ср, 24/08/2022 - 20:00

Злой свет: севастопольцам становится неуютно в своих квартирах

Как нейтрализовать побочный эффект избыточного ночного освещения?

— Нет ничего страшного или сложного в том, чтобы ночью надевать маску для сна или задраиться от яркого света фонарей плотными шторами.

— Ну нет, если в комнате ночью при закрытых шторах хорошо различимы цвета — это уже перебор!

Как следует из комментариев севастопольцев под материалами ForPost об избыточном и всепроникающем уличном освещении, проблема, к счастью, знакома не всем. И надо честно признать: даже для ряда тех, кому знакома, — это вовсе и не проблема. Или они ещё просто не отдают себе в этом отчёт?

В материале «Люди вынуждают птиц „убивать время” пением» севастопольский биолог Виталий Гирагосов рассказал о том, как влияет излишек ночного света на животный мир. А что же люди — привыкли или только кажется?

Тепло… холодно!

Биоритмы человека запускаются, контролируются и поддерживаются изменениями естественного освещения. Цикл «сон — бодрствование» прежде всего должен быть обеспечен нормальным освещением, а избыток света этот цикл нарушает. Как это работает, ForPost рассказал заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета профессор Владимир Павленко.

«В темноте у человека начинает вырабатываться мелатонин, который обеспечивает нормальный сон и последующую активность днем. Свет в ночное время нарушает естественные ритмы человека. Он хуже спит — а значит, нарушается функциональное состояние на все сутки. За этим идёт и нарастает стресс», — предупреждает учёный.

То, что стресс, в свою очередь, становится спусковым крючком для многих болезней, которых можно было бы избежать, — давно общеизвестный факт.

Важна не только яркость света, но и его цвет. В природе всё устроено очень тонко и сложно, и даже утренний и вечерний свет отличаются по своему спектру — утренний содержит больше тех лучей, что вызывают у человека чувство бодрости.

В светодиодном мире вместо сложной природной палитры есть три варианта — тёплый, холодный и нейтральный. При этом даже лучшие светодиодные светильники дают свет только одной частоты и не могут воспроизвести солнечный свет, состоящий из смешения всех цветов.

«Физики пытаются создать светильники, которые были бы ближе к спектру солнечного света, но это непростая задача», — говорит Владимир Павленко.

Из светодиодного наиболее дружелюбен человеку тёплый свет. Он, как и солнечный, поддерживает активность и усиливает выработку серотонина, отвечающего за сон и за контроль отрицательных эмоций.

«При тёплом свете в организме человека вырабатывается больше нейромедиатора серотонина, который успокаивает и нормализует цикл „сон — бодрствование”. Холодный в этом отношении хуже, поэтому светильники должны быть тёплого света. Хотя бы дома точно нужно устанавливать тёплые», — советует психофизиолог.

Однако в наружном освещении выбор часто обусловлен не физиологией, а экономией. При одинаковой мощности потребления тёплые светодиоды не такие яркие, как холодные, поэтому не только на дорогах, но и во дворах часто идут по пути экономии. В итоге в наши дома ночью светит отнюдь не ласковый жёлтый, а холодный грозовой свет.

Эта гроза отнюдь не неизбежна — правильный выбор и установка светильников способны нивелировать проблему.



Пример паркового освещения с помощью точечной и тротуарной подсветки

«Вред можно почти полностью убрать, если светильники ставить с умом — с нормальными отражателями, которые направляли бы свет вниз и освещали бы дорогу, тротуар, а не били в окна домов. Или низко установленные светильники, которые освещают только тротуар. Ну и логично было бы на ночь как-то снижать яркость освещения. Понятно, что это сложнее — разводка, управление ею, но всё это возможно, и экономия была бы», — советует учёный.

На вкус и свет

Что по этому поводу думают в ГБУ «Горсвет»? Каких правил придерживаются при установке уличного освещения?

Как рассказали ForPost на предприятии, за год туда поступает порядка двух тысяч жалоб, но подавляющее большинство — на нехватку освещения. Претензии на слишком сильный свет фонарей в квартирах случаются нечасто, в основном — после установки новых светильников.

«Делаем совместные выезды, замеры. Иногда меняем угол светильника», — рассказали ForPost на предприятии.

При этом вкусы горожан разнятся, утверждают на предприятии.

«Каждый житель требует к себе индивидуального подхода: кому-то нравится холодный белый свет, кому-то тёплый белый или же нейтральный белый, дневной. Иногда просят осуществить замену светильников на современный светодиодный тип, а некоторые просят вернуть осветительный прибор, который был установлен до модернизации системы освещения», — говорят в Горсвете.

Один случай с просьбой вернуть тёплый жёлтый свет был описан в первой статье про злой свет. Вот так выглядела малолюдная Батумская улица сразу после установки фонарей — и меньше чем через год, когда светильники зачем-то заменили на холодные. После этого в домах стало можно читать ночью без света.

На просьбу жительницы спасти от режущего глаз света отреагировали частично.

«Уменьшили яркость, но свет остался холодным. Ощущение, что стараются, освещают, но световое загрязнение и снижение качества жизни в связи с ним — не учитывают», — считает жительница этой улицы.

Проблему избыточного света не игнорируем, говорят на предприятии, но не можем подстроиться под потребности каждого гражданина и руководствуемся нормативными требованиями*. И добавляют: стараемся проводить встречи с жителями, слушать их мнения, давать обратную связь.

Согласно ответу на вопросы ForPost, Горсвет использует все (или почти все) перечисленные Владимиром Павленко методы:

«Во-первых, применяются интеллектуальные системы управления наружным освещением, позволяющие удалённо управлять осветительными приборами в реальном времени. С 2017 года установлено 190 шкафов управления наружным освещением (ШУНО).

Во-вторых, устанавливаются приборы с возможностью диммирования: это возможность полампового снижения освещённости согласно утверждённому графику. Максимально возможный процент снижения уровня освещённости составляет 50%».

Применять диммирование повсеместно нельзя — на развязках автомобильных дорог, остановках общественного транспорта и пешеходных переходах снижение освещённости запрещено законодательно.

Используется в Севастополе и специальная оптика, позволяющая концентрировать и направлять свет под заданным углом.

«На современном осветительном оборудовании применяются технические решения, которые позволяют изменить форму светового луча, исключить нежелательные засветы и предотвратить слепящий эффект», — говорят в Горсвете.

Подробнее о стоимости и применении такого освещения читайте в материале ForPost «Севастопольцы просят у Горсвета шипов и комфорта».

Больше света?

Стоит отметить: далеко не всё уличное освещение спроектировано при участии Горсвета. В зависимости от объекта — дороги, пешеходные зоны, парки и скверы — эту задачу берут на себя другие организации. Но работают они в соответствии с техническими условиями, выданными Горсветом, ему же потом передают сеть на обслуживание.

Отдельный вопрос — яркость рекламного освещения, которое тоже создает проблемы горожанам.

«Построили новый торговый центр на улице Хрюкина. Пока без названия, красивый, но наружное освещение печалит — рядом стоящий дом (проспект Острякова, 133) уже прочувствовал прелесть соседства. Ночное освещение создаёт эффект „белых питерских ночей”. Жалюзи и шторы не помогают защититься от светящих в окна ламп. Перемещаясь по квартире ночью, можно свет не включать», — написал горожанин под одной из статей.

Реальность на первый взгляд оказалась не так страшна — Севастополь видел куда более яркое и безвкусное освещение торговых центров.

По субъективным ощущениям, без замера приборами, основной свет идёт от фонарей (притушить их, вероятно, запрещают описанные выше нормы), а во вторую очередь — от дюжины смыкающихся между собой светящихся вывесок напротив. Сами вывески из окон не видны, но их свет частично попадает в квартиры.

В этой ситуации светящийся ТЦ мог стать последней каплей или же визуальным акцентом, после которого игнорировать лишний свет в домах стало уже невозможно.

Сколько света и где в итоге нужно городу — этот вопрос, сегодня ещё не самый болезненный, с каждым годом будет становиться острее. Тем более что у нас впереди — яхтенная марина в Балаклаве и кластеры на Хрустальном и у Херсонеса, а партия адептов ночного света усилена самим главой города.

«Всё равно, когда смотришь с морского фасада, хочется больше света. Тут ещё есть над чем работать, конечно», — заявил он в эфире правительственного телеканала. И он точно не одинок в таком мнении.

Однако давайте помнить — чем больше света вокруг нас, тем меньше звёзд в небе над нами.

Найдём ли баланс?

Светлана Косинова

Фото автора

  • Законодательные нормы, которым следует в работе ГБУ «Горсвет»:

    СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 ноября 2016 г. № 777/пр);

    СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения»;

    Приказ департамента городского хозяйства города Севастополя от 6.08.2018 г. № 287-ОД «Об утверждении Методических рекомендаций по применению энергоэффективных источников света и использованию систем управления освещением в системах наружного освещения города Севастополя»
Читайте также: