В России всё чаще звучат предложения о пересмотре школьной программы, чтобы снизить нагрузку на детей, но при этом вооружить их не только академическими знаниями, но и практическим умением. По этому поводу свои мнения высказывали многие специалисты, а ForPost решил поинтересоваться у самих крымских школьников, что на их взгляд необходимо изменить в учебном процессе.
О финансах и о личном
Девятиклассница Ксения Иванова считает, что в школьную программу стоило бы добавить такие предметы, как психология и финансовая грамотность.
«У подростков возникают сложности в общении со сверстниками и родителями, поэтому хотелось бы понимать, что вообще с нами происходит, как мы меняемся и как нам общаться», — пояснила школьница свой запрос.
А финансовая грамотность очень пригодилась бы во взрослой жизни: хотя бы азы о налоговой системе и банковских услугах, говорит Ксения.
Кстати, интерес детей к теме финансов подтверждают и специалисты Банка России. По их данным, Республика Крым стала лидером среди регионов России по количеству просмотров учащимися школ и колледжей весенней сессии вебинаров по финансовой грамотности. Так, в Крыму онлайн-уроки набрали более 124 тысяч просмотров.
Как оказалось, помимо психологии и финансов, крымских подростков вполне ожидаемо интересует и тема полового воспитания.
«Многие стесняются говорить на эту тему с родителями. Проще было бы, если бы в школах об этом на классных часах рассказывали, например, врачи. Им можно задать все интересующие вопросы», — говорит десятиклассница Маргарита Кочерова.

Не до вероятности
А вот на вопрос, какой предмет они бы убрали из школьной программы, обе школьницы не задумываясь отвечают —«Вероятность и статистика». Этот предмет появился в учебных учреждениях с прошлого года, школьники изучают основы теории вероятности и математической статистики. Этот предмет призван развить у детей аналитическое мышление и понять закономерности, которые лежат в основе многих процессов.
«Все, что есть в этом предмете, есть в алгебре, геометрии и в информатике. Для этого абсолютно не нужен отдельный предмет», — считает Маргарита Кочерова.
Больше часов следовало бы выделить на изучение ОБЗР (основы безопасности и защиты Родины) и обществознания, отмечает Ксения Иванова. Сейчас по школьной программе на ОБЗР отводится один урок в неделю, на обществознание —два.
«Это два самых жизненно полезных предмета, потому что обществознание — это о том, как устроена наше общество в целом. Также мы изучаем административное, уголовное право. На ОБЗР рассказывают, как действовать при пожаре, землетрясении, при утечке газа и в других ситуациях, которые могут произойти в жизни», — говорит симферопольская школьница.
Разговоры не о том
По словам Ксении Ивановой, в их школе сейчас нет классных часов, а есть внеурочные занятия «Разговоры о важном»: детям рассказывают об истории и экономике России. И хотя это интересно, но всё же не хватает классных часов для разбора полётов — поговорить об успеваемости и взаимоотношениях в классе, считает симферопольская девятиклассница. Также, по её мнению, в школе недостаточно внимания уделяется профориентации.
«К нам пару раз приходили из вузов, раздали какие-то листовки и ушли. А хотелось бы, чтобы к нам приходили с разных предприятий и рассказывали о профессиях», — говорит собеседница издания.

Есть у школьников и свои предложения, как снизить учебную нагрузку и сократить время на подготовку домашнего задания.
«Когда у тебя семь-восемь уроков, очень сложно переключаться с одного предмета на другой. Ты начинаешь вникать и — звонок и уже следующий предмет. Мне кажется, что было бы лучше, если бы уроки шли парами, особенно такие сложные, как химия, физика, математика. И дома готовиться к урокам было бы проще», — считает десятиклассница Маргарита Кочерова.
А нужны ли пары?
Прокомментировать некоторые пожелания детей, которые можно решить на уровне школы, ForPost попросил советника председателя Общественной палаты Республики Крым по образованию Евгения Костылёва.
По его словам, в большинстве крымских школ есть классный час, но вводить его или нет — это решает администрация учебного учреждения.
«Если штаб воспитательной работы в школе предусмотрел классный час, где дети будут общаться с классным руководителем — это хорошо. Но бывает, что по каким-то причинам это невозможно: обучение в две смены и т.д. Я думаю, что в интересах руководства школы, чтобы у детей был единый классный час, общение с классным руководителем», —отметил собеседник издания.
Что касается профориентационной работы со школьниками, то у городских школ в этом вопросе больше возможностей, чем у сельских, считает специалист.
«В школы Симферополя приходят представители разных предприятий, бизнеса, учебных учреждений. А в сельские школы сложнее пригласить человека, чтобы он приехал и рассказал о своей профессии: ему много времени надо потратить на дорогу. Но для этого есть внеурочные занятия «Россия — мои горизонты», на котором учителя рассказывают детям о различных профессиях», — говорит Евгений Костылёв.

Что касается занятий парами, то к этому вопросу надо подходить обдуманно, уверен собеседник издания. Он считает, что школьникам будет сложно проходить по одному предмету сразу две темы. А домашнего задания по факту будет больше: по одной и другой теме.
«Советская система, которая сейчас у нас в принципе отражена в виде расписания поурочного и 45-минутного урока — это конкретная методика, все прописано в СанПиНах и в ГОСТах», — подчеркнул общественник.
По введению пар в школах нужно проводить комплексные исследования, можно попробовать внедрить это новшество в какой-нибудь пилотной школе и посмотреть на результаты, говорит Евгений Костылёв.
Напомним, с сентября 2024 года в школьную программу вернулись занятия по трудам. Для самых юных школьников такие уроки будут занимать час в неделю, а классы с пятого по девятый смогут обучаться рукоделию, готовке и другим прикладным навыкам два часа в неделю. Также появился такой предмет, как «Семьеведении», его изучают в рамках «Разговоров о важном».
Юлия Суконкина
Фото: коллаж ForPost, Юрий Еремеев|ForPost, Арина Розанова|коллаж ForPost, Арина Розанова|ForPost|нейросеть Freepik
Обсуждение (1)
Какая умная девочка! Училась в лицее, после обычной школы, и там все уроки были парами, и вникать на уроке больше времени было , и дома проработка получается лучше, вообщем, качественнее получается обучаться предметам! Абсолютно грамотное было бы решение, есть с чем савнить! А по 7уроков у детей в школе, как раз, из-за этих профориентаций, статистик и подрбных, убрать все лишнее нужно, на основное времени и сил не остаётся, тк уроки 40минут, не успевают, здают на дом много, и по всем предметам на каждый день по 6-7уроков.На спорт уже не у всех силы и время останутся. А это здоровье детей!