На трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, с 14 июня начнут курсировать беспилотные грузовики КамАЗ. В Минтрансе РФ заявили, что Россия станет первой в мире страной, где подобное будет реализовано на практике.
В этом проекте участвуют несколько крупнейших российских перевозчиков: компании ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-снабжение». Пока грузовики будут курсировать по трассе М-11 в рамках экспериментального правового режима.
«О том, чтобы запустить беспилотный грузовой транспорт по этой дороге, говорят давно. Насколько я знаю, трасса М-11 проектировалась изначально с расчётом, что когда-то по ней поедут авто, управлять которыми будет искусственный интеллект. Полагаю, что будущее за беспилотными грузовыми и пассажирскими перевозками, поэтому это позитивное событие», — рассказала ForPost координатор движения автомобилистов «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.
Заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто отметил, что организация грузовых беспилотных перевозок позволяет существенно снизить затраты компаний.
«Экономически это может оказаться очень выгодно. Потому что весомую долю затрат в коммерческих грузоперевозках составляет зарплата водителей, которым к тому же нужно отдыхать. А в случае с автоматизированными перевозками машина может ехать от заправки до заправки», — пояснил в бесе с ForPost эксперт.
Читайте по теме: Должны ли китайские машины в России стоить на 1 млн рублей меньше
Как это работает
Игорь Моржаретто рассказал также, как технологически устроены беспилотные грузоперевозки.
«Трасса «Нева» — это скоростная дорога. Тем не менее, беспилотные грузоперевозки по ней будут достаточно безопасными. Управляет машиной искусственный интеллект, который анализирует дорожную ситуацию. Машина оснащена камерами, радаром, получает оперативную информацию с самой дороги, есть связь с метеостанцией. Сами грузовики будут идти небольшой колонной. В кабине пока будет присутствовать водитель-испытатель, который в сложной ситуации сможет «перехватить» на себя управление. Но нужно отметить, что сама по себе технология беспилотного управления уже не плохо откатана», — отметил автоэксперт.
По его словам, пока речь идёт об использовании грузовых беспилотников без захода в города.
Читайте по теме: Как китайцы окончательно убедили россиян в качестве своих автомобилей
Коммерческий запуск
И всё же пока речь идёт не о массовом применении беспилотных грузовиков, а о так называемом коммерческом запуске движения.
«Во-первых, трасса М-11 не является сквозной скоростной дорогой от Москвы до Питера: новый скоростной обход Твери будет сдан только осенью следующего года. Во-вторых, такие вещи, как запуск беспилотного грузового транспорта, стоило бы делать на отдельной выделенной полосе. М-11 хотя и самая современная трасса на сегодняшний день, но на большинстве участков она имеет по две полосы в каждую сторону. Если одну из этих полос отдать под автономные грузовики, то на второй будет пробка. В таком случае М-11 просто перестанет быть скоростной трассой», — отметил Игорь Моржаретто.
Поэтому, чтобы запустить беспилотные грузоперевозки в массовом порядке, нужно как минимум сделать третью полосу на трассе М-11, считает эксперт.
Читайте по теме: Впервые за 20 лет обновлён перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на авто
Беспилотное такси
В то же время развитие беспилотного транспорта в РФ не ограничено только грузоперевозками. Недавно «Яндекс» объявил о запуске беспилотного такси в одном из районов столицы. Пока, правда, в тестовом режиме.
«Насколько я знаю, для такого беспилотного такси прописано 40 маршрутов. К тому же в кабине машины находится водитель-контролёр, который следит за правильной работой беспилотника. Вообще беспилотное такси — это более отдалённая перспектива, нежели грузоперевозки с использованием искусственного интеллекта», — отметил Игорь Моржаретто.
По его словам, тестовые запуски пассажирских перевозок беспилотным транспортом сейчас тестируются по всему миру, но пока только на закрытых территориях, где невозможно внешнее человеческое вмешательство в работу беспилотного транспортного средства.
Читайте по теме: Необычный робот поможет учёным узнать больше о смерти человека
Андрей Мединский
Обсуждение (7)
А как эти Камазы будут "решать" задачу про вагонетку (кто не в курсе, можете похухлить)? Вот не дай Боже, ситуация? Человек, например, может найти неожиданное, но спасающее всех решение. А чё будет делать железяка?
Разбегайся кто может, впереди и навстречу едет беспилотный КаМаз , N колчествотонн железа.. Ждём повышение "Платона" и цен для конечного потребителя .
Сомнительная экономия...
Супер. Все равно за беспилотниками будущее, хорошо, что мы первыми стали обкатывать эту систему. Таврида тоже хорошая по качеству трасса, так что уверена скоро эта система придёт в Крым
Подождите, для них спецтрассы построят. Как в морпортах на контейнерных терминалах, по линиям ездить будут. А еще дешевле посадить в каждый по махонькому человечку из..... в комнатуську. Дешевле, зато уууух.
А не проще ли эти перевозки отдать ЖД транспорту?
to Andrey L: Не, нельзя, патаму что всемирная повесточка. Люди должны торчать в метавселенной, лёжа в капсуле. В общем, вкалывают роботы - счастлив умер человек. И ваще, как тогда попонтоваться: зырь чё я могу?!