Законодательное собрание 26 ноября приняло во втором, окончательном чтении бюджет Севастополя на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. По сравнению с первым чтением главный финансовый документ города изменился в лучшую сторону.
Первое чтение бюджета, напомним, состоялось 5 ноября. Тогда доходы бюджета в 2025 году были запланированы в объеме 65,756 млрд рублей (из них 34 145 658 255,39 рубля – безвозмездные поступления извне и около 31,6 млрд рублей – собственные налоговые и неналоговые доходы города). В окончательном варианте, утвержденном депутатами 26 ноября, сумма доходов выросла на 3,9 млрд рублей.
Такое увеличение, как сообщил глава бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксёнов, стало возможным как благодаря работе с Правительством РФ, так и за счет внутренних резервов города. Ранее сообщалось, что дополнительные доходы город надеется получить в результате работы по инвентаризации имущества и сокращению задолженности перед городом по арендной плате.
Выросли по сравнению с первым чтением и расходы: вместо 70,4 млрд они составят 74,4 млрд. На что именно направляются дополнительные средства, также рассказал Вячеслав Аксёнов. Более 900 млн рублей по многочисленным просьбам горожан добавлено департаменту городского хозяйства на благоустройство города и его уборку. Еще на 150 млн будет закуплена коммунальная техника, которая предназначается на приведение улиц в порядок в зимние месяцы. Примерно такая же сумма будет направлена на закупку автобусов.
О том, что на уборку города средств недостаточно, после первого чтения говорилось неоднократно. Вряд ли кто-то станет спорить и с тем, что городу не помешают новые автобусы – особенно после того, как из-за остановки морского сообщения и переброски автотранспорта на Северную сторону оголились многие городские маршруты, и стало понятно, что резервов в городе, по сути, нет.
Порядка 300 млн, как ранее сообщал глава бюджетной комиссии, дополнительно направляется на компенсацию перевозчикам проезда в транспорте льготников. Ранее выделенной на это суммы, по мнению депутатов, было явно недостаточно, хотя сумма и раньше выглядела запредельной. Напомним: в первом варианте бюджета она составляла 1,1 млрд рублей.
И, наконец, с 200 до 400 млн увеличился объем средств, предусмотренных на выплаты участникам СВО, согласившимся получить денежную компенсацию вместо земельных участков. Об этом докладчик сообщил, отвечая на вопрос Александра Кулагина.
Кулагин и спикер Законодательного собрания Владимир Немцев итоговый вариант бюджета похвалили, а вот вице-спикер Василий Пархоменко отнесся к нему с подозрением.
«Меня, честно говоря, удивила такая большая разница между первым и вторым чтением, – сказал он. – Как ее проморгали при подготовке бюджета к первому чтению? Откуда она взялась, тем более что большая часть суммы, я смотрю, сложилась за счет местных ресурсов?».
После этого Пархоменко поделился сомнением, что дополнительные доходы действительно удастся получить, и одновременно предложил подумать, не отправить ли бюджет «на третье чтение» – раз уж такие процедуры идут ему на пользу.
Вячеслав Аксёнов подтвердил: из 3,9 млрд дополнительных доходов лишь 1,5 млрд – трансферты из федерального центра. Их появление, подчеркнул он, – обычная практика: первый вариант бюджета готовился еще в августе, когда параметры федерального бюджета (в том числе суммы, на которые может рассчитывать Севастополь) еще не определились. Обнаружение же внутренних резервов, по словам главы бюджетной комиссии, действительно стало «приятным сюрпризом».
«Да, хотелось бы, чтобы эти суммы были заложены и при рассмотрении бюджета в первом чтении. Но вы знаете, что сейчас в департаменте по имущественным и земельным отношениям идет очень большая, серьезная работа по перестройке кадровой системы. Меняются люди, меняются подходы к работе. Там новые руководители, в том числе курирующий замгубернатора, и руководитель департамента работает совсем недавно», – пояснил он, добавив, что новые ресурсы в ходе работы этой команды были изысканы недавно.
Риск недополучить предусмотренные доходы, согласился Аксёнов, есть всегда, при формировании бюджетов любых уровней.
«Но я думаю, что этот риск минимальный. В целом финансовая команда у нас очень опытная, и качество исполнения бюджета только растет. Я думаю, так будет и в 2025 году», – сказал глава комиссии по бюджету.
На «третье чтение» документ отправлять не стали. Голосование за проект бюджета во втором чтении стало единогласным. Так что правительство уже может объявлять конкурсы на работы, финансирование которых запланировано на следующий год. Хочется надеяться, что результаты будут не столь плачевными, как в скандальном случае с подземным переходом на ул. Героев Севастополя.
Ольга Смирнова