Немецкие СМИ опубликовали расследование, в котором они пришли к выводу, что Россия занимается слежкой за кораблями и судами в Балтийском море, установив «датчики для слежения» на месте кораблекрушения парома «Эстония». Как пишет ERR, паром затонул в 1994-м году в результате сильного шторма: погибли 852 человека.
Паром сейчас находится на глубине 80 метров приблизительно в 50 километрах к югу от финского острова Утё. Согласно информации немецких СМИ, сразу несколько стран НАТО получили информацию о том, что Россия якобы тайно установила на месте кораблекрушения специальные датчики, которые могут отслеживать передвижения кораблей и подводных лодок НАТО, а также управлять подводными беспилотными аппаратами.
Однако эксперт Таури Роозипуу из Эстонского бюро по расследованию инцидентов с безопасностью сомневается в вероятности подобного шпионажа. Бюро провело 6 погружений к затонувшему судну в период с 2021-го по 2024-й годы, в ходе которых не было обнаружено никаких подобных устройств.
Он также отметил, что в этом месте почти не ходят корабли и суда — для эффективной слежки датчики следовало бы устанавливать южнее, где проходит основной транспортный коридор для судов, следующих из южной части Балтики в Финский залив.
Как считает Роозипуу, если Россия действительно занимается подобной подводной слежкой, то кораблекрушение парома является крайне неудачным для этого местом, так как за ним ведётся круглосуточная слежка со стороны Финляндии, а в последние годы на место также часто приезжают водолазы-частники.
«Гораздо проще найти случайное место в море и установить подобные устройства там, чтобы не привлекать внимания», — заявил эксперт.
Ранее ряд прибалтийских СМИ выяснил, что как минимум одна эстонская компания продолжает помогать работе теневого флота России в обход санкций.
