Два известных и любимых россиянами актера — Народный артист России Владимир Стеклов и Заслуженный артист РФ Игорь Ливанов — прибыли в Севастополь, чтобы 19 октября выступить перед любителями театра в спектакле «Фальшивая нота». Как рассказал ForPost Игорь Ливанов, в их распоряжении было всего несколько часов свободного времени. Однако использовать это время им пришлось не для прогулок по городу.
Опять 25
О том, что Владимир Стеклов выскажется по поводу установки в Севастополе скульптуры «Севастопольский вальс», журналистов известили вчера. И известил никто иной, как председатель одного из двух «Морских собраний» (общественных организаций с похожими названиями в нашем городе две) Владимир Стефановский. Именно он, как не раз рассказывал ForPost, вот уже более 10 лет бьется за установку этой скульптуры на Приморском бульваре, и «нигде кроме».
Последняя попытка протащить идею установки памятника именно здесь (другие варианты Стефановский категорически отметает) была предпринята в июле 2023 года. Тогда ее категорически отверг (и не в первый раз) Архитектурно-художественный совет Севастополя. Вячеслав Горелов, на тот момент председатель комитета Заксобрания по градостроительству и земельным вопросам, при этом напомнил, что идея неоднократно рассматривалась и депутатами, также сказавшими свое «нет».
«У меня есть предложение — давайте оставим Приморский бульвар в покое. Есть объект культурного наследия. У него есть предмет охраны. Точка», — сказал он.
Глава Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров назвал заявление Стефановского о том, что все севастопольцы и все общественные организации города на его стороне, некорректными.
«Я знаю отлично, кто и что говорил. То же самое и с общественными организациями», — предупредил он.
Но это не мешает председателю «Морского собрания» и сейчас утверждать, что его идею давно уже поддержали все маститые архитекторы и «строители Севастополя, которые восстанавливали его и жили городом, его восстановлением и духом». В подтверждение этих слов вчера, 19 октября, была предъявлена ксерокопия из выписки протокола заседания Горсовета от 2012 года. Однако ни одного архитектора или восстановителя Севастополя в списке не обнаружилось, кроме автора скульптуры Георгия Григорьянца — исключительно чиновники украинских времен во главе с председателем Горсовета Юрием Дойниковым.
Несмотря на эту бумагу, установка скульптуры не случилась в 2012 году и, к счастью, вряд ли имеет шанс случиться сейчас. Как и при каких обстоятельствах любимые севастопольцами актеры были приглашены поучаствовать в продвижении этой идеи, мы вникать не стали — из слов Владимира Стеклова стало ясно, что о существовании руководимой Стефановским общественной организации они узнали впервые. Почему они были приглашены, объяснять вряд ли надо: выступи гости за установку, это вывело бы обсуждение на федеральный уровень. О том, что такая позиция поставила бы в неудобное положение самих гостей, Владимир Стефановский, судя по всему, не задумывался. Или же это казалось ему несущественным.
«Город, которым все дорожат»
К чести Владимира Стеклова и Игоря Ливанова, делать опрометчивых заявлений, которые из уст жителей столицы прозвучали бы как минимум странно, они не стали.
«Никаких сомнений не вызывает, что подобная скульптура имеет место, и ни один севастополец, коренной или вновь прибывший, не будет это отрицать. Но что касается места <установки>, я недостаточно хорошо посвящен в градостроительные и архитектурные вопросы», — сказал Владимир Стеклов, когда его спросили, действительно ли он поддерживает установку «Севастопольского вальса» на Приморском бульваре.
Оценить, насколько здесь возможно возникновение каких-то новых архитектурно-художественных объектов, должны специалисты, — подчеркнул Народный артист.
«Нужно детально изучить этот вопрос, причем в разных сферах, — с учётом архитектурного, художественного, исторического и прочих компонентов. И все эти слагаемые должны привести к грамотному решению», — ещё раз уточнил Стеклов.
В качестве примера важности выбора места он привел памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко в Камергерском переулке. Сам памятник, по его словам, вопросов не вызывает, но и восторга тоже — именно из-за выбора места, хотя он в общем-то и объясним. В этой оценке, заметим, Владимир Стеклов не одинок: мнения о том, что памятник не соответствует пространству улицы, высказывались неоднократно.
«Поэтому относиться к выбору места нужно очень внимательно, а самое главное, грамотно — по всем параметрам грамотно, — заключил актер. — Севастополь — место силы, и здесь любая какая-то сторонняя корректировка, вмешательство в уже существующий дух выглядит не совсем правильно. Поэтому давайте отнесемся к этому со всей серьёзностью».
Позже он заметил, что и проект памятника должен быть отобран на конкурсе, в котором наверняка захотят участвовать многие скульпторы как из Севастополя и Крыма, так и из других регионов России. Кстати, мнение о том, что продвигаемый Стефановским проект не оптимален, не раз звучало и в Севастополе. А на прошлогоднем заседании Архсовета прозвучали оценки настолько нелестные, что воспроизводить их мы не стали тогда и не возьмемся сейчас.
Владимир Стеклов считает, что качество архитектурного решения должно быть очень высоким и ни в коем случае не уступать самому музыкальному произведению, в честь которого установлено. Ведь Севастополь — это город, «которым все дорожат»!
После этого разговор перешел на вещи более приятные. Владимир Стеклов ещё раз повторил, что Севастополь — «место необыкновенной силы», в котором история тесно переплелась с современностью, и спел кусочек «Севастопольского вальса», а Игорь Ливанов напомнил корреспонденту ForPost, что прожил в Севастополе не один месяц:
«Съемки фильма «Мерседес уходит от погони», 1979 год — я прожил здесь месяца четыре, не меньше. Потом фильм «72 метра» с замечательной сценой принятия украинской присяги. Это тоже я. А ещё фильм «Военный госпиталь», который тоже снимался здесь, в Балаклаве. Так что для меня это абсолютно родной город», — рассказал он.
Что же касается установки памятника, говорить о нём Игорь Ливанов не стал, ограничившись замечанием, что такие решения не в их с Владимиром Стекловым компетенции. Если у кого-то будет желание вспомнить, как относятся к идее появления скульптуры «Севастопольский вальс» на Приморском бульваре» сами севастопольцы, можно обратиться за ответом к комментариям под нашей публикацией 2020 года.
Уверены — вечерний спектакль с участием Владимира Александровича Стеклова и Игоря Евгеньевича Ливанова в СЦКИ прошел с большим успехом. И очень жаль, что несколько свободных часов в нашем городе талантливые артисты провели с меньшим удовольствием, чем могли бы. Надеемся, эта их встреча с Севастополем не последняя и что следующая будет и более продолжительной, и более приятной.
Ольга Смирнова
Фото, видео: Дмитрий Ларин|FоrPost
Обсуждение (40)
"Севастопольскому вальсу" на Приморском бульваре - отказ, а вот русофобу Тарасу Шевченко, до сих пор!.. у здания гагаринской администрации - полный одобрямс...
Это какие "стандарты" в патриотической столице России?
Аркаим,
а вот русофобу Тарасу Шевченко, до сих пор!.. у здания гагаринской администрации - полный одобрямс...
Это какие "стандарты" в патриотической столице России? А Вы не задумывались , что эти персонажи , Шевченко , Леся Украинка , Иван Франко и т.подобное . Наша культура , наша Русская история . И украинский язык часть культуры русской . Это не сионистскобандеровский инструмант , а необходимо сделать его частью , монолитов с общей культуры . Культуры Российского государства . А не копировать сионистобандеровцев .
oldship30bis,
Уважаемый oldship30bis!
Во-первых, «украинского» языка – нет. А имеется малороссийское наречие.
То, что Вы подразумеваете под «украинским» языком – «жаргонный волапюк» именно «сионистобандеровцев».
Во-вторых, = вот для Вас цитат из «творчества вашей культуры» в лице Т.Шевченко:
«…Днепр мой, брат мой, высыхает
Средь степей унылых,
А москаль по степи бродит,
Роется в могилах.
Не свое он роет, ищет,
Могилы тревожит…».
Другими словами, прозаическими: «...Сегодня украинским детям рассказывают в школе «творчеством» Т. Шевченко про то, как русские глумились над могилами их предков, от чего даже Днепр в ужасе стал высыхать. Потому от ужаса высыхал Днепр, что жадно-завидующие русские не просто «раскапывали» могилы их предков, а «глумились» над телами усопших в поисках денег, ценностей и украшений, захороненных вместе с телами «щирых украинцев»…».
В-третьих, согласно современно «идеологии бандеровщины», чьи приверженцы УБИВАЮТ МОИХ соотечественников на Донбассе и в Курской губернии, так вот согласно этой идеологии = там где стоит памятник Тарасу Шевченко – там и сохраняется «вна украина».
Вы «чьих будете», уважаемый?
oldship30bis,
Это не наша культура. Вы пишите то, о чём не понимаете ничего. Всё происходящее ныне, из-за того, что мы почти столетие последнее пытались сделать украинство частью нашей культуры, но не стыкуется как-то, не братья мы. Я естественно про западные земли, хотя и центр и малороссию уже тоже поразила эта дурь.
oldship30bis,
Памятник Леси Украинки установлен в 2004 году со время насильственной украинизации города, она конечно выдающийся человек, но ни к городу, ни к русской культуре не имеет отношения. Уместно его установить на её родине, обменять его на памятник который сносят на территории нынешней Украины.
Песни: «Севастопольский вальс», «Заветный камень» «Легендарный Севастополь» – это неотъемлемая часть культурологического кода нашего народа.
А вот в Балаклаве, например, бельмом торчит «памятник» некой «Леси Украинке».
Если провести блиц-опрос в Севастополе – то НИ ОДИН человек НИ СТРОЧКИ не произнесёт из «культурного наследия» этой дамы.
Зачем и для кого «она» в нашем городе!?
Аркаим,
Огорчу Вас. Я знаю:
Ні! Я жива!
Я буду вічно жити!
Я в серці маю те, що не вмирає…
madagarova,
Уважаемый (-ая) madagarova!
Скорее Вы огорчаете себя – если «это» воспринимаете как «поэзию».
Это из разряда: «Трактор в поле – дыр-дыр-дыр… Мы – за мир!..».
Кстати, и что же «она» имеет «неумирающего» в сердце?
Дальше «подсмотрите» в интернете или, типа, по памяти процитируете?
Аркаим,
Мне не надо "подсматривать". Я родилась и выросла в городе Леси Украинки и хорошо знаю ее творчество.
А процитировала слова из последнего монолога Мавки из 3 действия драмы "Лесная песня". И, прежде, чем рассуждать о тракторах, желательно ознакомиться с оригиналом произведения.
madagarova,
Уважаемая madagarova!
Если Вы хорошо знаете творчество этой дамы, тогда убедите меня на ПРИМЕРАХ из её творчества, что "оно" имеет отношение к РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ, дабы «заслуженно» стоять памятник в Севастополе.
Аркаим,
Не-а, не буду убеждать. По следующим причинам:
Аркаим,
Что Вы пристали к женщине, Лесе Украинке, которая несколько лет жила в Ялте, где лечилась от костного туберкулёза (передвигалась на костылях), была талантлива (поэтесса, писательница, переводчица), ничего дурного России не делала, страстно хотела жить, но умерла от туберкулёза.
madagarova,
Уважаемая madagarova!
"Не будете" – потому что не можете.
И потому ещё – что толком и НЕ ЗНАЕТЕ «её творчества».
И предмета спора никакого нет – «Леся Украинка» представительница не РУССКОЙ, и «ино-язычной» для России «словесной» культуры.
НИЧЕМ Русскую Культуру не обогатившая.
И значит ей «место-памятником», где угодно, но не в России.
И – уж тем более! – не в Севастополе.
Наталья Ивановна,
Уважаемая Наталья Ивановна!
Если всем больным, кто лечился в Ялте за всё время существования сего курорта – Вы предлагаете ставить памятники в Севастополе = то Вы «сделали» мне сегодня воскресенье «по приколу»!
Вместе с уважаемой madagarova.
Благодарствуйте!
Аркаим,
Не ёрничайте! Не передёргивайте! Не благодарствуйте, борзописец Вы наш!
Наталья Ивановна,
Уважаемая Наталья Ивановна!
Вы "ко мне" - всё?
Или будете продолжать "засорять эфир"?
«…Тогда ее категорически отверг (и не в первый раз) Архитектурно-художественный совет Севастополя….».
«…Глава Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров назвал заявление Стефановского о том, что все севастопольцы и все общественные организации города на его стороне, некорректными…».
Для того чтобы говорить о КОРРЕКТНОСТИ – надо провести городской референдум по предложению Стефановского.
У нас же демократическое общество?
И тогда станет ясно, ЧТО думает большинство севастопольцев, а не только некий «архитектурно-художественный совет»…
Аркаим,
"И тогда станет ясно, ЧТО думает большинство севастопольцев, а не только некий «архитектурно-художественный совет"...
Севастопольцы уже дискутировали здесь на Форпосте пару лет тому назад
когда предлагалась скульптура Григорьянца: идея интересная, но её воплощение в представленном виде (офицер и девушка) уродливо. Поэтому скульптуру не установили до сих пор.
Наталья Ивановна,
Уважаемая Наталья Ивановна!
«Дискутанты» на площадке уважаемого ресурса «Форпост» - ещё не мнение всего города.
С другой стороны речь идёт не о «конкретном исполнении» руками Григорьянца, а о самой сути уместности такого воплощения именно на «Приморском бульваре».
Ну теперь понятно, кто такой Аркаим)))
olga-smirnova2006,
И кто? Просветите. Кто вы, нам тоже давно понятно.
Усилиями именно Стефановского в районе монастыря на Фиоленте установлен памятный барельеф ВЕЛИКОМУ РУССКОМУ ПОЭТУ А.С.Пушкину.
Потому что место для памятника ГЕНИЮ русской словесности в Севастополе - не нашлось.
А для Т.Шевченко - нашлось...
Более того!
В Севастополе буквально «лбами столкнули» двух ВЫДАЮЩИХСЯ людей русской истории: Суворова и Пушкина. Площадь им. А.С.Пушкина «отменили», «заменив» её на площадь им. А.В. Суворова.
Что по этому вопиющему факту думает «Архитектурно-художественный совет» города?
Или борьба с "Севастопольским вальсем" - в приоритете?
Аркаим,
"В Севастополе буквально «лбами столкнули» двух ВЫДАЮЩИХСЯ людей русской истории: Суворова и Пушкина."
Никто и никого не сталкивал лбами потому, что:
- именно Суворов открыл бухту и доложил Екатерине II о перспективах развития ее как военно-морской базы, а памятника ему почему-то в городе не поставили;
- в центре города располагаются 3 площади с именами выдающихся морских деятелей времён Крымской войны 1853-1856гг. Лазарева, Нахимова, Корнилова и переименование 4-й площади с памятником Суворову вполне логично.
Наталья Ивановна,
Уважаемая Наталья Ивановна!
Переименовать площадь им. А.С.Пушкина в площадь им. А.В.Суворова = кстати, на каком основании!? = это и есть «столкнуть лбами» память о них, типа, один «достойнее» другого.
Если Вы этого не понимаете, то это Ваше «право».
Тем более, что центре Севастополя нет "площади Корнилова", а есть набережная им. В.А.Корнилова…
Аркаим,
Верно, я торопилась. НО есть пл.Ушакова (адмирал), так что суть моего поста не меняется. Кстати, Вы так обижены, что памятник Пушкину заменили на памятник Суворова с переименованием площади, а то, что в 1993г. площадь Революции переименовали в пл.Лазарева (адмирал) Вас не обижает, не оскорбляет, борзописец Вы наш?
Наталья Ивановна,
Уважаемая Наталья Ивановна
Ну, коль скоро Вы перешли на базарную феню с «борзописцем», то, увы, должен констатировать - что это Вас не украшает.
Впрочем, кто как воспитан…
Что касаемо «революции» и Адмирала Лазарева…
Нет, не обижаете, – а радует.
Ещё бы улицу «Ленина» ВЕРНУТЬ в Екатерининскую.
Кстати, в Вашем посте сути то как раз и нет…
Надо ввести мораторий на установку памятников в Севастополе лет на 20-30 и все успокоятся. Памятник от слова память. Вспомнят, поставят.
Кто-то помнит про одно , кто-то про другое. Так и места в Севастополе не останется, одни памятники будут, ежели везде их понатыкать.
Хочет господин Стефановский увидеть памятник Севастопольскому вальсу, пусть выпускает такую статуэтку и продаёт. Кому понравится - купят, поставят дома и будут любоваться.
Владимир Стеклов: «Поэтому относиться к выбору места нужно очень внимательно, а самое главное, грамотно — по всем параметрам грамотно. Севастополь — место силы, и здесь любая какая-то сторонняя корректировка, вмешательство в уже существующий дух выглядит не совсем правильно. Поэтому давайте отнесемся к этому со всей серьёзностью».
Когда лепили так называемую «золотую бабу примирения» на берегу Карантинной бухты – шибко не заморачивались вниманием относительно: «параметров», «корректировок», «грамотности», «мест силы» и тому подобного.
И мнением севастопольцев в упор не интересовались.
«Приморский бульвар» и «Севастопольский вальс» – без всякого сомнения – абсолютно гармоничны друг для друга.
Для тех – кто город чувствует.
А не существует в нём…
Аркаим,
Странная у вас логика: " Когда лепили так называемую «золотую бабу примирения» на берегу Карантинной бухты – шибко не заморачивались вниманием ... И мнением севастопольцев в упор не интересовались." (что абсолютная правда) - так давайте еще какую-нибудь хрень залепим, потому что я (Аркаим) так чувствую что это уместно! Т.е. очередную глупость можно оправдать наличием предшествующей? Вы безусловно имеете право на личное мнение, но оно отнюдь не объективное, а выражено субъективное, что вы тут не раз демонстрировали, так что поменьше пафоса и уж тем более попыток притянуть аргументацию не имеющую прямого отношения к вопросу.
Верещагин,
Уважаемый Верещагин!
О!
И снова Вы?
Поясню для Вас.
Дискуссия относительно памятника «Севастопольскому вальсу» НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ, без обращения внимания НА ИНЫЕ, уже имеющиеся в городе памятники.
В качестве сравнения смыслов и приоритетов, глупостей бывших и намечающихся
Так что Ваша аргументация, типа, про «пафос», «хрень», «неуместность» и т.д.т.п. – «пустое потрясение клавиш»: или от неумения изложить свою позицию внятно, или от отсутствия её как таковой.
Вы лучше соберитесь с мыслями и попусту не беспокойте меня и не отвлекайте других участников беседы своей неврологией в мой адрес.
Аркаим,
Я правильно понял, что по существу вы возразить не можете?
Необходимы:
1. Мораторий на обсуждение, изготовление, установку всех - любых - каких угодно памятников (желательно до окончания правления Масликовой, Развожаева, Любимовой и 40 их правопреемников, а также партии ЕР).
2. До окончания действия моратория - Ремонт, восстановление всех существовавших до 1991 года памятников, по 20 независимых экспертиз по вопросу сохранения и гострат на содержание всех памятников, установленных с 1991 года.
3. Мораторий на любые действия, взаимодействие, общение властей, министерств, правительств, департаментов и управлений с Морским собранием Стефановского, со Стефановским - в любом виде: физлица, юрлица, общественника, ИП и прочих ипостасях, а также с Григорьянцем во всех проявлениях - на 40 лет.
Прекратите засорять город!!! Каждый временно возглавлявший городскую власть пробует оставить после себя в Севастополе гадкий след на века! Помним колокола в Херсонесе с фамилиями ублюдков от власти, наследили и свалили! Без решения жителей в городе не должны происходить знаковые события ни в архитектуре, ни в дебильном строительстве не известно для кого!
Чё правда? А на ул.Пушкина кому памятник, неужто Шевченко? 😂
Уважаемый Росс!
Прямо таки памятник в 8-мь метров с постаментом на площади им. А.С.Пушкина в Севастополе!!??
Вы из параллельного мира??
Аркаим,
Так памятник есть или нет? Место в городе, на одноименной улице нашлось или нет?
Или теперь для вас имеет значение длина, пардон, высота)
Сколько было и стало не знаю, не мерил. Памятник есть улица есть. Мало?
Росс,
Уважаемый Росс!
Берите «свои ноги в свои руки» – и изучите город.
Если найдёте в Севастополе ПАМЯТНИК А.С.Пушкину равнозначный без пардона длиной/высотой памятнику Т.Шевченко, а не «бюстик-с-памятной доской» = то угощу Вас… Вы что предпочитаете: чай, кофе?
Аркаим,
Съезд засчитан. То памятника в городе нет, теперь размер не тот.
Росс,
Уважаемый Уважаемый Росс!
Вот и хорошо...
"Возрадуйтесь" собственному НЕпониманию, о чём в принципе идёт речь...
У Вас ко мне всё?
вот пристали к поэтессе приехала, побыла уехала климат не подошел...
пора прекратить инициативе общественников и вернуть власть на места её происхождения , в муниципалитеты
а для начала мораторий , а потом закон, только через референдум или если хотите, в бронзе или золоте,
а иначе будет как с бабой золотой