Россия

Три ЧП за три дня: в России горят самолёты

Что происходит с гражданской авиацией страны?

Три ЧП за три дня: в России горят самолёты
Фото:
Скрин видео

Серия новых авиаинцидентов в России обострила вопрос безопасности самолётов.

Иностранным воздушным лайнерам, которые составляют большую часть отечественного авиапарка, отказано в обслуживании за границей и запчастях. А борты отечественной сборки постарели — им нужна замена. Но производство новых самолётов только набирает обороты.

О ситуации в гражданской авиации — в обзоре ForPost.

Три ЧП за три дня

Сегодня, 8 декабря, загорелся двигатель пассажирского самолёта Boeing 737, который набирал высоту при вылете из аэропорта «Толмачёво» в Новосибирске.

Экипаж авиалайнера, на котором находились 176 пассажиров, запросил экстренную посадку, и после одобрения вернул его в Толмачёво. Подробности и видео в материале У самолёта, на борту которого было 176 пассажиров, загорелся двигатель.

Накануне, 7 декабря, у Ту-204, который отправился из Улан-Удэ в китайский город Чанчжоу, загорелся левый двигатель. Пилоты этого борта запросили аварийную посадку, потом сбросили топливо и успешно посадили самолёт — пострадавших не было.

Соцсети наполнились впечатляющими видеокадрами.

Перед этим, 6 декабря, в московском аэропорту «Шереметьево» возникло возгорание в салоне «Боинга 777», который должен был лететь из столицы на Камчатку. Пассажир сообщил о дыме, шедшем из-под его сидения. Экипаж обесточил салон.

После проверки, не выявившей следов короткого замыкания, пассажиров пересадили на другой борт, чтобы они добрались до пункта назначения, а злосчастный Boeing сняли с рейсов, рассказал MASH.

Кроме того, недавно произошло ещё несколько инцидентов с пассажирскими самолётами. Самый яркий из них, когда 12 сентября у самолёта Airbus A320, летевшего в Омск из Сочи, отказала гидравлическая система, из-за чего пилоты перенаправили самолёт в Новосибирск, но не долетели и экстренно сели в поле.

По этому случаю события ещё развиваются. Подробнее в материале Пилотов, посадивших самолёт в поле, попросили уволиться.

Официальная сводка

В первой половине 2023 года в России случилось 11 авиационных происшествий (АП), среди которых шесть катастроф. В результате погибли девять человек, сообщил Межгосударственный авиационный комитет.

В частности, в секторе коммерческой авиации было шесть АП с самолётами взлётной массой менее 5700 кг и вертолётами. Из шести — три катастрофы с четырьмя погибшими.

С авиацией общего назначения было пять АП с самолётами и вертолётами, в том числе четыре катастрофы с пятью погибшими.

Для сравнения в 2022 году в России случилось 35 авиационных происшествий, среди которых 13 катастроф с 24 погибшими. В частности:

  • с коммерческой авиацией — 14 АП, в том числе четыре катастрофы с семью погибшими и семью пострадавшими.
  • с авиацией общего назначения — 18 АП, в том числе восемь катастроф с 15 погибшими и одним пострадавшим.

Читайте по теме: Какие самолёты станут основой обновлённого авиапарка России

Запад подложил свинью

Гражданская авиации России, большая часть которой — иностранные самолёты, сейчас испытывает «колоссальные трудности и изменения» из-за санкций Запада, введённых после начала СВО, отметила младший научный сотрудник Лаборатории моделирования пространственного развития территорий Анна Бычкова.

Она напомнила, что Европейский союз ограничил полёты и перевозку товаров, разорвал контракты о поставке запчастей для самолётов и отозвал сертификаты лётной годности. Из-за этого часть отечественных авиакомпаний временно прекратила работу. Также уменьшилось количество авиатранспорта для полётов в России и за её пределы.

Самолёты, взятые российскими авиакомпаниями у зарубежных организаций в лизинг, попали под арест или угрозу ареста. Перевозчики частично прекратили полёты за границу либо остановили перелёты туда воздушными судами, находящимися в лизинге, отметила Бычкова.

Больше других отечественных авиакомпаний пострадала группа «Аэрофлот», в которую входят «Победа» и «Россия». Однако ей удалось «освоить новые виды техобслуживания» самолётов иностранного производства, пишут «Ведомости».

Генеральный директор предприятия Сергей Александровский в августе этого года сообщил, что им даже пришлось в качестве «пробного шага» обратиться за помощью к Ирану.

«Качеством довольны, но по срокам — скажем так: подрядчики не торопятся. У них достаточно сильные, востребованные компетенции, хотя практически все работы, которые они сейчас там делают по нашему A330, “Аэрофлот” способен сделать в “Шереметьево”. Будем поддерживать с ними отношения. Нам необходимо пробовать альтернативные рынки по услугам технического обслуживания самолётов, чтобы иметь варианты», — констатировал Александровский.

Он также заявил о готовности создать «крупнейший в Восточной Европе центр по техническому обслуживанию самолётов» с пятью ангарами в Москве и одним в Оренбурге, плюс 14 линейными станциями в других городах РФ.

Читайте ещё: «Будем развивать собственные компетенции»: вице-премьер Борисов — о санкциях, импортозамещении и запасах «Калибров»

Запас прочности «пока есть»

Властям России пришлось разрабатывать сценарий дальнейших действий в авиаотрасли из-за санкций Запада. Главной задачей стала разработка своих самолётов и шин, но, во-первых, на это нужно время, а во-вторых, ситуация осложнена быстрым износом функционирующих запчастей воздушных судов, обратила внимание Анна Бычкова.

В прошлом году были зафиксированы экстренные посадки и задержки вылетов, связанные с техническим состоянием авиалайнеров. Однако аварий стало меньше — из-за уменьшения числа полётов, уточнила она.

По её данным, средний возраст гражданских самолётов, находившихся у отечественных авиакомпаний в 2022 году, составлял 14,6 года. Самыми молодыми были «Аэробусы» производства Франции, Германии и Китая — от 2 до 17 лет, а также отечественный SSJ100 — 4,3 года. А самыми старыми — Ан-24 и Ан-26 производства России и Украины. Им по 48 лет, но срок их эксплуатации был увеличен до 60 лет.

«Особо высокий риск срока эксплуатации вызывают самолеты Boeing и Як-42, содержание которых требует больших финансовых затрат, а отсутствие импортных запчастей усложняет процесс их сервисного и ремонтного обслуживания», — обратила внимание младший научный сотрудник Лаборатории моделирования пространственного развития территорий.

Она выделила такие проблемы из-за западных санкций:

  • ухудшение снабжения запчастями и сервисного обслуживания самолётов иностранного производства и проблемы в поставках сырья и готовой продукции для авиации;
  • рост издержек при использовании самолётов из-за повышения расходов на лизинг, топливо, накладных расходов;
  • уход иностранных поставщиков из России, ограничение использования зарубежных программ для цифровых платформ, в том числе обеспечивающих безопасность полётов;
  • увеличение расходов из-за логистических разрывов поставок техники между Западом и РФ.

Впрочем, российская авиация сейчас адаптируется к изменениям в мировой обстановке, что требует дополнительного финансирования, полагает Анна Бычкова.

Министерство промышленности и торговли РФ даже заявляло о возможности компенсации дефицита самолётов производством отечественных воздушных судов SuperJet100 и МС-21, добавила она.

Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги: на совещании в январе этого года президент Владимир Путин отчитал главу Минпромторга Дениса Мантурова за проволочки в этой работе и потребовал ускорить её.

«Невозможно избежать рисков полностью и предугадать все сложности, особенно касающиеся санкционных мер Запада. Основная задача — избежать фатального негативного воздействия рисков и локализовать потери», — полагает Бычкова.

По её мнению, есть вероятность ослабления санкций и возврата к нормальному взаимовыгодному взаимодействию, так как экономическое положение всех стран ухудшается.

«Необходимо корректировать стратегию развития авиаотрасли на долгосрочный период и задействовать отечественную промышленность с целью снижения импортозависимости сырья и комплектующих единиц товаров, а также рассмотреть варианты взаимодействия со странами Азии. Санкции должны привести к подъёму отечественной авиапромышленности и развитию науки в этой сфере и поспособствуют увеличению спроса на российские самолёты для других стран», — заключила она.

Импортозамещение в авиаотрасли, о котором говорят не только власти, сейчас «на хайпе», отметил создатель сети закрытых телеграм-каналов об авиации, бывший юрист авиакомпании Даниил Кыров.

Он подчеркнул, что государство всегда поддерживало деньгами это направление, но все ждут конкретных результатов: миллиарды бюджетных рублей должны стать 500 самолётами различных типов к 2030 году, как пообещал глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

Запас прочности у воздушных судов в России, которые необходимо полноценно обслуживать, «пока есть», но нужно делать свои запчасти к ним, сказал Кыров:

«К счастью, учащения обращающих на себя внимание авиаинцидентов не наблюдается. При этом несколько возросла частотность инцидентов, связанных с шинами и авиационными фильтрами. Это не про какие-то высокие технологии, недостаток которых всё же наблюдается, а про уровень технического обслуживания».

Читайте также: Лёчики определили самый надёжный пассажирский самолёт

Алексей Лохвицкий

2839
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user Левентик
545

ЗДЕСЬ Вся история авиационных аварий и катастроф https://aviation-safety.net/wikibase/348693

Profile picture for user ulogin_google_115538332740183044538
306

 

ЗДЕСЬ Вся история авиационных аварий и катастроф https://aviation-safety.net/wikibase/348693

 Лучше бы таблицу производственного графика нашего авиапрома со сдвигом сроков влево :)

Profile picture for user Patriot1.
4620

Что происходит с гражданской авиацией страны?

То же, что с гражданским авиастроением (авиапромом)...И снова вспоминается  гайдар-"реформатор" - зачем нам свои КБ и свои самолеты - если что в Америке купим...Вот и "купили"...Ни чужих самолетов (америкосовских) , ни своих...Хорошо, что полей много...

Profile picture for user ulogin_google_115538332740183044538
306

 

"Санкции нам только на пользу!"(с)

 Положим, сняли санкции. Что может принципиального измениться если печатный станок так и останется в руках планетарной мафии? Продолжать менять ресурсы на резанную бумагу и далее? Так себе перспектива, скажу я вам. То что заозёрные классно устроились - это да, есть такое дело. Проблема однако в том что им этой планеты стало мало и снятие санкций вопрос не решает. 

Profile picture for user Достопочтенный Дон
2124

Три ЧП за три дня: в России горят самолёты

Ничего странного.

К этому все и шло неприменно. 

Выработка ресурса и отсутствие качественных запчастей и ремонтной базы привели к этому результату.

Теперь, если не прекратить полеты на зарубежных ворованных подсанкционных самолетах, количество отказов авиатехники будет расти по прогрессируемой экспоненте.

Главное за день

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
9
1900

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1164

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2044

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
4196