Как уехать за тысячу километров от родного дома для того, чтобы в приморской степи открыть хмельное дело, знает Ален Муснье из французского городка Ангулем. В преддверии Международного дня пива ForPost встретился, пожалуй, с самым необычным пивоваром Крыма.
Крым влюбляет
Проехав Евпаторию, продолжаем движение на север. За озером Мойнаки навигатор показывает съезд с трассы направо: пыльная улочка уводит в дебри то ли дачных участков, то ли заброшенной фермы. Петляя вдоль глухих заборов из блоков инкерманского камня, внезапно выруливаем к ухоженному винограднику — мы на месте.
По дороге на пивоварню Алена Муснье.
Виноградник сменяется молодым персиковым садом, а о пиве напоминает плеть дикого хмеля, пущенная по арке входа на плантацию. Не успеваем полюбоваться спеющими плодами будущего урожая, как из помещения пивоварни выходит сам хозяин. По пути сразу приступаем к расспросам. Услуги переводчика не нужны — собеседник владеет русским языком на довольно высоком уровне.
Ален Муснье.
Месье Муснье оказался в Крыму сначала как турист: в начале 2000-х годов приехал на полуостров по совету знакомых. Сперва Ялта, а потом Евпатория поразили француза, и он решил здесь обосноваться.
«“Ты хочешь купить здесь квартиру?” — спросил меня знакомый. “Почему бы нет!” — ответил я», — передаёт содержание судьбоносной беседы Ален.
Так турист стал владельцем одной из квартир в доме Дувана в историческом центре Евпатории. «Дом красивый, а квартира внутри не очень», — со смехом вспоминает собеседник. Впрочем, это не помешало ему сделать ремонт, а позже приобрести ещё недвижимость на крымском курорте, включая помещение конюшни в заброшенном колхозе в селе Уютное.
Читайте по теме: В Крым приехал внук главы дореволюционной Евпатории Дувана
Кроме этого, Евпатория подарила бывшему военному моряку и путешественнику встречу с местной жительницей, которая вскоре стала его женой. Вместе они уехали в 2008 году во Францию, потому что, как объясняет господин Муснье, начался финансовый кризис, который, казалось, лучше переждать на родине. Счастливого брака, к сожалению, не вышло — и в 2016 году мужчина вновь оказался в Крыму уже в статусе одинокого холостяка, оставив бывшую супругу в Ангулеме.
Первым намерением иностранца было распродать всю свою крымскую недвижимость и вернуться в Европу, но из-за юридических нюансов в итоге отказался от этой идеи, решив, наоборот, пустить в Крыму корни и открыть бизнес.
«Продавать было не просто, oh la la: чтобы получить документы, визу, нужно работать [в России], нужно делать здесь бизнес. Я думал открыть маленький buvant (производство напитков — Прим.), потому что во Франции открыть «бюваны» можно за пять минут, но здесь ушло пять лет», — с лёгким вздохом продолжает историю месье Муснье.
Тем не менее Ален не опустил руки, а упорно продолжал идти к цели, обустраиваясь на новом месте. Параллельно с бюрократическими препонами начинающий предприниматель в одиночку стал осваивать земельный участок в Уютном, разбив на месте свалки строительных отходов советской фермы виноградник и сад.
Мечты становятся реальностью
Производить вино, больше ассоциирующееся с Францией, в России непросто, поэтому месье Муснье выбрал пивоварение, тем более дома на кухне всегда варил этот напиток для себя и друзей. Так что, когда в 2022 году все необходимые для хмельного бизнеса документы оказались на руках, пивоварня под названием «Красивая Пена» заработала официально.
«Объёмы маленькие — около тысячи литров в месяц, потому что я работаю один», — признаётся собеседник ForPost.
Действительно, в небольшом чистом и светлом цеху вдоль стен блестят хромированными боками чаны для брожения, мельница для солода, а также аппарат для закупоривания бутылок крышками. Анри с гордостью показывает агрегат для производства пива: «самый простой, но сам делал».
Котёл для пивоварения французский умелец сконструировал сам.
Что касается сырья, то хмель, дрожжи и ячменный солод крымский француз закупает в Бельгии через российских материковых поставщиков. Местные ингредиенты — только вода и климат. Месье Муснье подчёркивает, что никаких искусственных усилителей вкуса или консервантов в составе нет.
Для производства пива француз использует ячмень разных сортов.
Читайте по теме: Почему крымский ячмень не сможет спасти крымских пивоваров
Несмотря на скромные мощности, ассортимент готовых напитков поражает разнообразием: светлое, пшеничное, полутёмное, тёмное. Внимание привлекает этикетка с изображением мужчины в военном мундире и меховой папахе. Такой же портрет взирает на нас со стены.
«Это Мишель Строгофф! Вы не знаете его?», — с лукавой улыбкой спрашивает пивовар.
Этикетка с портретом Михаила Строгова: на пересечении двух культур.
Ален оказывается почитателем творчества Жюля Верна и в особенности его мало известного русскому читателю романа «Михаил Строгов» (в других переводах «Курьер царя») о приключениях царского посланника в Сибири.
Подобного литературному герою месье Муснье выбирает жизнь в России. Единственное, вместо холодного Иркутска предпочитает знойную Евпаторию.
Пелагея Попова
Фото автора.
Обсуждение (3)
Где продаётся, надо попробовать.
Да, хоть ничего кроме водки в рот не беру (как говорили Ильф и Петров), это пиво хочу попробовать. Репортаж в яблочко.
Иноземец должен быть отселен от зоны бд, даже если он и хороший человек. Ведь ми6 ч/з гур обязательно сделает еиу предложение от которого он не сможет отказаться (давление через родственников например)..... А без пива проживем, как в той прибаутке про мак и голод на Руси.