В Совете Федерации Госдумы РФ состоялись парламентские слушания, посвящённые бюджету страны на 2019 год. Помимо сенаторов и депутатов Госдумы, в зале присутствовали представители российского правительства, Счётной палаты, Банка России, а также различных регионов страны.
Цены растут, регионы напоминают
С докладом об основных параметрах бюджета выступил глава Минфина Антон Силуанов. Он акцентировал внимание на том, что в 2019 году бюджет будет бездефицитным. Напомним: в предыдущие годы дефицит бюджета хоть и оказывался меньше запланированного, однако всё-таки сохранялся: в 2017 году, например, он составил 2% от ВВП.
Основные надежды связаны с ценами на нефть: они на сегодняшний день выше, чем были при формировании бюджета 2018 года. Однако слушания показали: и этот фактор участники оценивают по-разному. Другими активно обсуждаемыми моментами, по словам Вячеслава Аксёнова, стали обязательства, которые возложены на регионы майскими указами Президента 2018 года, и налоговые новшества (в частности, увеличение НДС).
«Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин высказал мнение, что цены на нефть и благоприятная конъюнктура по экспорту нефти и газа позволяют снизить налоговую нагрузку, особенно по НДС. Прогнозная стоимость нефти, которая учитывалась при формировании бюджета этого года, значительно ниже сегодняшней. Поэтому глава Счётной палаты считает, что для нашей экономики было бы лучше немного снизить налоговую нагрузку», — рассказал Вячеслав Аксёнов.
Глава Минфина Антон Силуанов придерживается другого мнения: он склонен оценивать перспективы бюджета более осторожно. Вячеслав Аксёнов, которого ForPost попросил озвучить свой прогноз, считает, что в дальнесрочной перспективе цены на нефть действительно вряд ли будут высокими. Однако сегодняшняя мировая ситуация — как политическая, так и экономическая — позволяет держать их на достаточно приятном для России уровне.
«Позиция Кудрина мне ближе — я считаю, что угнетения бизнеса большими налогами нужно бояться больше, чем снижения цен на нефть. Однако министр финансов предпочитает перестраховаться, чтобы впоследствии не пришлось урезать социальные программы», — замечает глава бюджетной комиссии заксобрания.
Своё слово на слушаниях сказали и представители регионов, многие из которых не слишком довольны своими бюджетами. В частности, были высказаны сомнения в способности регионов в полной мере исполнить президентские указы 2018 года. В этих указах, напомним, Президент сформулировал задачи по целому ряду направлений — от экономики до здравоохранения и экологии.
По словам Вячеслава Аксёнова, в защиту регионов высказалась и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она дала понять, что бюджет, нарушающий их интересы, верхняя палата парламента может не поддержать. Поэтому корректировки, судя по всему, неизбежны.
А что с Севастополем
На доработку главного финансового документа страны потребуется время, поэтому вполне вероятно, что до конца октября федеральный бюджет принят не будет. Однако это не единственная и не главная причина, которая обещает осложнить работу над бюджетом Севастополя, главной составляющей которого остаются поступления из федерального бюджета. Кстати, ничего экстраординарного в том, что бюджет страны будет принят в ноябре, нет: в прошлом году Госдума приняла его 24 ноября, Совет Федерации — 29 ноября, а Президент и вовсе подписал в декабре. Однако основные параметры бюджетов других регионов Минфином согласованы, а бюджет Севастополя — нет.
Вице-губернатор Илья Пономарёв, комментируя этот факт журналистам, упомянул о «серьёзных разногласиях». Можно предположить, что одной из причин таких разногласий может стать ситуация с исполнением ФЦП и бюджета Севастополя за 2018 год. ФЦП, напомним, за первые полгода была исполнена на 4,6%. А 5 октября, при обсуждении законопроекта об изменении бюджета 2018 года, депутаты и КСП высказали мнение, что он недостоверен. Уже сейчас можно говорить, что как минимум 3 млрд рублей до конца года освоены не будут. И нет ничего удивительного в том, что федеральные власти, вынужденные сократить Севастополю финансирование в этом году, склонны проявить осторожность в будущем. Ранее о том, что у Правительства РФ и федеральных депутатов при принятии бюджета будут серьёзные вопросы к правительству Севастополя, говорила депутат Госдумы Елена Драпеко .
Помимо этого, к работе над бюджетом до сих пор не привлечены депутаты — правительство Севастополя полностью изолировало законодательную власть от обсуждения главного финансового документа города. Это само по себе нонсенс, поскольку во всех регионах работа двух ветвей власти ведётся совместно. Но принимать бюджет, которого они в глаза не видели, народные избранники, разумеется, не будут. Поэтому когда он будет принят и удастся ли это сделать до конца года, остаётся вопросом.
Ольга Смирнова
Обсуждение (10)
Ольга Туханина «Кудрин предлагает сдаться»
За пол года 4,6 % ФЦП освоить-надо быть настолько тупым,что аж стыдно.......Сейчас средства уйдут на мост на Сахалин.
А вот за бюджет Севастополя могут и должны спросить по всей строгости закона. Ведь решается судьба целого города федерального значения!
Когда он (бюджет) будет принят и удастся ли это сделать до конца года, остаётся вопросом.
За 1 день до Нового года губернатор созовет внеочередное заседание ЗС и потом будет его обвинять в несвоевременном рассмотрении бюджета.
а другую картинку для новости не смогли найти...у нас что бюджет в евро и гривнях?
не спешите за елкой, до Нового года время есть.
to И.И.И.: Это весь бюджет на 2019 год(в евро и гривне)В рублях он не влезает в картинку,в связи с укреплением..))
короче- бабок нам дадут меньше, бо Пупса ни украсть, ни освоить всё не смог...
Традиционно вбросят проект перед третьим звонком,чтобы депутаты не успели разобраться во всех хотелках должностных туристов.Могут еще срезать финансирование ЗС и КСП,чтобы совсем уж добить ненавистный им контроль за распилом средств и дерибаном городской собственности. Ну, и себя,любимых ,тоже не забудут : традиционно отгребут десятки миллионов на премирование за свою профнепригодность.
Глава Минфина Антон Силуанов придерживается другого мнения: он склонен оценивать перспективы бюджета более осторожно. Силуанов никогда не стремился развивать экономику, главное для него собрать побольше налогов и сборов.
Помимо этого, к работе над бюджетом до сих пор не привлечены депутаты — правительство Севастополя полностью изолировало законодательную власть от обсуждения главного финансового документа города. Это само по себе нонсенс, поскольку во всех регионах работа двух ветвей власти ведётся совместно. Но принимать бюджет, которого они в глаза не видели, народные избранники, разумеется, не будут. Поэтому когда он будет принят и удастся ли это сделать до конца года, остаётся вопросом.
Видимо правительство не считает необходимым посвящать депутатов в финансовые вопросы.