сб, 08/07/2023 - 19:31

Российские рынки пустят под ковш для застройки жильём

Что будет на месте торговых развалов, должны решать только местные жители, уверена культуролог.

Россияне почти отказались от покупок на рынках. Популярность этих торговых объектов — символов жизни в СССР и выживания после распада Союза — ушла в небытие. Они проиграли магазинам борьбу за кошелёк клиента.

Какая дальнейшая судьба рынков и нужно ли их сносить для строительства других объектов, узнавал ForPost.

Провал рыночной торговли

Доля рынков и ярмарок в розничной торговле РФ максимально упала за последние годы — до 4,3% по итогам января-мая этого года. Остальная часть — 95,7% — у магазинов, супермаркетов, торговых центров и маркетплейсов, стремительно ворвавшихся в повседневную жизнь россиян.

За первые пять месяцев 2023 года на рынках и ярмарках страны продали товаров на 160,5 миллиарда рублей. В 22 раза больше реализовали во всех других торгующих структурах — на 3,6 триллиона рублей за этот же период, по данным Росстата.

В 2022 и 2021 годах рыночные доли в розничной торговле были по 4,6%, остальных торгующих организаций — по 95,4%. В это же время на рынках и ярмарках РФ продали товаров суммарно на 3,56 трлн рублей, а в интернете и магазинах — на 72,49 трлн.

Читайте также: В центре Севастополя расположилась украинская бизнес-автономия? 

«Консервы» на будущее

Сухие цифры засвидетельствовали сокрушительное поражение торговли на рынках. А ведь они расположены в шикарных местах на «золотой» земле. Обычно это центр города, где очень высокая проходимость и гарантированная транспортная доступность.

Вот лишь несколько примеров:

  • Сенной рынок в Краснодаре, площадь которого можно оценить в 1,7 гектара;
  • Центральный рынок в Симферополе — более 3,8 гектара;
  • Центральный рынок в Севастополе — около двух гектаров. И севастопольский же рынок «Чайка» — порядка 2,5 гектара.

Коммерческая цена этих земель, учитывая расположение, наличие инженерных сетей и высочайшую концентрацию людей, — сумма со множеством нолей.

Возникли разговоры, что для развитых или развивающихся городов, где скоро закончится земля в центре, рыночные территории — это «консервы» на будущее.

На них можно построить либо соцобъекты, которые необходимы местным жителям: детсады, школы, больницы, парки, либо высокодоходные коммерческие объекты для пополнения бюджета города или региона: отели, туристские центры, элитные жилые комплексы.

Так, севастопольской «Чайке» стали прочить возведение крупного торгового комплекса на её месте. Против этого выступили активные жители города. По их мнению, там должны быть спортивные объекты.

Читайте по теме: Современный рынок с фудкортом и десятками кафе может появиться в Севастополе

Решать должны местные жители

Однозначного ответа на вопрос, являются ли рынки рудиментом, который должен прекратить существование, нет, считает культуролог Анна Осадчая.

Есть аргументы как за, так и против:

«Наверное, самый главный аргумент против — это необходимость наличия территории для социально значимых объектов: школы и больницы. Также объекты культурного досуга не помешали бы. Но сейчас я вижу много причин для сохранения рынков. Одна из них — рынки являются частью культуры, туда люди приходят и общаются друг с другом. Особенно это характерно для старшего поколения. Думаю, пенсионеры очень расстроятся, если вдруг снесут рынки. Кроме того, они нужны сегодня малому бизнесу», — говорит Осадчая.

Вопрос о сохранении или ликвидации рынков должен решаться самым логичным для него способом — на общественных обсуждениях, чтобы было известно мнение людей и приняты во внимание их интересы, сказала собеседница ForPost.

«Целесообразность строительства на их месте объектов, которые теоретически должны приносить деньги в бюджет, тоже нужно обсуждать. Так как они после строительства часто стоят полупустыми, не всегда приносят желаемые доходы в бюджет», — добавила культуролог.

В крайнем случае, если земли рынков нужны для строительства социальных или дающих деньги в бюджет объектов, может быть компромиссный вариант: уменьшить торговые территории до микрорынков, проводить краткосрочные ярмарки, полагает Осадчая.

«При этом будут решены две проблемы. Будут сохранены рынки, к которым привыкли люди, но они будут занимать меньшее пространство. Соответственно, появится возможность для строительства. Но всё равно этот вопрос стоит вынести на общественное обсуждение», — подытожила она.

Читайте ещё: Торговые сети говорят, что развернулись к фермерам, а фермеры говорят, что не лицом 

Будущее рынков под вопросом

Будущее рынков зависит от оперативности изменения их владельцами бизнес-модели для привлечения покупателей. Такое мнение высказал Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики.

«В условиях, когда подавляющее большинство потребителей отмечает цену товаров как основной фактор выбора торговых сетей, рынкам придётся выдержать достаточно жёсткую конкуренцию. Или уйти в прошлое. Но задействованные механизмы изменения состава игроков сектора товаров народного потребления должны быть рыночными, а не административными», — отметил он.

Гатауллин напомнил: есть примеры последних трёх-пяти лет, когда обанкротились ряд западных торговых компаний с более чем 100-летней историей. Они пали под натиском онлайн-ритейлеров, продемонстрировавших недосягаемый для традиционных моделей уровень снижения как транспортно-логистических, так и розничных издержек.

«Следует отметить также и наличие нишевого интереса россиян, как к продуктам питания (например, фермерским), так и к продукции других отраслей отечественной экономики, выпускаемой небольшим объёмом. И в этом случае локальная торговля — микрорынки, краткосрочные ярмарки — может быть хорошим решением», — заключил собеседник ForPost.

Читайте также: Севастопольцам рассказали о темной стороне севастопольских рынков 

Не много ли магазинов?

Рынки, конечно, должны остаться частью городской среды, уверен севастопольский архитектор, градостроитель Дмитрий Фуклев.

Они являются такими же важными социальными объектами, как и другие элементы структуры общественного обслуживания города, уверен он.

Кроме того, отметил собеседник ForPost, во многих странах рынки являются эдакими событийными центрами городов, привлекающими людей не только обилием разнообразных товаров, но и своей самобытностью, особым колоритом.

Достаточно вспомнить знаменитые рыбные рынки в городах Италии, Турции, Японии и других приморских городах разных стран и континентов. Как и крупнейшие в мире рынки, например, в Стамбуле, Каире или Лондоне — они являются одними из главных достопримечательностей этих городов.

«Этот факт доказывает, что рынок — конкурентоспособный объект со своими преимуществами. Главное — суметь соединить талантливое административное, финансовое и архитектурное решение», — добавил Дмитрий Фуклев.

Он скептически отнёсся к данным Росстата о доле рынков и магазинов в розничной торговле — 4,3% против 95,3% — и предложил посмотреть на них под другим углом. Даже если допустить, что данные реальные, возникает вопрос: хорошо это или плохо?

«Может быть, уже перебор торговых сетей, магазинов, где всё, включая товары и здания, — типовое? Может, пора остановиться и сменить тенденцию повсеместного внедрения гипермаркетов для человеко-масс. А для людей тогда что же? Тема человека как-то уходит на задний план», — посетовал архитектор.

Свежие овощи, фрукты, молочные продукты наш собеседник всегда покупает на рынке. При этом он уверен в их качестве — не только потому, что они практически «с поля», но и потому, что давно знает продавцов-фермеров, общается с ними со взаимным удовольствием.

«На рынке можно поторговаться. Общение — его важная составная часть. Пример: восточные базары, имеющие древнейшие традиции и отражающие ментальность местных жителей. Фактически это своеобразные центры общения людей между собой и с внешним миром. А теперь представьте: последний рынок сносится, а на его месте — очередной огромный мегасупермаркет с длинными очередями к кассам на выходе...» — обратил внимание архитектор.

Читайте по теме: Почему херсонские и запорожские фермеры больше не спешат в Крым

Всё должно быть индивидуально

Архитектор Дмитрий Фуклев обратил внимание на серьёзный вопрос организации рынков в современных городах: где они должны быть расположены, как выглядеть и как обеспечивать удобства для продавцов и покупателей.

Какие рынки нужны городу, и что из себя они могут представлять?

«Это могут быть просто подготовленные площадки для торговли с колёс, функционирующие ежедневно, по определённым дням (типа ярмарок) или даже часам. Либо небольшие уютные рыночки, расположенные среди современных «человейников» в разных районах города, куда могли бы приезжать крестьяне и продавать свежие продукты. Либо крупные специализированные продуктовые авторынки по типу «блошинки» и другие. Либо рынки со смешанной функцией — как большие, так и малые», — перечислил собеседник ForPost.

Главное, как считает архитектор, — социальная и экономическая целесообразность их размещения в каждом конкретном месте на городской территории, удобство транспортных и пешеходных связей и, безусловно, талантливое архитектурное решение.

«Рынок — важный социальный объект, и необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому такому объекту. Каким должен быть внешний вид — это уже творческое решение проектировщика. Ведь есть исторически сложившиеся рыночки со своей спецификой, они могут представлять историческую ценность. Их, безусловно, надо сохранять как неотъемлемую часть исторической городской среды, по возможности адаптируя к современным условиям», — подчеркнул он.

Сейчас при создании подобных соцобъектов пытаются всё унифицировать или «оптимизировать», как нынче модно обозначать сложившуюся тенденцию в сфере общественного обслуживания, исключая из неё, к сожалению, человеческую составляющую, считает Дмитрий Фуклев.

Обобщённый подход ко всем населённым пунктам, когда сверху, не считаясь с реальностью, спускают разнарядку: при таком-то населении нужно на стольких-то гектарах построить столько-то объектов, — от лукавого, уверен архитектор.

Он очень насторожённо относится к тому, что такой подход оправдывают необходимостью освоения определённых территорий, в первую очередь для строительства жилья.

«Особенно это заметно у нас, на юге: в Краснодаре, Крыму или Севастополе. Понятно, наша страна — северная, но нельзя же переселять всё население страны в несколько южных городов. Понятно, что здесь работает коммерческий интерес: поскорей продать, а потом пропадай оно пропадом», — заключил Дмитрий Фуклев.

Читайте ещё: Где найти Ивана-царевича для битвы за порядок в Севастополе? 

Алексей Лохвицкий

Читайте также: