пн, 11/04/2022 - 20:02

Из состава архитектурно-художественного совета убрали «лишних» людей?

В Севастополе обновили состав архитектурно-художественного совета. Многих известных в городе людей севастопольцы в нём уже не увидят.

Среди тех, кто не вошёл в новый состав АХС, архитекторы Дмитрий Фуклев, историк, председатель регионального отделения ВООПИиК Юрий Падалка, художник и член Общественной палаты Валерий Дорошко. Если учесть, что это «поредение рядов» не первое, тенденция прослеживается без труда — считают оставщиеся в составе совета председатель комитета заксобрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов и председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров.

Вячеслав Горелов уже изложил своё видение ситуации в письме на имя нового председателя АХС — заместителя губернатора Николая Гордюшина.

«Из состава совета постепенно исключались представители архитектурного, строительного и исторического сообщества Севастополя — знающие город и особенности его архитектурного облика и, главное, те, кто высказывал свою точку зрения, — подчёркивает он. — Полагаю, что нынешний состав АХС не способен объективно оценивать поступающие на рассмотрение проекты. Можно предположить, что ревизия состава АХС произошла не случайно, а нацелена, в числе прочего, на достижение определённых результатов при рассмотрении будущих проектов — таких, как благоустройство улицы Ленина и проспекта Нахимова, торгово-развлекательного центра… у штаба Черноморского флота, и иных, знаковых для города».

Далее депутат предлагает вернуть в состав совета названных выше исключённых, а также архитекторов Александра Гладкова и Сергея Пушкарёва и главу Союза строителей Севастополя Александра Лившица (по словам Горелова, они были исключены ранее). Сам Лившиц в разговоре с корреспондентом ForPost сообщил, что в состав АХС не входил — в отличие от градостроительного совета. Но об этом позже.

В случае если названные люди не будут возвращены, Вячеслав Горелов также приостанавливает своё членство в АХС.

Уничтожением в Севастополе архитектурной мысли называет происходящее и Сергей Комаров. На смену архитекторам с прекрасным знанием города, со многими серьёзными проектами за плечами и «кучей регалий», говорит он, приходят совсем другие люди. И происходит это на протяжении нескольких лет:

«Например, убрали Пушкарёва, кандидата архитектуры, причём в сфере градостроительства. Или Падалку — он тоже должен быть там обязательно. Само слово „совет” говорит о том, что главный архитектор набирает туда людей, с которыми он хочет посоветоваться. И это должны быть специалисты, профессионалы, имеющие непосредственное отношение к городу. А если там таких нет, значит, он находит какие-то другие советы. А кто ему их даёт — большой вопрос».

С Сергеем Комаровым можно соглашаться не во всём — например, ему резко не нравится включение в состав АХС архитектора Олега Шапиро, известного в Севастополе проектом реконструкции Большой Морской. Как не нравится и сама обновлённая Большая Морская.

Многие севастопольцы, включая автора этой статьи, придерживаются другого мнения. К тому же Шапиро, что ни говори, — профессионал, известный в архитектурной среде человек. Вряд ли кто-то станет возражать и против включения в состав АХС заведующей кафедрой «Архитектура и дизайн» СевГУ, вице-президента ассоциации ландшафтных дизайнеров России Элины Красильниковой. Но есть в новом составе АХС и гораздо менее известные люди. Например, Максим Стрецкис — по информации наших источников, бывший сотрудник строительной компании «Парангон». В списке членов АХС он представлен как «преподаватель-исследователь в направлении „строительство”».

Максим Стрецкис в 2014 году

Обвинять Стрецкиса в излишней молодости было бы глупо. Хотя он действительно очень молод — вот по этой ссылке можно увидеть, как он, будучи студентом 3-го курса, в сентябре 2014 года выступает на студенческом митинге. Судить и о его профессиональном потенциале тоже не берёмся. Не делает этого и маститый Сергей Комаров. Глава Союза архитекторов Севастополя лишь подчёркивает: называть нового члена АХС профессионалом, мягко говоря, преждевременно. Но в АХС, считает он, «набирают» отнюдь не по этому принципу. Его хотят по максимуму наполнить людьми, которые не будут спорить с предложенными для утверждения вариантами.

«Не надо торопиться»

Здесь я позволю себе ещё одно замечание, которое понравится не всем. Неоднократно бывая на заседаниях АХС, я могу привести не один пример не самого корректного поведения некоторых его членов и не самой конструктивной критики ими предложенного. Подчеркну: это касается не всех, а некоторых и лишь в некоторых случаях. Но с тем, что такие случаи имели место, согласен и Сергей Комаров. Но ведь наболело! — добавляет он. И приводит другие примеры — неуважения к городу и его традициям.

«Севастополь отобрали у севастопольцев — вот и всё», — с горечью говорит он.

Глава регионального Союза строителей Севастополя Александр Лившиц, как уже было сказано, свою причастность к прежнему составу АХС опроверг. Более того — по его словам, он сам отказался входить в совет на этапе его формирования. Зато он является членом градостроительного совета. И уверен — именно эта структура занимается действительно серьёзными вопросами и влияет на происходящие в городе процессы.

С тем, что влияние АХС на происходящее минимизировано, не спорит и Сергей Комаров. Об этом мы говорили в феврале 2022 года, когда Сергей Диевич комментировал для нашего портала проект федерального закона «Об архитектурной деятельности». Строитель Александр Лившиц тем более настроен скептически:

«Откройте Градостроительный кодекс — что там говорится о градостроительном совете и его функциях, вы найдёте, а об архитектурно-художественном — нет», — говорит он.

И тут же добавляет: раньше архитекторы и историки, в том числе и исключённые из нового состава АХС, входили в состав градостроительного совета, и это было правильно.

«Может быть, их и сейчас включат в состав градостроительного совета? Тут не надо торопиться», — говорит Лившиц.

Что ж, подождём.

Ольга Смирнова

Теги:
Читайте также: