Большая удача — детям в Севастополе в специализированном учебном заведении преподают драматургию, изобразительное искусство, музыку и танец, которые в конечном итоге объединяются в высшую форму хореографии — балет.
Понятно, что не все ребята, окончившие 1(5) класс СПО, выдержат сумасшедшую 8-летнюю гонку обучения, но многие из них совершенно точно составят основу будущего театра оперы и балета Севастополя, который возводится на мысе Хрустальном. Отчётный концерт первого в истории города набора в хореографический вуз дал понять о нацеленности Академия балета на задачи высшего порядка в искусстве и в культуре.
Воспитанники 1(5) «А» и 1(5) «Б» классов показали в танцах движения, которые должны были освоить по программе обучения. Однако проректор Академии Елена Белькова призналась, что некоторые номера были сложны для исполнения, поскольку педагоги поставили их «на вырост».
Например, в «Восточном танце» на музыку П.И. Чайковского, где внутри «ансамбля» пробивались индивидуальности, при этом осталось ощущение цельного гармоничного и эмоционального номера. Получилось добиться эффекта, который описывал ещё в XVIII веке реформатор балетного театра Ж.-Ж. Новерр, когда каждый шаг на сцене исполнен музыкально, а музыка стала не только звуковой оболочкой, но и художественной сущностью танца.
Трепетно был исполнен «Полонез» на музыку В. Коровина ученицами Татьяны Фёдоровой. А «Зима» на музыку Глазунова преподавателя Елены Бельковой показала готовность и смелость детей работать со сложными формами.
Полное ощущение гармонии подарил финальный номер концерта — «Розовый вальс» на музыку П.И. Чайковского. Этот танец из балета «Щелкунчик», который Академия хореографии подарила севастопольцам в Новый год, поставил Эмиль Фаски — чтобы в учебном процессе воспитанники оттачивали своё мастерство.
«Некоторые движения в этом танце выходят за рамки программы первого класса. Приходится немножко учить вперёд. Поскольку мы уже два года ставим „Щелкунчик”, решили показать этот вальс. Он сложный: много перестроений, тяжелейшая ансамблевая работа, непростой рисунок танца. Но в этом технически сложном танце мы показываем наш будущий кордебалет. Этот танец пока мы танцуем в мягких туфлях, но потом станем на пальцы», — рассказала ForPost Елена Белькова.
На пуантах были исполнены почти все номера отчётного годового концерта. Программа обучения предполагает, что в возрасте 11-12 лет девочки «встают на пальцы» и начинают работать над техникой.
В номере «Вальс» на музыку Ж. Оффенбаха преподавателя Анны Суховой — выпускницы Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и в прошлом артистки балета Михайловского театра — её воспитанницам из 1(5) «А» класса получилось совместить «пальцы», динамику перестроений и трогательную лиричность.
«Девочки очень старались, внимательно отнеслись к задаче номера. В любом произведении должна быть завязка и кульминация. Поэтому и в этом номере была своя драматургия. Но, конечно, нет предела совершенству, всегда найдётся что исправить в движениях и позах», — поделилась с ForPost Анна Сухова.
Другими словами, в этом танце, как писала в своей книге «Основы классического танца» А.Я. Ваганова, педагог и учащиеся постарались движениями воодушевить мысль, которая создала нужное настроение и придала танцу выразительность, называемую артистичностью.
Номер «Гавот» читатели ForPost могут помнить по нашему прошлому материалу. На этот раз педагог Евгений Сердешнов вернул номер из дуэта в формат трио, которое исполнили Арина Голованева, Арсений Мухохин и Платон Алёхин. Танец преобразился. И что трогательно, было ощущение, что мальчики в нём, хотя и не отводили взгляд от Арины, продолжали думать о технике, о движениях, а девочка танцевала и, казалось, думает в этот момент о мальчиках. Вот они — ростки артистизма.
По правде говоря, мальчики в отчётном концерте произвели сильное впечатление. Особенно в номере «Класс-концерт» на музыку Дж. Верди. Если у девочек в этом возрасте начинаются «пальцы», то у мальчиков — прыжки и вращения.
«Мужская техника включает в себя вращения, прыжки, поддержки в дуэтном танце. Самое главное — прыжки, заноски, пируэты. Конечно, в отчётном концерте были только маленькие прыжки. Мы только начинаем и идём по программе обучения, хотя хочется большего. Как педагог не могу сказать, что мальчики были очень хороши, но я вижу прогресс каждого, я вижу, как они растут. И это на данном этапе устраивает», — отметил в беседе с ForPost Евгений Сердешнов.
Прославленная балерина Большого театра М.Т. Семёнова писала, что балет — это работа на пальцах и полупальцах, а ещё — большое количество прыжков. А.Я. Ваганова считала, что весь танец на прыжках построен, в них — вся премудрость танца. И когда мальчики подходят в обучении к прыжкам, они, по сути, в этот момент и начинают танцевать.
Итоговый концерт показал, с одной стороны, высокий профессионализм педагогов академии. Это важно, говоря о балете, когда в детях вдумчиво и постепенно развивают правильные хореографические навыки и воспитывают широкий кругозор и вкус. А с другой, концерт проявил прекрасное будущее России — детей, живущих искусством и желающих сделать его своей профессией.
Сергей Абрамов
Фото Академии хореографии Севастополя
Обсуждение (16)
Вчера родственница звонила из Москвы.Были на « Лебедином озере» в Большом ( билеты по 11000р). Принц упал,колдун пару раз спотыкался о. декорации, Одетта крутила фуэте и ее куда-то занесло… костюмы из какой-то дешевой марли, декорации тоже. Люди вставали и уходили. Вот тебе и всемирно известный театр!
Узкая специализация.
У меня о балетной школе только хорошие воспоминания. Меня в нее не отдавали
Если у страны есть только "балетное будущее" то считай что страны в будущем не будет.
Детки красивые,умнички,приятно смотреть.Балет тоже хорошо,тоже надо
Может,есть какой-нибудь видеоматериал об этом концерте?Если есть-просьба поделиться ссылкой.Балет надо видеть(музыку слушать).За материал-спасибо Форпосту.Злобствующим комментаторам желаю когда-нибудь дорасти до осознания необходимости высокого искусства.
Будут эти дети артистами балета, или нет, время покажет. А пока, они молоды, полны сил, осанка у всех хорошая, движения красивые. Пусть учатся. По-крайней мере, здоровее будут, и не научатся плохому.
Действительно, очень красиво. Только нам рабочие тоже нужны, чтобы были со знанием дела, их учить надо в профессионально-технических училищах.
Нет, что ни говорите, а это очень красиво! А красота спасет мир. ТрудИтесь ребятки, спасайте мир от грубости, пошлости, уродства и пр. дряни. Успехов!
В их группе в вк выложили репортаж, можно подсмотреть кусочки:
https://www.youtube.com/watch?v=ZOzABDscaHo&embeds_referring_euri=https%3A%2F%2Fvk.com%2F&embeds_referring_origin=https%3A%2F%2Fvk.com&source_ve_path=Mjg2NjY&feature=emb_logo
А вообще, насколько мне известно, съемка у них на всяких мероприятиях (да и на обычных уроках) строжайше запрещена.
Десятки и сотни детей, угробивших свое детство и здоровье, которые НИКОГДА не будут блистать в Мариинке или в Большом...ЗАЧЕМ всё это, зачем? Раздутые амбиции родителей?
to Василиса Осетрова: Спасибо за ссылку. На фото можно любую девочку в пачку нарядить и уже красиво :) А видеосъемка запрещена во всех училищах - они все вечно озабочены: вдруг их "косяки" конкуренты на весь инет обсмеют. Балет тот еще гадюшник, причем начиная с училищ. Ну, а эти детки в хорошей форме - все, что можно там увидеть, По кусочкам самых легких композиций выучку не оценить. Руки зажаты - мелочь, это ж 1 класс. В общем, видно, что ничего не видно. Туман войны искусства :)
to Irina Jakes: Дети прикоснутся к прекрасному и до конца своих дней будут вспоминать об этом. Это будут приятные воспоминания о детстве. Моё мнение.
to Irina Jakes: Не знаю с чего это мой комментарий удалили (кому то правда глаз колет, видимо). Но повторю Вам: эти детки будут в местном театре блистать, туристов развлекать. При чем тут Мариинка и Большой? Кстати, кроме указанных Вами в стране есть еще достаточно много именитых театров. Но туда тоже очередь выстраивается из именитых академий и училищ ::)
to Тина Севастополь: Это когда детки в самодеятельности поигрались, тогда да - согласен, приятные воспоминания, идеальная осанка на всю жизнь. А здесь речь идет о профессиональном образовании. Здесь речь о том, где будут работать эти дети. Это их взрослое будущее. Ведь действительно есть разница (в т.ч. и финансовая) танцевать в Мариинке или в заштатном театрике. Вот Вы лично чего бы хотели своему ребенку: яркую карьеру и приличную зарплату или разбитые амбиции и копеечный оклад?
Насколько я поняла, это 5-ый.