Рефата Чубарова, Мустафу Джемилева и некоторых других представителей экстремистского «меджлиса»* общественная палата Республики Крым внесла в в так называемое крымское досье. Об этом на сегодняшней пресс-конференции в Симферополе сообщил зампредседателя ОП РК Александр Форманчук.
«Мы не могли обойти эту тему. Она давно напрашивалась, потому что известны заявления Мустафы Джемилева как лидера крымскотатарского народа и человека, который до 2013 года возглавлял «меджлис»*, Рефата Чубарова, который является сегодняшним председателем «меджлиса»*, и других деятелей. Их оценки оскорбительны для наших чувств сегодня в Крыму», — сказал Форманчук.
По мнению кандидата исторических наук, члена ОП РК Виктора Харабуги, важно не только и не столько действия обозначенных деятелей, но и то, с какой безапелляционностью и последовательностью они их совершают во имя собственных целей.
«Эти люди — радикальные националисты, допустим, не такие, как игиловцы (ИГИЛ — террористическая организация, запрещённая на территории РФ — прим.), но тем не менее. Особенно Мустафа <Джемилев>. Я не думаю, что они не любят крымские пейзажи или ненавидят крымские горы и море, — они ненавидят людей, от которых было бы лучше <избавиться>. Как они говорят, «они будут бежать по Крымскому мосту со своим имуществом, если успеют его взять». Это конкретные заявления в прессе. Это и определяет наше отношение», — пояснил Харабуга.
Кроме известных в Крыму и на Украине лидеров «меджлиса»*, устроившегося на Украине, в крымское досье также включены Изет Гданов (первый заместитель так называемого «представителя президента в Крыму»), Ленур Ислямов (экстремист), Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров (подельники экстремистов).
Ещё по теме: Три года псу под хвост: кто и почему страдает от «гражданской блокады Крыма»
Всего в крымское досье были включены шесть человек из 33-х, которые официально являются членами «меджлиса»*, — хотя об официальности в отношении «меджлиса»* говорить не приходится, подчеркнул кандидат исторических наук, член ОП РК Вадим Петров.
«Меджлис»* на протяжении всей своей деятельности, с 1991 года, ни разу ни в одной стране, в которых он существовал (в СССР и на Украине — прим.), не был никогда никем зарегистрирован. Несмотря на то, что торжественно именуют себя его лидеры представительным органом крымскотатарского народа, никогда официально он никого не представлял, — подчеркнул Петров. — И даже официальный Киев никогда не реагировал на все предложения лидеров «меджлиса»* о какой-то регистрации, позволяющей считать их особым органом в структуре официальных госорганов. Официальный Киев прекрасно понимал, что дав «меджлису»* официальный статус, они становятся перед фактом возможного официального посягательства на территориальную целостность Украины».
Судьба остальных членов «меджлиса» пока неясна, но, скорее всего, список будет продолжен, добавил Александр Форманчук.
«Мы не хотим торопиться, потому что нужно посмотреть на каждого. Есть основания этот список продолжить — и он будет продолжен, я в этом убеждён. Но мы не гонимся за арифметикой. Каждый наш шаг должен быть продуман», — отметил Форманчук, подчеркнув, что общественная палата Республики Крым будет изучать и реакцию новоиспечённых фигурантов крымского досье.
Наталия Назарук
* — экстремистская организация, запрещённая в РФ