Налоговые сборы с владельцев роскошных автомобилей составили рекордные 5 млрд рублей в 2024 году. Темпы роста впервые с досанкционного периода ускорились на 27%, такие данные озвучила FinExpertiza, ознакомившись со статистикой ФНС, сообщают «Известия».
Данные за уходящий год пока неизвестны. Однако сборы вряд ли будут меньше, так как за год число премиальных машин в России увеличилось на треть — до 33 тысяч штук, а за последние пять лет — почти в четыре раза, уточняют «Известия».
Есть одно «но»: под налог на роскошь попали водители с вполне бюджетными автомобилями. Один из разработчиков закона о роскошных авто, экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков объяснил ForPost, почему так произошло.
Какой автомобиль считается роскошным?
Закон о роскошных автомобилях был принят в 2013 году. Двенадцать лет назад таковыми считались транспортные средства стоимостью от трёх миллионов рублей. Порядок расчёта средней стоимости роскошных автомобилей тогда определялся Минпромторгом РФ. Повышающий коэффициент для них составлял от 1,1 до 1,5.
«Курс рубля к доллару десять лет назад и сейчас, от которого зависят цены на автомобили, — это совершенно разные вещи. Тогда [в 2013 году] авто считался дорогим, если стоил свыше 3 млн рублей. Это действительно была роскошь. Сейчас автомобиль стоимостью 3 млн рублей — вполне бюджетное транспортное средство», — сказал ForPost Вячеслав Лысаков.
Сейчас роскошными считаются автомобили стоимостью от 10 млн рублей и выше, уточняют «Известия». К ним, в частности, относятся такие марки:
- Aston Martin,
- Ferrari,
- Rolls-Royce,
- HiPhi,
- Hongqi,
- LiXiang,
- Voyah,
- Zeekr.
Налог по ним рассчитывается так: мощность двигателя (л. с.) × ставка за 1 л. с. × повышающий коэффициент. При этом ставка за 1 л. с. устанавливается региональными властями и может различаться в зависимости от субъекта.
В каких регионах больше всего роскошных авто?
Лидером по сборам ожидаемо стала Москва — более 2 млрд рублей (около 40% всех поступлений) при 13 тысячах зарегистрированных люксовых машин.
Далее следуют Санкт-Петербург ― 453 млн рублей (3 тысячи авто) и Московская область ― 387 млн рублей (2,7 тысячи автомобилей). В топ-5 также вошли Краснодарский край и Татарстан.
Безусловно, есть регионы, где «роскошь» можно пересчитать по пальцам: в Чукотке и Еврейской автономной области — всего по четыре машины, в Тыве — семь, в Республике Алтай — 14.
Большинство таких авто в стране — около 23 тысяч ― зарегистрировано на частных владельцев. Организации владеют примерно 10 тысячами роскошных машин.
За год их число увеличилось на треть, а за последние пять лет — почти в четыре раза, несмотря на «охлаждение» автомобильного рынка, уточняют «Известия».
Почему роскошных автомобилей становится больше?
Первая причина ― увеличение доходов обеспеченных россиян, отмечают эксперты. Их данные подтверждает статистика: в апреле 31,9% работников получали среднюю зарплату в диапазоне от 100 тысяч рублей до уплаты налогов. Этот показатель увеличился практически в два раза по сравнению с 2023 годом, когда он составлял 17,4%.
К концу года каждый 12-й россиянин будет иметь доход 250 тысяч рублей, а каждый 45-й ― полмиллиона рублей, приводит «Газета.ру» данные директора по развитию бизнеса инвестиционного клуба «Лига Инвесторов» Станислава Скуйбеды.
То есть, у людей есть деньги на роскошные автомобили. Отсюда ― рост статистики продаж и, как следствие, рекордная налоговая статистика.
Вторая причина — активное появление китайских премиум-брендов, отмечают автоэксперты. Например, в октябре на 89% взлетели продажи премиального китайского кроссовера Hongqi — до 1485 единиц. Доля этого китайского бренда в премиум-сегменте российского авторынка на начало ноября достигла 10%.
Третья причина — повышенный спрос перед увеличением утильсбора. Напомним, новые правила расчёта вступят в силу с 1 декабря 2025 года. Размер утильсбора зависит от мощности двигателя: чем она выше, тем больше сумма. Для машин до 160 л. с. сохраняются льготы — 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи рублей за подержанный. Более мощные авто облагаются по коммерческим тарифам, что может увеличить их цену до 2 млн рублей, из-за чего во Владивостоке прошли протесты против повышения ставок.
Роскошное ― не роскошное?
Казалось бы, в этой истории налоговых достижений и продаж можно ставить точку. Однако это не совсем так, считает Вячеслав Лысаков:
«Закон, одним из авторов которого я был, абсолютно устарел. Если бы сейчас мы принимали этот закон, то, конечно, под понятием ''роскошный'' предложили бы считать автомобиль стоимостью минимум 15 млн рублей и выше».
По его мнению, представленная ФНС статистика «не говорит ни о чём», кроме одного ― «время идёт вперёд, некоторые законы надо либо корректировать, либо отменять». Это необходимо сделать, чтобы владельцы средних автомобилей наконец-то перестали платить налог на роскошь, уточнил наш собеседник.
Другие эксперты солидарны с Лысаковым: многие модели из-за подорожания перешли порог 10 млн рублей и автоматически попали под «роскошный» налог. Ещё один нюанс ― прошлогоднее решение Минпромторга РФ. Министерство расширило перечень моделей стоимостью свыше 10 млн рублей до 517 позиций против 449 годом ранее.
Это автоматически увеличило число плательщиков налога на роскошь, приводят «Известия» слова аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова.
Кроме того, были ужесточены правила: для автомобилей стоимостью от 10 до 15 млн рублей и не старше 10 лет, а также для машин дороже 15 млн рублей и не старше 20 лет применяется повышающий тройной коэффициент к транспортному налогу — вне зависимости от фактической цены сделки. В расчёт берётся сам факт включения модели в перечень Министерства торговли, что также поддержало рост поступлений.
Всё это привело к тому, что дополнительной налоговой нагрузкой стали нагружать далеко не богатых водителей, считает Лысаков.
«"Шкода" на вторичном рынке уже стоит столько, что попадает в категорию роскошных автомобилей. Только вслушайтесь: "Шкода" — роскошный автомобиль. Это просто смешно!» — недоумевает Лысаков.
Наш собеседник отметил: если скорректировать закон и повысить планку минимум до 15 млн рублей, то таких рекордных показателей не будет.
«На самом деле на долю роскошных авто приходится 0,001%. Налог с таких транспортных средств для бюджета не сильно заметен. Он, скорее, нужен с моральной точки зрения: налогом необходимо обременять людей, которые могут позволить себе авто стоимостью 15-20-50 миллионов рублей. Лишней эта сумма не будет. Её, например, можно направить на оказание помощи детям с редкими заболеваниями», ― подытожил Лысаков.
Роберт Вочовский
Фото: сгенерировано нейросетью AI

"увеличение доходов обеспеченных россиян" - кому война, а кому мать родна.
Где этот "иксперд" увидел на вторичном рынке Шкоду за 10 млн, если она новая в салоне максимум 5 млн стоит?