Россия

Коронавирус: «Красная зона» для верующих

Священники объяснили, почему по Skype нельзя постичь Бога.

С начала мая 16 священнослужителей Русской православной церкви скончались от коронавируса. В числе погибших оказался митрополит Иона (Карпухин). Болеют коронавирусом муфтии и имамы. Наиболее сложная ситуация складывается в Дагестане, где коронавирусом заболели более 4 тыс. человек, умерли 118 дагестанцев. Сколько в числе заболевших священнослужителей — не уточняется. Люди заражались на свадьбах, похоронах и во время молитв в мечетях.

О том, какое будущее ждёт верующих и храмы, — в материале ForPost.

Дисциплина и вера

Религиовед Евгений Рашковский до пандемии коронавируса регулярно посещал храм, чтобы поговорить с Богом. Пандемия коронавируса прервала этот религиозный обряд. По словам Рашковского, все священники в храме (название собеседник ForPost не уточнил), где он молился, переболели коронавирусом. Поэтому, уверен эксперт, после снятия ограничений первым делом нужно наладить диалог между Церковью и официальной медициной во избежание повторения ситуации.

«Должны быть какие-то совместные размышления, обмен опытом между священнослужителями и врачами. Лишить людей навсегда храмового общения невозможно. Без храма человеку будет сложно прожить, какой бы веры он ни был», — считает Рашковский.

На пандемию коронавируса пришлись самые знаковые религиозные праздники православных, мусульман и католиков: Пасха и Ураза-байрам. Патриарх Кирилл призывал верующих отказаться от посещения храмов, Духовное управление мусульман (ДУМ) также просило воздержаться от праздничных и пятничных молитв. К здравому смыслу верующих призывал и глава Чечни Рамзан Кадыров, который, по сообщениям СМИ, переболел коронавирусом.

Читайте также: Священников будут судить за смертельное заражение коронавирусом прихожан

По оценке известного православного публициста, клирика Иваново-Вознесенской епархии иеромонаха Макария (Маркиша), в Центральной полосе России Пасха прошла спокойно. В беседе с ForPost он отметил, что храмы были наполовину пусты. В одном из них он принимал участие в пасхальном богослужении и комментировал ход церемонии для местного телеканала. По словам иеромонаха, православные верующие прислушались к рекомендациям и воздержались от массовых походов в храмы.

Были дисциплинированны и верующие, исповедующие ислам, сообщил ForPost научный сотрудник отдела социально-политических исследований Центра исламоведческих исследований РАН Татарстана, экс-заместитель председателя ДУМ республики Рустам Батров.

«Некоторые идеологи и авторы преподносят мусульман как некий неблагонадёжный элемент в России. Им приписывают сепаратизм и другой преступный характер. Однако коронавирус показал, что «мусульманские регионы» России чётко соблюдали требования властей по самоизоляции. Не было саботажа или попыток выторговать какие-то привилегии или особый статус. Мусульмане проявили солидарность со всем российским обществом. И это упрёк тем идеологам, которые преподносят мусульман как деструктивный элемент нашего общества. Мы показали свою благонадёжность, а саботажников нужно поискать в других конфессиях», — уточнил Батров.

Священники-саботажники

Наибольшее количество священников, которые решили саботировать режим самоизоляции, оказалось в Русской православной церкви.

Самый громкий скандал разгорелся вокруг схиигумена Среднеуральского женского монастыря Сергия, духовника многих российских VIP, в числе которых, по сообщениям СМИ, экс-прокурор Крыма, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская. Священник предал анафеме сторонников «беззаконной изоляции» и закрытия храмов, пандемию коронавируса назвал выдумкой трусливых безбожников, а верующих призвал выходить на улицы. После этого Екатеринбургская епархия лишила его права преподавать, и Сергий ушёл в заточение. Но даже из него схиигумен продолжал делать громкие заявления.

В частности, он публично разоблачил создателей вакцины от коронавируса. По данным священника, через прививку от COVID-19 людям будут вживлять чипы, которые убьют русский народ. Стоит за этим якобы американский миллиардер Билл Гейтс, а в России проводником его идей отец Сергий считает главу Сбербанка Германа Грефа. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда в своём telegram-канале сообщил, что «заштатный клирик Екатеринбургской епархии схиигумен Сергий (Романов) запрещён в священнослужении».

Читайте также: Духовника Поклонской лишили права проповедовать за отрицание COVID-19

«Церковь — не частная лавочка. Это институт, который возглавляют правящий архиерей, епископы. Для сохранения общественного благополучия Церковь предпринимает совместные шаги вместе с властью. Те священники, которые недовольны действующим порядком, будут выяснять недовольства со своим правящим архиереем. И я этим людям не завидую», — уточнил клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

Отца Сергия будет судить суд из пяти священников, сообщило URA.RU со ссылкой на председателя Церковного суда Екатеринбургской епархии, настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора протоиерея Николая Малету.

Другой протоиерей, глава патриаршей комиссии по делам семьи Димитрий Смирнов пока избежал наказания. Этот священнослужитель нынешнюю пандемию назвал «чрезвычайно полезным явлением». Смирнов потерявшим работу людям посоветовал «собирать милостыньку». К слову, Смирнов и сам переболел коронавирусом.

Без суда и следствия

В России действуют наказания за распространение фейков о коронавирусе, которые представляют угрозу жизни и безопасности граждан. Также наказывается призыв саботировать решение властей о введении ограничительных мер. За такие деяния гражданину грозит штраф от 300 до 700 тыс. рублей либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы до трёх лет. Однако пока ни один священник не был привлечён к ответственности за свои слова.

«Я считаю, что нашим властям пора определиться: мы светское государство или церковное. Церковь что у нас, департамент какой-то администрации или независимый институт? Сейчас никто священников к ответственности не привлекает. Они массово игнорируют заявления светских властей. При этом они активно пользуются всеми преференциями, которые даёт государство. В их числе налоги, финансовые льготы. Получается странное сидение на двух стульях. Если вы не прислушиваетесь к решению светских властей, то тогда уже хватит залезать в карман налогоплательщиков», — выразил своё мнение ForPost журналист телеканала «Россия-1», автор разоблачительного документального фильма об экстрасенсах «Идущие к чёрту» Борис Соболев.

Читайте также: Пасха при закрытых храмах: путь к новому осмыслению христианства?

Экс-заместитель председателя ДУМ Республики Татарстан Рустам Батров также считает, что священников-саботажников нужно привлекать к административной и уголовной ответственности. Они — граждане России и, следовательно, должны отвечать за свои действия и поступки.

Батров косвенно объяснил ForPost, почему чаще всего священников ждёт божий, а не суд Российской Федерации. Дело в том, что, например, «мусульманские регионы» всегда показывают очень высокую явку на выборах президента, глав республик. Жители этих регионов не без участия священнослужителей поддерживают действующую власть и голосуют за неё. Поэтому даже коронавирусу не под силу изменить текущую ситуацию. Священники будут оставаться над законом, так как они нужны действующей власти для поддержания в обществе нужных и правильных настроений. Ты мне, а я тебе. Бизнес — ничего личного.

Молитвы по Skype

Пандемия коронавируса обнажила ещё одну проблему: храмы нужно оснащать компьютерами и широкополосным интернетом. В целом священники не против таких новаций, но они не сторонники молитв в режиме онлайн по ряду «важных причин».

«Духовная, православная, религиозная жизнь меняется в силу развития технологического прогресса. Безусловно, интернет — важный фактор духовного просвещения. Эпидемия, конечно, предъявляет новые требования по ведению информационной работы с верующими. Но молитву и таинство церкви ни одна современная технология не заменит. Тут тонкая грань между попыткой нанести удар по церкви под прикрытием эпидемии и объективными, позитивными процессами церковной жизни, которые развиваются и в условиях пандемии коронавируса приобретают новые значения», — уточнил иеромонах Макарий (Маркиш).

Читайте также: Патриарх Кирилл призвал воздержаться от походов в храмы

Священник подчеркнул, что нельзя провести церковный обряд на дому или по Skype. Со слов Макария (Маркиша), дома можно провести причастие только в том случае, если человек смертельно болен. По остальным вопросам верующему без храма не обойтись. Макарий (Маркиш) советует отмести в сторону фильмы, где показано, как изгоняют бесов с помощью видеозаписи. Например, такой виртуальный обряд был показан в фильме «Заклятие 4».

Такого в реальной жизни не будет никогда, уверен и экс-заместитель председателя ДУМ Республики Татарстан Рустам Батров. Он подчеркнул, что сейчас мечети работают в закрытом режиме. В них несут службу только имамы. Двери храмов для правоверных мусульман будут открыты только со снятием третьей волны ограничений, когда в стране заработают торговые центры, театры и кинотеатры.

«Сейчас мы все подвержены страху и гипертрофируем ситуацию. Конечно, какие-то моменты, связанные с консультированием верующих, следует перевести в интернет-плоскость. Само богослужение как было, так и останется. Не думаю, что мы перечеркнём офлайн-мероприятия, когда верующие стоят плечо к плечу», — отметил Батров.

Пандемию коронавируса он сравнил с терактом 11 сентября 2001 года, когда два самолёта врезались в башни-близнецы в Нью-Йорке. После этого происшествия в местах массового скопления людей стали появляться рамки с металлоискателями, были усилены меры безопасности во многих учреждениях по всему миру.

«Жизнь после этого теракта продолжилась. Так же будет и после пандемии коронавируса, даже если мы столкнёмся с несколькими волнами эпидемии. Люди будут ходить в масках, читать молитвы в средствах индивидуальной защиты, в храмах появятся санитайзеры. Не думаю, что мусульманское сообщество захочет переводить богослужение в режим онлайн», — уточнил Батров.

Общий дом

Ещё одна причина, по которой храмы откажутся от массового внедрения интернет-технологий, связана с тем, что для многих верующих церковь или мечеть — не просто место для молитв.

«Нужно понимать, что храм — это общение людей в Боге и между собой. Удалёнка этого не заменит. Приходится терпеть и ждать, воспринимать коронавирус как некое испытание или даже наказание. Конечно, на всякий пожарный случай нужно внедрять компьютерные технологии в работу храма. В первые дни пандемии коронавируса, когда была некая недосказанность, многие люди заражались через храмы. Интернет-технологии позволят оперативно оповещать людей о ЧП. Они как средство связи, не более того. Соборная молитва — это всегда акт не только индивидуального общения с Богом, но и людей между собой в Боге. Поэтому, когда это наваждение пройдёт, обязательно нужно возвращаться к храмовым службам», — отметил религиовед Евгений Рашковский.

Журналист Борис Соболев считает, что ни одна интернет-технология не спасёт верующего от собственной глупости. Это выбор каждого — верить в здравый смысл или в то, что ему говорят муллы, священники, раввины, гуру. «Каждый сам выбирает себе веру: прислушаться к священникам или рекомендациям санитарных врачей», — считает Соболев.

Читайте также: Казаки издали приказ, запрещающий целовать иконы

По словам заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанга Кипшидзе, сейчас снятие ограничений на посещение храмов тесно связано с рекомендациями местных властей.

«Если главы регионов считают, что эпидемиологическая ситуация в субъекте федерации стабилизировалась и пришло время снять введённые ограничения, то в данном случае храмы открывают свои двери для верующих. Если режим самоизоляции продлевается, то церковь продолжает богослужения в условиях действующих ограничений», — рассказал ForPost Кипшидзе.

Он добавил, что священники организуют трансляции богослужений для верующих, которые находятся дома. В данном случае ничто не мешает провести таинство обряда в режиме онлайн.

Роберт Вочовский

1246
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user RomaMinin
252
RomaMinin

Интересно, что скажет местный поп Алексей Петренко умершим от коронавируса, переболевшим, потерявшим работу, испытвающим тяготы? Ведь в своем интервью СМИ поп сказал - "Cлава Богу, что Господь нам попустил такую ситуацию, честно".



 

Profile picture for user ulogin_yandex_968602621
1990
aleksandarkolominov

Если священники уже все переболели короновирусом- у них у всех иммунитет и больше не заболеют.  smile

Похоже сатанисты придумали новый способ для борьбы с верующими.cry

Profile picture for user Mir vsem
5546
Mir vsem

"Религиовед Евгений Рашковский до пандемии коронавируса регулярно посещал храм, чтобы поговорить с Богом. Пандемия коронавируса прервала этот религиозный обряд".

Разговор с Богом это богообщение и его, у верующего человека, не может прервать ни что! Самое лучшее место для подобного общения - закрытая комната.

"И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно"(Мф.6:5-6).

Profile picture for user RomaMinin
252
RomaMinin

"Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие - малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, и поэтому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были длинные, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, сейчас же переходила на другую сторону улицы. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли спокойно пройти мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще того хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были такие, но ведь этого на лбу у них не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками - придумают же такое слово! - а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.

Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни - это одно, а в сказочном городе - совсем другое. В сказочном городе все бывает"(Пркл.Незн. и его др.1:2-3).

Главное за день

Кто стоит за подрывом автомобиля военнослужащего в Севастополе

И какие выводы можно сделать из случившегося.
20:00
52
9959

Взрыв автомобиля с военнослужащим в Севастополе может быть диверсией

Об этой вероятности сообщил губернатор Севастополя.
11:08
22
6725

Чем грозит севастопольцам новшество с объемами электропотребления

Наш город внезапно оказался примером для всей страны.
20:02
47
9628

В плену лени и стереотипов: почему крымчане не хотят работать в сельском хозяйстве

Специалистам готовы хорошо платить, но рабочих приходится привозить из других регионов.
17:16
4
1593