Сообщают, что выборы в Молдавии прошли с тотальными нарушениями – небывалое давление на оппозицию, ограничения для избирателей и препятствия для наблюдателей. Кишинёвские власти действительно очень старались. Но даже при этом правящая партия PAS г-жи Санду проиграла в самой стране. Подсчёт, который обычно шёл куда быстрее и заканчивался уже поздно вечером, был затянут до утра и то с большим трудом там удалось «нарисовать» 50,16%. Данные по участкам власти опасаются публиковать до сих пор, дабы оппозиция не могла произвести сверку с подписанными протоколами и данными наблюдателей.
Тем, кто «рисовал» пришлось потрудиться серьёзно. Накануне голосования по всем опросам партия Санду набирала максимум 28 % голосов избирателей. Растягивать почти вдвое – это какой-то совершенно новый уровень демократии.
Это при том, что, по мнению политтехнологов, дорисовать больше 10 % от реально набранного количества голосов невозможно. Впрочем, это если ты скрываешь то, что дорисовываешь. А правительство Санду ни в чём себе не отказывала. С самого начала они действовали практически в открытую. Яркий пример: молдавский ЦИК отказался проводит экзит-поллы в день голосования. Что уже всё говорило о намерениях.
Да и не только в «рисовании» был дело. Неудобное население или не допускали до голосования, или активно ему мешали всеми средствами. Жителям Приднестровья (в котором, естественно, молдавских избирательных участков нет), которые, тем не менее, имеют ещё и молдавские паспорта, попросту перекрыли мосты, по которым они могли попасть на другой берег к избирательным участкам, которые формально для них открыли. Типа, из заминировали. А разминировали ровно за полчаса до окончания голосования. Оно и понятно: вряд ли бы они голосовали за г-жу Санду.
В другом «неправильном» регионе, Гагаузии, постоянно " зависали компьютеры ", из-за чего процесс голосования всё время останавливали. При том, что за пределами Гагаузии компьютеры нигде не висли. И это тоже понятно: в Гагаузии подавляющее большинство г-жу Санду и её режим, мягко говоря, не поддерживает.
Традиционно: молдаванам, живущим в России, голосовать также не давали, мешая им всеми способами, при том, что для голосующих в Евросоюзе были предоставлены все условия.
Впрочем, совершенно понятно, что это были мелкие пакости, а главное происходило в самом Кишинёве, в ЦИК. Основное «рисование» всё же происходило именно там.
По итогам г-жа Санду захватила полную власть над страной на ближайшие четыре года. И ясно, что иначе и быть не могло: эта бедная и, в принципе, мало кому нужная страна к великому своему сожалению занимает сейчас стратегическое положение в нынешнем военно-политическом раскладе в регионе. Как минимум, это транзитная территория в прокси-войне Евросоюза и НАТО против России. Ну и кто бы позволил молдаванам «демократически выбирать»?
Теперь вопрос: что дальше? Некоторые высказывают предположение, что молдавская оппозиция может попытаться организовать против режима в Кишинёве некий «правильный майдан». Но это вряд ли. Скорее всего, нет. И это хорошо. По двум причинам. Во-первых, у них не получится победить. Как верно отмечалось, условий для победы любого майдана две: слабость власти и поддержка с Запада. Ни одного условия в Молдавии нет. Режим Майи Санду начал с того, что отрастил себе лояльный аппарат насилия (как и режим Пашиняна в Армении). Это необходимое условие для жизни любого «оранжевого» режима. А на чьей стороне Запад – и так понятно. До такой степени, что если у протестующих что-то начнёт получаться – они не остановятся даже перед прямой интервенцией. Во-вторых, это не выгодно нам. Так как в случае силового развития событий, России понадобится как-то вмешиваться, а ресурсов для этого не сказать, что много.
Вот и получается, что режим Санду – это, к сожалению, надолго. А решить всё можно только нашей победой на Украине. Как и очень многое другое.