В Севастополе разработан алгоритм действий пассажиров и водителей общественного транспорта на время воздушной атаки. Но реальность сильно отличается от той идеальной картины мира, в которую каким-то образом затесались воздушные тревоги.
«Куда нам идти?»
О том, что водителям общественного транспорта предписали после объявления воздушной тревоги высаживать людей на остановках, ForPost рассказывал неоднократно. Предполагается, что после высадки люди должны дисциплинированно следовать в ближайшее укрытие, а водители – дисциплинированно их дожидаться.
Подробно этот вопрос обсудили на заседании правительства 9 октября. Департаменту транспорта тогда было поручено снабдить каждую остановку перечнем ближайших укрытий. 17 октября и. о. заместителя губернатора Павел Иено признал, что на многих остановочных комплексах таких объявлений по-прежнему нет. И винить в этом только транспортников, как пишут многие наши читатели, несправедливо: далеко не везде есть укрытия, готовые принять значительное число людей.
17 октября поручение сделать все как должно было дано на заседании правительства повторно. А в пятницу, 20 октября, в Севастополе была объявлена самая долгая за все время с начала СВО воздушная тревога, продлившаяся около полутора часов. Корреспонденту ForPost «посчастливилось» пережить ее в общественном транспорте, следующем в недра Гагаринского района.
Несколько дней назад я уже рассказывала, как реагируют на воздушную тревогу водители и пассажиры. Страха, за редкими исключениями, нет - главной реакцией становится досада на остановку движения, тем более что мимо остановившихся автобусов как ни в чем не бывало проносятся личные авто. Но если раньше все эти неудобства приходилось переживать в течение короткого времени, то полтора часа ожидания превратились для пассажиров в настоящее испытание.
Дело, напомню, было вечером. Наш автобус тревога застала на середине пути, который мне предстояло проделать. Подъехав к ближайшей остановке, водитель открыл двери и напомнил пассажирам о необходимости выйти. Вышла примерно четвертая часть находящихся в салоне.
«Куда мы пойдем?», – начали возмущаться другие, поудобнее устраиваясь на доставшихся им сидячих местах.
«Ну если хотите умереть здесь, оставайтесь», – великодушно разрешил водитель.
Три четверти пассажиров выразили готовность не покидать салон. Остальные смешались с толпой на остановке – наш автобус в череде остановившихся был далеко не первым. При этом от остановки почти никто не отходил, да и куда идти, было совершенно непонятно. Так что прилети, не дай Бог, что-то с темнеющего осеннего неба, стоящим досталось бы ничуть не меньше, чем сидящим.
Первые полчаса прошли относительно спокойно. Но отбоя тревоги все не было, и спокойствие начало убывать. Одна соседка по салону начала сокрушаться, что у нее на нервной почве поднимается давление. Вторая вела постоянные телефонные разговоры с детьми, уговаривая их еще немного ее подождать. Видно было, что она тоже нервничает. Да и сидящим вокруг ее переговоры спокойствия не добавляли.
Примерно через час автора этих строк начала мучать жажда. Попросив соседку постеречь мое место, я дошла до ближайшего магазинчика и купила бутылку воды. Магазинчик, к счастью, работал как ни в чем не бывало, а продавцы весело балагурили с не менее веселыми посетителями. У всех – от владельцев личных авто, проносившихся мимо нас, до граждан, мирно прогуливавших по улице своих собачек – продолжалась обычная, ничем не омраченная жизнь. И только пассажиры общественного транспорта чувствовали себя заложниками.
Глас народа
За время полуторачасового ожидания желающих уехать существенно прибавилось, а число стоящих на остановке автобусов, как и следовало ожидать, осталось прежним. Поэтому тем, кто покинул автобусы и троллейбусы, пришлось о своем выборе пожалеть. Автор этих строк к тому времени безнадежно опоздала, и все, что мне оставалось, поехать назад. На каждой проносившейся мимо остановке наблюдалось скопление людей, находившихся в далеко не благодушном настроении. Вот так, например, выглядела остановка «Студгородок», на которой скопилось большое число студентов.
Кого и от чего защищает остановка общественного транспорта в сегодняшних реалиях, я, простите, понять не могу. И не только я – достаточно почитать комментарии к недавно опубликованной на ForPost статье, где говорилось о поведении людей во время тревоги. Не могу не процитировать некоторые комментарии.
«Сдается мне, что все эти остановки ОТ и высадка пассажиров во время тревоги – палка о двух концах. Если не останавливаться, то можно выехать из потенциально опасного района, а можно, не дай бог, конечно, и наоборот».
«На Хрусталева, на остановке "3-й километр" видел объявление (бумага, наклеенная на каменный забор) о том, что ближайшее убежище находится в детском саду №118. Кто из вас знает и помнит номера тех же детских садов рядом с домом? Понятно, что те, у кого дети ходят в садик, все это знают, а остальные?».
«Хотят избежать скопления народа в одном месте. Прибавится людей на остановках и тротуарах ... только и всего. Обстрел – это та ещё лотерея…».
«На остановке ул. Г. Петровой висит бумажка, что до ближайшего укрытия 700 метров. Это же просто смешно, пока бабушка туда доколупает, и тревога закончится. Так уж лучше подвозить людей».
«Вообще не вижу смысла высаживать людей во время тревоги и останавливать общественный транспорт. Люди до убежищ не успеют дойти, даже если убежища вдруг есть. А попадёт в человека, когда он сидит в троллейбусе, стоит на остановке или идёт вдоль дороги пешком – без разницы...»
«Высаживать людей из ОТ глупость. У нас ситуация в корне отличается от Донецка (и слава богу). Губернатор с командой просто изображают бурную деятельность».
И, наконец, комментарий женщины, которую, как и автора этих строк, полуторачасовая тревога застала в транспорте. Наши впечатления совпадают практически полностью, только вот ей на этот раз повезло больше.
«Ну какое «рассредоточить», если три четверти пассажиров вышли и сели (встали) тут же на остановке? Я сегодня так попала. Нас высадили на остановке "О. Кошевого". Я и еще несколько человек (совсем мало) пошли домой. В итоге я через полчаса была дома, а отбой тревоги прозвучал еще через час. И сколько я шла мимо остановок, везде там была масса людей», – пишет она.
Спасибо погоде, которая пока еще не позволяет «насладиться» последствием существующих инструкций в полной мере. Но зима близко.
Ольга Смирнова
Фото автора
Обсуждение (23)
"...У всех – от владельцев личных авто, проносившихся мимо нас, до граждан, мирно прогуливавших по улице своих собачек – продолжалась обычная, ничем не омраченная жизнь. И только пассажиры общественного транспорта чувствовали себя заложниками...".
Я в ту же пятницу вышла из автобуса и пошла домой. Через полчаса я была дома, а отбой воздушной тревоги объявили спустя еще час. До "обычной жизни" "владельцев личных авто" и "граждан, прогуливавших по улицам своих собачек" мне дела не было: я спешила домой.
to еще одна мама школьников: Так в конце этого текста как раз приводится ваш комментарий)). Но вам повезло, что до дома было сравнительно недалеко. А мне, безнадежно опоздавшей, пришлось разворачиваться и после отмены тревоги сначала идти пешком (потому что штурмовать автобусы с толпой не хотелось), а потом ехать из Гагаринского района на пр. Острякова.
Благодарю. Но мне не "повезло". Я изначально не собиралась никуда идти, кроме как домой. Убежищ для населения в городе нет, так зачем идти в чужие подвалы?
С высаживанием пассажиров - полный бред, конечно. Власти упорно продолжают издеваться над пассажирами ОТ.
Заодно хочется отметить еще одну "ценную инициативу" властей: под предлогом облагораживания остановок общественного транспорта они устанавливают павильоны с дощатыми баночками, рассчитанными на трех человек, убирая при этом две-три скамейки с удобными спинками на 10-12 человек. Спасибо вам, господа, за заботу такую! (ул. Очаковцев, Розочка и т.д.)
судя по описанной в статье типовой картинке с высаживанием пассажиров во время тревоги - это бесполезное и даже вредное занятие (кто-то куда-то опоздает, кому-то станет плохо, кто-то разнервничается и т.п.), похоже это нужно только руководству города, типа для галочки, мол, меры по безопасности приняты. Хотя из описанной картинки совершенно очевидно, что никакой безопасности для толп людей на остановках не возникает, а даже наоборот. И давайте будем объективными, прилетало только по объектам МО, хотя всякое может случится в дальнейшем, но жителям отдалённых районов мучится с беготнёй из автобуса в автобус, по-моему совсем ни к чему, - вызывает только раздражение!
Тоже самое. И вторую половину пути пришлось пройти пешком. Но все равно, получилось добраться быстрее, чем если бы полтора часа ждал автобуса.
Ну просто доброй души человек. В большинстве же случаев выгоняют всех, закрывают двери и отправляют умирать на улицу. А сами стоят рядом курят и ждут, когда это произойдёт. Мне ещё повезло - до работы ровно одна остановка и прохожу её всегда пешком.
Автору статьи браво! Я тоже такого же мнения, это очень глупо высаживать людей и стоять общественному транспорту на остановках. Наоборот лучше доставить людей быстрее домой, или предлагать вариант: водитель пусть объявит о воздушной тревоге и те кто хочет в укрытие пусть выходят и идут в укрытие, а остальные едут. Я лучше во время тревоги с детьми буду дома или в укрытии рядом с домом, чем неизвестно где и неизвестно сколько времени (20 минут или же 1,5 часа). К тому же я ни разу не видела чтобы водители уходили в укрытие.
Зацепили автора проезжающие мимо авто? Ипотека,кредит ,автосалон -и мы снова вместе.(Никогда при тревоге не передвигаюсь на авто,ставлю,где застало и домой пешочком.)А вдруг?
to against everibody: Ну, значит, вы уникум, ибо остальные при тревоге ездят на машинах, как ездили. За совет спасибо, только представьте, что будет, если ВСЕ жители города пересядут на личные авто. Как вы будете ездить и куда ставить свою машину? У нас во дворе и сейчас заставлено все, пешеходы, петляя, пробираются узкими тропками.
Простите, что не по теме, но почему-то навеяло... "Бесшовные пересадки" на общественном транспорте по г-ну Иено... Покидание сидячих мест в одном транспорте и взятие штурмом следующего нужного...
Добавлю. С повторной оплатой..
Странно, что никто не увидел решение обозначенной проблемы -
Куда деваться людям, оказавшимся во время тревоги в общественном транспорте, на улицах и проспектах города?
Строить бомбоубежища рядом с магистральным движением общественного транспорта!
Желательно совмещая с подземными переходами и соответственно ближе к остановками. Пример, на площади Восставших подземный переход уже лет 20 просится, а высоты хватит для бомбоубежища и подземного прохода до Генерала Петрова.
to Алексей Макушин: Сказал же губернатор, что "денег на это нет, т.к. нужны миллиарды".
Вот построят марину и где мне взять деньги на яхту?
Протопала тогда пешком 5 км за 70 минут с 5-минутным отдыхом. Но я молодая, а погода хорошая. А если дождь, холод, туфли на каблуках или тяжёлая сумка? Это мне ещё повезло.
А бабульки пешком не пойдут, будут ждать возобновления движения. Жалко людей. Глупости это - останавливать транспорт. Как всегда показуха от властей, в т.ч. листочки на остановках и подъездах о ближайших "укрытиях".
Водитель явно очень сильно преувеличил значимость своей калымаги. Это что ж за стратегически важный автобус? Так и вижу, как минимум четыре натовских разведчика наводят ракеты именно на этот легендарный автобус, способный переломить ход войны
Этот базар-вокзал имеет место, пока ещё по мирным не прилетало, иначе рассосались бы кто куда молниеносно. И адреса бы нашли, и школы, и детсады. Расслабленные слишком. Благо ребята нас защищают.
Интересно, а электрички и поезда во время тревоги отходят по расписанию?
Благо пока не прилетало. Представьте ситуацию: мама с полугодовалым малышом едет в детсад, расположенный, допустим, на Лебедя за вторым ребенком к 18, тревога в тот день звучала с 17:40 примерно, автобус, допустим, останавливается на ост. Океан. И стоит час пока тревога. Что в таком случае делать этой маме с ребенком?? а если на улице дождь/ветер? Понятно, это общие требования, как и носить маски на улице при ковиде, но нужно как-то адаптировать их к жизни города. По моему мнению, транспорт не должен останавливаться. Люди не просто куда-то едут в ОТ, соответсвенно спешат многие, кто на работу, кто с работы, кто по личным делам, и остановка транспорта даже на 30 минут вносит не только коррективы в личные дела человека, но и координально меняет отношение к городским властям. Кстати, катера так же при тревоге не отправляются?
транспортом с городе заведует "рукожоп"
to Karavan: по всем вопросам должна быть отработаны определённые действия.
Две недели здесь написал, что должен быть постоянно действующий штаб обороны Севастополя. Ждём когда светлейший проснётся.
to Екатерина Орловская: рассосались куда? В подвал чужого МКД? Подвал - не укрытие и никогда им не станет. Вам надо? Рассасывайтесь, никто Вам не мешает.