степени влияния на неё», — пояснил Вассерман.
Читайте по теме: Европа нашла новый способ военного давления на Россию
Глобальные проблемы
По мнению Анатолия Вассермана, исключить нашу страну из мировой геополитики невозможно ещё и потому, что решение некоторых глобальных проблем без России вообще невозможно.
К слову, обсуждение ряда этих проблем внесено и в повестку нынешнего саммита G20. Это, например, вопрос мирового энергетического кризиса, а также проблема глобального разделения труда.
«Заинтересованные в решении этих проблем страны, конечно, будут сотрудничать с Россией. А те страны, что зарабатывают на этих проблемах, добьются лишь игнорирования своего мнения другими участниками саммита», — считает эксперт.
По словам Вассермана, упомянутые мировые проблемы создала не Россия и возникли они не сегодня, а имеют историю в несколько десятилетий.
Читайте по теме: Почему не нужно бояться потолка цен на российскую нефть
Мировой энергетический кризис
Нехватка и дороговизна энергоресурсов сейчас ощущается по всему миру, и эту проблему без богатой на энергоресурсы России вряд ли удастся решить. Но сам по себе энергетический кризис возник не из-за антироссийских санкций. Они лишь усугубили положение дел, считает Анатолий Вассерман.
«Энергетический кризис вызван попытками перевести мировую энергетику на так называемые возобновляемые источники энергии. Однако это оказалось технически невозможным, во всяком случае, в обозримом будущем — до открытия новых законов физики твёрдого тела. А пока ни одна солнечная батарея, ни одна ветряная электростанция не выработала за весь срок своей службы хотя бы столько же энергии, сколько ушло на её изготовление», — рассказал Анатолий Вассерман.
В итоге, по словам эксперта, на деле возобновляемые источники энергии оказались крайне нерентабельными. И эту проблему в ближайшее время вряд ли удастся решить.
«Попытка использовать эти заведомо проигрышные технологии привела к тому, что, когда возобновляемая энергетика заняла заметную долю в энергетике Северной Америки и Западной Европы, первые же сбои доказали необходимость срочного восстановления классической энергетики. Но оказалось, что для неё сейчас элементарно не хватает топлива, потому что разными политическими трюками поборники «зелёной» энергетики добились сокращения вложений в развитие и в текущую работу классической энергетики», — пояснил Вассерман.
Иными словами, взамен используемых и истощающихся скважин на Западе стали бурить гораздо меньше новых. И теперь быстро выйти из энергетического кризиса западному миру вряд ли удастся, и «более того, многие страны Запада продолжают наращивать долю «зелёной» энергетики», что только усугубляет положение.
Читайте по теме: Что потеряла Россия из-за массового бегства граждан от СВО
Глобальное разделение труда
Ещё одной мировой проблемой, которую, по мнению Вассермана, невозможно решить без России, является сложившаяся система разделения труда.
«Она опирается на узкую специализацию целых стран. Сделано это было из-за того, что в большинстве случаев углубление разделения труда повышает его производительность. Однако, если довести разделение труда до уровня целых стран, производительность начинает падать, причём катастрофически. Дело в том, что в этом случае большая часть населения стран оказывается просто без работы», — отметил эксперт.
По его словам, эти проблемы выявились ещё в конце прошлого века, а с 2008 года перешли в явную форму, что стало одной из причин мирового экономического кризиса, который продолжается до сих пор.
«Есть несколько стран, которым такое положение вещей выгодно. Например, это Китай, куда в своё время была переведена большая часть производств. Однако от отмены узкой специализации больше всего выгадает Россия, поскольку именно у нас есть наибольшие возможности разнообразить своё производство», — пояснил Вассерман.
Читайте по теме: Мобилизация вызвала необратимые процессы на рынке труда
С кем работать России
По мнению Анатолия Вассермана, только этих двух примеров достаточно, чтобы понять, что в решении глобальных мировых проблем действия нашей страны будут иметь очень важное значение.
К этому можно добавить и мировой продовольственный кризис, решение которого, как неоднократно отмечал генсек ООН Антониу Гутерриш, невозможно без участия нашей страны — мирового лидера на рынке зерна и сельскохозяйственных удобрений.
В этих условиях, по мнению политолога Константина Шадрова, России в принципе не стоит обращать внимание на попытки некоторых государств вычеркнуть нас из мировой геополитики. Единственно верной тактикой будет продолжение сотрудничества с партнёрами, доказавшими свою надёжность.
В качестве примера он привёл Турцию. Президента этой страны Реджепа Эрдогана трудно назвать пророссийским, всё же он преследует интересы Турции и только Турции. Однако Эрдоган много раз доказывал, что, если договорённость достигнута, она будет выполнена.
Чего точно не скажешь, например, о самой сильной стране ЕС Германии.
«У нас были договорённости с Германией по урегулированию конфликта на Донбассе — Минские соглашения, «формула Штайнмайера». Но, напомню, как только из Вашингтона слышен окрик, Берлин тут же забывает о договорённостях», — отметил политолог.
Читайте по теме: Россия может наплевать на мнение Запада и вернуть замороженные золотовалютные резервы
Андрей Мединский