ср, 18/10/2023 - 12:17

Как в Севастополе черноморская рыбка превращается в «золотую»

Печальные перспективы рыбной промышленности Чёрного моря.

За последнее время в Севастополе значительно выросли цены на некоторые виды черноморской рыбы.

Барабуля, которая на рынках Севастополя летом продавалась за 600 рублей, в октябре поднялась в цене до 950 рублей, а в некоторых местах её можно встретить и за 1 тысячу рублей за килограмм. Луфарь летом стоил 600-700 рублей, а теперь продаётся за 1300 рублей за килограмм. При этом цена на ставриду осталась прежней и относительно невысокой — 300 рублей за килограмм.

В том, что происходит с рыбной отраслью Севастополя, ForPost разбирался вместе с главой Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерием Сивочубом.

По его мнению, причин для такого резкого роста цен несколько. Основная из них — ограничение районов мореплавания в связи с проведением специальной военной операции, в результате чего серьёзно сократились возможности рыбаков в промысле.

«Рыбаки за последние полтора года понесли колоссальные убытки и, наверное, пытаются их каким-то образом компенсировать. Им сейчас непросто. Поверьте, рыбаки ничего не заработают в этом году. От поднятия цен у них не будет прибыли, у них убытки будут меньше», — пояснил он.

Усугублению проблемы в отрасли поспособствовала и ситуация со стоимостью топлива.

Напомним: цена на бензин и дизельное топливо в Севастополе начала расти ещё в конце мае. Не падала она в течение всего лета, а в сентябре в городе и вовсе возникли перебои с дизтопливом и бензином. Только после того, как проблема с топливом вышла на уровень Президента России, севастопольцам пообещали снижение цен на нефтепродукты до уровня Краснодарского края, и стоимость топлива начала снижаться.

«Сейчас на заправках цена на дизельное топливо порядка 68 рублей. Цена уменьшилась, в пике она была 72-73 рубля. А рыбаки для траулеров берут по цене 100 рублей — на прошлой неделе мы так заправились. Судовое топливо, его нельзя заправить на заправке, бункеровка судов — это особая процедура. При этом оптовая цена выходит выше, чем на заправке. Это просто анекдот», — отмечает промышленник.

Кроме того, в росте цены на рыбу виноват и сезонный фактор — ведь богатое на морской промысел лето закончилось, считает наш собеседник.

«На такие виды, как барабуля и луфарь, цена всегда очень быстро менялась, это было и в прежние годы. Шторм — цена сиюминутно подскакивает, погода наладилась — цена снижается. Потому что плавсредства маленькие и очень уязвимые от погоды», — объясняет он.

Ситуация в рыболовной отрасли Севастополя действительно очень сложная.

Собеседник ForPost рассказал, что из-за создавшейся ситуации за два последних года многие рыбаки перебрались из Чёрного моря на Каспий, причём ушли не только 6 севастопольских судов, но и значительное количество рыбаков из Новороссийска — от 10 до 15 судов. Их также коснулись ограничения мореплавания. Помимо Крымской акватории, в которой новороссийские рыбаки работали раньше, для них закрыли также акваторию Керченского пролива, территорию в районе перевалки нефтепродуктов и район акватории, смежный с газопроводом «Южный поток».

«На самом деле значительный флот ушёл. И пока там [на Каспии] будет лучше, чем здесь, они не вернутся, — говорит наш собеседник. — Сезон промысла каспийской кильки зимней совпадает с нашей хамсовой — с 1 октября до 15 марта. Хотя там тоже непросто. Там очень жёсткие шторма, ветрá, поэтому бывает большое количество простоев. Тоже не так сладко».

Кроме того, переход из Чёрного моря в Каспийское стоит достаточно дорого, поэтому те, кто один раз прошёл этот путь, несколько раз подумают, стоит ли возвращаться обратно.



Фото:
 Рыбодобывающее предприятие «ССВ»

Власти стараются компенсировать промысловикам потери. Соответствующий приказ департамента экономического развития был подписан ещё в мае 2023 года. Позднее в него несколько раз вносили изменения, но за ситуацией они успевают не вполне.

«Да, нам обещали поддержку, постановление практически принято, но финансирование по этому постановлению перенесено на следующий год. Ситуация сложная. Готовимся к путине в условиях чрезвычайного недостатка оборотных средств. Заключаем контракты по невыгодным ценам, лишь бы получить какие-то предоплаты. Тяжело. Такого не было никогда», — отмечает глава ассоциации рыбопромышленников.

При этом Валерий Сивочуб заверил, что возникшая ситуация никак не скажется на цене промысловой черноморской рыбы, так как мелкая рыба имеет спрос именно по причине своей невысокой стоимости. Он выразил надежду, что никаких новых ограничений введено не будет и траулеры смогут выйти на зимний промысел и отработать путину.

«Рыбак всегда надеется на лучшее. Мы в этом году самый сложный период пережили, теперь смотрим вперёд — как зимняя путина пройдёт. Выводы уже будем делать в конце марта», — добавил он.

Ещё в 2021 году ForPost разбирался, почему черноморская рыба в Москве дешевле, чем в Севастополе. А о том, где и сколько раньше вылавливалось рыбы в нашем городе, можно прочитать здесь.

Ника Заринская

Читайте также: