Мошенники нашли новый способ обмана — теперь жертвы сами звонят аферистам. Схема стала самой распространённой за последние месяцы и позволяет обойти блокировку звонков в мессенджерах. Эксперты рассказали «Известиям», как распознать обман.
Как отмечает менеджер образовательного проекта Servicepipe Иван Горячев, мошенники, представляясь сотрудниками служб доставки, управляющих компаний или служб безопасности, создают правдоподобные предлоги для звонка.
Сергей Голованов из «Лаборатории Касперского» добавляет, что такие аферы часто начинаются с сообщений о подозрительной авторизации или, к примеру, о необходимости заменить домофон, и человеку предлагают позвонить по указанному номеру.
Резкий рост данной схемы начался после введения в августе 2025 года ограничений на звонки в мессенджерах с целью сделать безопаснее жизнь россиян в интернете.
Только за третий квартал 2025 года было совершено около 1,2 миллиона преступлений по этой схеме, что на 22% больше, чем в 2024 году. Ущерб составил более 65 млрд рублей.
Как работает схема мошенников
Схема с обратным звонком остаётся эффективным инструментом злоумышленников. Их цели разнообразны: от кражи средств с банковских счетов и установки вредоносного ПО до вымогательства под предлогом защиты ваших денег или решения вопросов с государственными органами.
Типичный сценарий описывает собеседник «Известий» — случай произошёл с московским предпринимателем. Получив SMS о блокировке карты «из-за подозрительной операции», он, не раздумывая, перезвонил по указанному номеру. Лжеоператор быстро убедил его установить приложение банка по ссылке из SMS, так как на его имя якобы оформляют кредит третьи лица.
Мужчина ввёл данные карты и код и потерял 320 тысяч рублей.
Другой пример показывает, как мошенники играют на любопытстве людей.
Мужчина получил уведомление о посылке из Китая и, желая узнать подробности, позвонил по указанному номеру. Когда в ходе разговора от него потребовали данные банковской карты для оплаты, он понял, что столкнулся с обманом.
Как не стать жертвой мошенников
При получении любых сообщений и звонков важно сохранять критическое мышление. Малейшие сомнения — повод прерывать разговор и воздерживаться от обратного звонка.
Для важных аккаунтов рекомендуется использовать двухфакторную аутентификацию и ни в коем случае не передавать пароли, коды подтверждения.
Аферисты «фильтруют» наиболее доверчивых людей через массовые рассылки. Критически настроенные пользователи не реагируют на такие сообщения, а мошенники предпочитают работать с теми, кто сам перезванивает.
Если же возникла необходимость связаться с организацией, лучше использовать номера с их официальных сайтов, а не предложенные в сообщении. Никогда не сообщайте платёжные данные (СМС-коды, CVV-коды, пароли от «Госуслуг» и банковских приложений), предупреждают специалисты.
Ранее адвокат составил пошаговую инструкцию, как быстро узнать о фальшивых кредитах на ваше имя.
