Новости Севастополя

В Севастополе на мысе Хрустальном открыли производственный центр

Это лучше золотого коня, утверждают археологи-античники.

Служба новостей ForPost

— Если мы найдём клад с золотыми монетами — это прикольно, это хорошо, но ни о чём новом не говорит. Это просто подтверждение того, что люди чего-то испугались, зарыли и убежали. А вот если много брака покорёженного, шлак, яма с золой — это будет прямо счастье. Мы заплачем от радости от вот этой «фигни».

А люди часто не верят, что никаких понятных для них артефактов мы не находим. Думают: «Ну что они, вправду ради покорёженных шлаков в этом копаются?». Какой нормальный человек перенесёт эту страшную информацию? — улыбается Сергей Ильяшенко.

 

Под руководством научного сотрудника Института археологии РАН Сергея Ильяшенко в Севастополе ведутся спасательные археологические работы на мысе Хрустальном — там, где должен быть построен культурный кластер. Каким будет то, что построят на этой земле, до сих пор неясно, а вот какие ценности скрыты внутри неё, постепенно становится известно.

Несмотря на свою значимость, по-настоящему важные находки часто выглядят совсем не так, как представляется обывателю. Но есть находки и предсказуемые.

— Когда мы открыли территорию, предназначенную для создания музея обороны, мы обнаружили там неплохо сохранившиеся каменные конструкции батареи. Сравнив с имеющимися планами, со старой аэрофотосъёмкой, мы пришли к выводу, что это объекты, связанные с 8-й батареей 7-го бастиона, в рамках «форта Меншикова». На них потом существовала батарея 1906 года с разными перестройками.

Из-за этого, как я знаю, даже проект музея сдвинули на длину этой батареи. Сейчас эти объекты под геотекстилем — для защиты.

Ниже этой батареи мы открыли остатки плантажа виноградника, несомненно — времён Херсонеса. Херсонес был полисом, и не самым маленьким, и считалось, что у каждого гражданина должен быть свой надел. И мы знаем, что клеры (наделы) располагались на этой территории.

Плантаж выглядит как дорога около 2 метров шириной, и от неё, как рёбра динозавра, через два метра отходят каменные полоски шириной метра в полтора. Они идут по склону, чтобы не уходила земля и задерживалась влага. Это и сейчас достаточно популярный метод, а мы нашли такой античный.

— 8-я батарея 7-го бастиона — это была первая значимая находка, о которой стало известно, а что ещё вы считаете важным результатом экспедиции?

— 8-я батарея 7-го бастиона — это важная, знаковая, но ожидаемая находка; было, в принципе, известно, что она есть. Но недавно у нас была не менее важная, но неожиданная находка — производственный центр античного периода. Выглядит это неказисто, но если спросить археолога, что он хочет найти, любой выберет не кусок «золотого коня», а вот эти печи, что мы нашли. И это просто чудо, что они сохранилось в ложбинах скалы.

Дело в том, что этот участок напрочь вылизан двумя строительствами: так называемого «форта Меншикова» и 54-го механического завода. Попадаем даже на врытые в землю постройки XX века. Строили люди на совесть, старались посадить постройки прямо на камень и вырывали под фундамент всё так, что скала местами просто блестит. Но сохранились впадины, которые засыпали, выравнивая горизонт. И поэтому от греков нам остались только эти ложбинки, склончики, где мог сохраниться культурный слой. Иногда — всего два сантиметра глубиной, иногда нам везёт — 50 сантиметров культурного слоя Херсонеса, и они нам дают те сюрпризы, о которых мы говорим.

— Так всё же что это за печи-сюрпризы, почему это так круто?

— Такие производственные центры — они все на учёте у археологов-античников. Домашних печей много, в каждом же доме очаг был, а печи производственные здесь последний раз находили более 60 лет назад. И это первая такая находка на территории хоры (пригорода) Херсонеса.

Херсонес — крупный полис, и славный в смысле своей продукции. Он производил амфоры, керамику, тару, вино — много всего он делал, но где были производственные центры не внутри города, а на его хоре — никто не знал. Наш — в двух километрах по прямой до Херсонеса, это довольно далеко, учитывая, что местность неровная. И этот достаточно крупный производственный центр, несколько печей, — прямо серьёзная находка.

Херсонесские амфоры, к примеру, шли дальше по территории Крыма, в Тамань, в Подонье — до нижнего Дона доходили. Если знать датировку этих амфор, хронологию — много-много исторических связей устанавливается. И вот такие производственные центры позволяют сказать точно, что эти амфоры делались именно в Херсонесе.

— Как же найденное выглядит?

— У нас четыре разные печи конца IV – первой половины III века до нашей эры: две круглые диаметром в три метра и две квадратные со сторонами тоже в три метра. Даже пять печей, потому что в одной ложбинке поверх одной печи, разрушенной после завершения производственного цикла, поставили другую.

Когда мы первую, квадратную, открыли, это были просто бесформенные кучи сырцового (необожжённого) кирпича с керамикой. Понять, что этот напрочь убитый массив с одним маленьким уголком — это печь, было тогда нельзя. И ещё мы привыкли, что печи той эпохи круглые должны быть. Ясно только было, что это не дом, потому что толщина стен не такая. Потом уже мы нашли рядом вымощенную черепками площадку и квадратную печь с такими же уголками. И поняли, что та куча кирпича — такая же печь, но просто убитая напрочь.

Ото всех печей сохранился только низ: топочная и столб от топочной части. Ну и керамика, которая в них производилась. Одну печь только начали копать, мы её вчера только нашли.

Эти печи из мелких сырцовых кирпичиков сыпучие, они разваливаются прямо на глазах, если неаккуратно копать, если они пересыхают. Поэтому должна влажность быть определённая, вот сегодняшняя погода подходит. И если аккуратно копать, то печь приобретает форму.

Если бы вы меня две недели назад спросили: «А что вы нашли?», я бы сказал: «Груду керамики, битой посуды и уголочек из сырцового кирпича»; а сегодня могу сказать: мы обнаружили печи для обжига, производственный центр. Это, кстати, одна из причин, почему археологи не торопятся рассказывать о своих находках: надо ещё понять, что ты нашёл.

— Сейчас вы можете уже говорить обо всём уверенно?

— Уверенно — не обо всём. Мы не знаем пока точно, что там обжигали. Предполагаем, что в круглых печах — амфоры, а в квадратных — черепицу. Но надо найти браки, это самое ценное у нас. Строители рядом не понимали, почему мы как бешеные радовались, когда нашли кусок покорёженной, отбракованной черепицы. А вот если бы её было много, мы бы могли уже уверенно сказать, что производили черепицу. А это производство — очень важно, это история Херсонеса.

Нашли такую же ручку амфоры — оплавленную, с виду гадкую, ничего хорошего — а мы: «Аааах! Производство?». Такая вот археология наука: собираются взрослые дяди и тёти, смотрят на какой-то черепок и начинают: «О боже мой!». Потому что все эти вещи — шлак, зола, брак — являются признаками производства. И если их много найдётся — 10, 20, 100, — это будет прямо счастье. Это лучше золотого коня, хоть и выглядит это помоечно на самом деле.

Керамический брак

— Как сохранить эти печи?

— У нас есть одна квадратная печь из вертикально стоящих орфостатных плит. И вот у Херсонеса возникла идея, что они могут попробовать эти плиты забрать и собрать потом у себя в экспозиции — как лего. И вот завтра они приедут ещё раз обрабатывать плиты, чтобы их снять. И мы сделаем всё, чтобы они эту печь взяли. Приятно же будет потом прийти в заповедник и увидеть её.

С круглыми так сделать нельзя — по сути, это ямы, обмазанные глиной, их взять нельзя. Но мы фотографируем, чертим, рисуем, делаем её 3D-модели.

— А оставить её на месте под стеклом, чтобы смотреть и чувствовать другую эпоху на своей земле?

— Вопрос — на что смотреть. Нужны будут воображение того, кто смотрит, и большая работа реставратора, чтобы это приобрело какой-то вид. Наверное, теоретически можно, но показывать там по большому счёту нечего. Сейчас это просто глиняная обмазка по кругу большой ямы и столб. Хотя как археолог я за то, чтобы всё, что мы открыли, законсервировать и смотреть через стекло, всё-всё. Конечно, я бы всё сохранил. Но это не мне решать.

Археология, вообще-то, — наука тщеславная, и археологи заинтересованы в том, чтобы найденная информация дошла до публики. Так что в скрытности нас зря обвиняют.

Археологи часто бывают замкнуты, потому что волнуются за сохранность объекта, ведь за информацией часто идут грабители. Поэтому об объекте надо говорить, когда мы уже сняли с него максимальную информацию и понимаем, что либо его невозможно разрушить варварам, либо мы исследовали его настолько, что уже можем рисковать.

Ну и вторая причина, которую я уже называл, — находки надо сначала понять и осмыслить их значение.

— Сейчас многие возлагают на вас как минимум моральную ответственность за сохранность памятников на мысе Хрустальном.

— Видел какой-то севастопольский сюжет, в котором говорилось, что «эти археологи всё подпишут». Но решений о том, что сохранить, а что нет, мы не подписываем. При этом каждый из нас отвечает репутацией и открытым листом [документ о праве на раскопки] за свою работу. И слава о тех, кто «сливает» памятники, очень быстро распространяется среди коллег.

Пару недель назад власти приезжали, спрашивали, что здесь нужно сохранить. Мы объяснили, что наша задача — рассказать, что это, а задача местных органов охраны памятников и общественности — решить, что с этим делать.

— А куда отправятся «движимые» артефакты, которые вы обнаружили на Хрустальном?

— Все находки мы передадим в Херсонес: вещи должны храниться там, где они найдены. Но они стандартные, и каких-то выдающихся — «золотого коня», статуй — там нет.

Штампик (слева и справа) и грузило с клеймом из печи (по центру)

Мы всё время на связи с Херсонесом. Сегодня у нас работала Людмила Александровна Ковалевская, завотделом хоры Херсонеса. Это тоже интересный момент — музей предложил помощь своих реставраторов, чтобы они нам помогли снять <с грунта> лепной горшок. Убогий по виду, пачкающий лепной горшок в древней золе, точнее, его нижняя часть. Но в Херсонесе очень мало грубых сосудов, вылепленных дома. В других местах, где-нибудь на Кубани, их полно. Там жили варвары, и они их делали. А здесь — цивилизованный город, и жителям было проще купить на рынке, чем хэнд-мэйдом заниматься.

И мы сами этот горшок взять не можем, потому что он рассыплется. И херсонесские реставраторы обклеили его как полагается, и завтра они помогут нам его поднять, а через какое-то время мы его передадим музею.

— Чего ждёте от продолжения экспедиции?

— Если мы найдём много шлаков, брака, яму с золой после чисток печей — это очень классно было бы. Или ванночки или ямы для отстаивания глины — это прямо «вау», очень ценные признаки производственного цикла. Но там не будет золота).

Беседовала Светлана Косинова

Фото: Институт археологии РАН, ForPost, Максим Мишин 

6192
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Обсуждение (21)
aquila
7878
aquila

Там надо делать музейный участок на этой находке. Огораживать, закрывать ударонепробиваемым стеклом может быть, чтобы люди могли ходить и смотреть. Это же исключительная находка! 

уаз-патриот
922
уаз-патриот

оставить все как есть а хотельщиков послать лесом

Шурин
2648
Шурин

Неужели какой-то ёперный балет важнее таких наглядных предметов истории? Да у нас круче любых Помпей! Какой-нибудь Шлиман на этом миллиарды бы заработал -- и для себя, и государству осталось бы

echo
1101
echo

К сожалению, археолухи из частного симферопольского предприятия, что работали на Хрустальном до этой экспедиции, так и не рассказали, что обнаружили. Да и вообще к их работе большие вопросы у специалистов.

kulekvvv
1436
kulekvvv

....открыли производственный центр

или все же отрыли ?

sapun
9460
sapun

Было бы просто замечательно, если такие находки нашли достойное место при оборудовании  бульварной  зоны. И украсили бы, и давали информацию.

лаиш
2245
лаиш

 

Там надо делать музейный участок на этой находке. Огораживать, закрывать ударонепробиваемым стеклом может быть, чтобы люди могли ходить и смотреть. Это же исключительная находка! 

Обязательно музей под стеклом на территории нового парка. Это значительная достопримечательность нашего города.

strelec
25591
strelec

    Мыс Хрустальный - территория перспективных археологических раскопок.Об этом заявлял севастопольский специалист с академическим образованием В.Чижов еще на публичных слушаниях 29.04.2019.Тогда на просьбу В.Чижова к питерскому архитектору,автору проекта высотной застройки мыса,показать на плане    форт Меньшикова в ответ было только беспомощное хлопанье ресницами.

    Недаром севастопольцы на этих публичных слушаниях потребовали переноса высотной застройки,незаконно планировавшейся в историческом центре исторического поселения с ограничением этажности до 4 этажей,в другой район города.

   Однако,наглая решимость  вандалов поселиться непременно в центре и непременно у моря,грубо,по-хамски попирает и градостроительное законодательство,и закон о сохранении ОКН,и  протесты севастопольцев.

chesma
3267
chesma

Надо СРОЧНО поворачивать колесо истории неважно куда: то ли на рубеж 19 - 20 веков, когда Херсонесом интересовался император России; то ли в советское время, время понимания обществом значения исторических знаний и памятников, но остваться далее в 2016-2020 годах (время незаконного решения о размещении культурного кластера на мысе Хрустальном) НЕЛЬЗЯ. 

Об исполнительной власти сказать более, чем сказали люди, отстаивающие все эти годы Хрустальный, нечего и нечего ждать от неё осознания, что надо опомниться и остановиться. В стороне и правоохранительные органы; всё им общественниками разжёвано и доведено, а ответ один на кипы обращений, протестов и даже призывов к совести:

"По результатам  проверок прокуратуры города  Севастополя  нарушений законодательства  об охране объектов культурного наследия не выявлено."

Правда, уточним, назначен штраф 250 000 рублей по формальному поводу, отсутствие разрешения на строительство многоэтажного дома. И, ВНИМАНИЕ, уже 22 января 2020 года департамент архитектуры и градостроительства Севастополя исправил ошибочку - выдал фонду разрешение на строительство многоквартирных домов на улице Капитанская, 1, по-прежнему тайно от горожан. Так грубое нарушение законодательства, самострой, подтверждённое вступившим в законную силу решением суда, теперь без всякого сопротивления прокуратуры «преодолено»! А строительство и не останавливалось ни на минуту в буквальном смысле.

В последнюю неделю археологами РАН была выявлена находка ВСЕМИРНОГО ЗНАЧЕНИЯ, целое гончарное производство III века до н.э. - производственный центр античного периода. "Это просто чудо, что они сохранилось в ложбинах скалы, - рассказал научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Ильяшенко. Решений о том, что сохранить, а что нет, мы не подписываем. При этом каждый из нас отвечает репутацией и открытым листом [документ о праве на раскопки] за свою работу. Пару недель назад власти приезжали, спрашивали, что здесь нужно сохранить. Мы объяснили, что наша задача — рассказать, что это, а задача местных органов охраны памятников и общественности — решить, что с этим делать. На снимке легко распознать, какие "власти" приезжали; имеено те, чья задача - СОХРАНИТЬ, а не засыпать и "накрыть" многоэтажным "общежитием для студентов" (какова альтернатива археологической науке мирового значения !). И СНОВА МОЛЧАНИЕ властей, СНОВА СЕКРЕТНОСТЬ. Задачу общественности, отметим, при этом хоронят, выгоняя их "охранниками". Касок, мол, не надели. А "власти" в касках?

ДЕПУТАТЫ ! ПРОСНИТЕСЬ ! Вы представительная власть города! Пора немедленно собрать внеочередную сессию и вернуть положение С ГОЛОВЫ НА НОГИ. Ведь воля севастопольцев о размещении кластера известна и озвучена на общественных слушаниях 29 апреля 2019 года (https://youtu.be/2WgMae9YgA8). Обращайтесь ко всем: правительству, Госдуму, учредителям фонда, Генпрокуратуру и т.д. Строительство надо остановить, место кластера ПЕРЕНЕСТИ, это возможно при нашей воле.

 

 

Линьков
32381
Линьков

Счастливые люди, дай Бог каждому- об археологах.

Алексей Макушин
3730
Алексей Макушин

четыре разные печи конца IV – первой половины III века до нашей эры это прямо «вау», очень ценные признаки производственного цикла

Да уж. Тем более, что "признаков развития производства" в 20-х годах 20 столетия нашей эры не наблюдается.

echo
1101
echo

to Алексей Макушин:  вы, видимо, о 21 веке, а не о 20-м?

strelec
25591
strelec

to Алексей Макушин:  21 столетия smile

Аурелия 77
1075
Аурелия 77

Из всех искусств для нас  важнейшим ныне является опера-балет !

Koshag
75
Koshag

Там ничего толком не сохранилось. Смотреть не на что, показывать нечего. Пусть специалисты соберут всё интересное, сделают фотографии. Потом продолжать строить новые, красивые и полезные объекты! 

Даккар
6813
Даккар

Нашли-хорошо.Но "общаги!-нужнее.crazy

Алексей Макушин
3730
Алексей Макушин

to echo:   to strelec:  Вы правы, ошибочка на целое столетие.

Это историческое место с объектами античного промышленного производства надо хрустальным куполом накрыть, чтобы экскурсантам показывать, как древние херсонеситы горшки обжигали, а их бездарные потомки в XXI веке не могут и этого.  

echo
1101
echo

to fitter:  с чего такие домыслы? А у вас всё отечественное, да?

Вот нет у человека других дел, как эмблемы с удобной одежды отдирать.

 

 

Туман
383
Туман

А я и говорил на общественных слушаниях по Мысу Хрустальному, что: как можно рассматривать планировку, представлять какие-то проекты, не проведя полноценные археологические исследования? Только после полного изучения территории можно что-то планировать на ней. 

По поводу музеефикации античных печей. Удивительно слушать заключения людей, не разбирающихся в этом! Любой, даже незначительный археологический объект можно сделать предметом показа. А уж такой уникальной находке античного периода сам Бог велел сохраниться до наших дней. 

strelec
25591
strelec

    По-совести на м.Хрустальный могут быть размещены Мемориальный комлекс защитника Севастополя 2941-42г.г.,приморский парк с набережной и рядом-археологический парк с археологическими находками.

   Высотную застройку - на 7 км,как и предлагалось на публичных слушаниях 29.04.2019.

    

Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

 

Такая вот археология наука: собираются взрослые дяди и тёти, смотрят на какой-то черепок и начинают: «О боже мой!».Воот тут полностью согласен с интервьюемым! Открытие где? производство керамики в Херсоне? Или признание наличия виноградарства и рыбаловства в те времена!?Придача значимости незначительному. Ну как-то так 

 

to наш двор:  Дэцел! Во - первых-не в "Херсоне" вашей родины, а "Херсонесе".

Во - вторых - не в Херсонесе!

Страбон пишет - был другой город на мысе Хрустальном - порт Ктенунт. "Евпаторий" при Евпаторе. При римлянах - Телапил. При Феодоро - Салуния (Салонь). Великий порт.

Вот так его именно  и отрыли археологи! Датировали 275-ым годом до н.э. Это  более 2500 лет.

То есть, тебе олуху, что слаще уху? 237 годиков или 2750 лет?

Вот в чём вопрос - севастопольцам 237 лет или они древнее? В мировой культуре греков, римлян, скифов!

Вот вам доказательство - Шесть печей из огнеупорного кирпича (про "сырец" - сбрехнул археолух!). Терракота обжигается при 900 градусов С, Следовательно - печи составлены из кирпича, выдерживающего более высокую температуру. А это уже- шамот!

При этом ещё найдены грузила для ткацких станков! То есть было -ткацкое производство  крупное!

А это уже далеко не клеры! А крупный промышленный город!

 Только на наших глазах - убивают нашу древнюю историю!!!!

;

Уважаемые читатели, комментаторы портала ForPost!

C 22.00 до 8.00 на нашем сайте действует ночной "режим тишины": в этот период публикация комментариев невозможна.

Главное за день

В Севастополе построят шестиэтажный прозрачный куб

Проекту здания на Вакуленчука дали зелёный свет.
02/06/2026 15:03
4177

В Севастополе расходы бюджета проверяет искусственный интеллект

Кого именно проверили и какие нейросети использовали, рассказали в Контрольно-счётной палате Севастополя.
02/06/2026 14:26
806

Джанкой снова закрыт: один поезд из Крыма отменили, ещё четыре — задерживаются

Электрички со станции в Джанкое пока также не ходят.
02/06/2026 09:12
10749

Кто представит Севастополь и Крым в новой Госдуме

Интрига теперь не столько в персоналиях, сколько в количестве депутатов от Севастополя.
02/06/2026 08:00
3144

Проблему с топливом в Крыму решают на всех уровнях власти

В Кремле заявили, что вопрос стоит высоко на повестке дня.
01/06/2026 18:40
751

Развожаев рассказал, как долго продлятся сложности с бензином в Севастополе

Власти намерены бороться со спекуляциями на рынке.
01/06/2026 17:03
12100
Туризм

Из Крыма запустят автобус почти до рабочего аэропорта

Шесть маршрутов свяжут регион с Луганском и Брянском.
02/06/2026 12:07
6208

Трансфер к пляжам и спасение от летнего пекла: севастопольский транспорт к сезону готов

Более тысячи автобусов и троллейбусов Севастополя оснащены кондиционерами.
02/06/2026 10:01
1144

Джанкой снова закрыт: один поезд из Крыма отменили, ещё четыре — задерживаются

Электрички со станции в Джанкое пока также не ходят.
02/06/2026 09:12
10749

Пляжи Севастополя и купальный сезон 2026

Чего отдыхающим не хватает у моря, выяснял ForPost.
01/06/2026 14:01
2215

Дикие дюны на северо-западе Крыма открыли для посещения

Побывать в уголке первозданной природы можно только днём.
29/05/2026 10:27
18382

Россияне рассказали, с кем хотят завести курортный роман

Внешность и признаки достатка — вот на что ориентируются россияне при выборе партнёра на отпуск.
29/05/2026 09:15
1171