Пятый год Россия ведёт в Крыму борьбу с экстремистами, которые, прикрываясь религией, пытаются воздействовать на умы местных жителей. Почему активность «зачистки» не стихает и как это сказывается на жизни мусульман, проживающих на полуострове, выяснял ForPost.
Сообщения силовиков о том, что в Крыму задержана очередная группа экстремистов, приходят если не каждый день, то раз в неделю стабильно. Вот и сегодня, по информации пресс-службы УФСБ России по Республике Крым и Севастополю, были задержаны восемь жителей Алушты, Белогорска и Симферопольского района. Они подозреваются в организации и участии в деятельности террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена на территории России).
«В ходе обысков обнаружены и изъяты экстремистская литература, средства вычислительной техники и связи, электронные носители информации. Подозреваемые задержаны. Решается вопрос об избрании им меры пресечения», — уточнили в ведомстве.
Уголовные дела возбуждены по признакам ч.1 и ч.2 ст. 205.5 УК РФ (Организация и участие в деятельности террористической организации).
Воздействуют извне
Силовики в Крыму работают на упреждение, чтобы не допустить образования и разрастания в Крыму террористических центров, участники которых могли бы перейти от слов к делу. Поэтому и задержания последователей таких организаций в первую очередь направлены на то, чтобы открыть глаза вовлечённым в отношения с экстремистами гражданам, вернуть их в социум, прокомментировал происходящее крымский политолог Владимир Джаралла.
«Деятельность силовиков заключается не только в выявлении и задержании, но в первую очередь в профилактической работе с теми, кто был вовлечён в эту деятельность даже на самом начальном уровне, как, скажем, чтение запрещённой литературы. Делается это для того, чтобы не дать злу пустить корень. Это отработанная системная работа, которая ведётся правоохранителями не только в России, но во всём мире», — объяснил Джаралла.
Ещё по теме: Экстремисты вербуют в Крыму проблемную молодежь
Эксперт обратил внимание на то, что крымская ситуация в этом вопросе во многом отличается от других регионов России.
«27 апреля в Симферополе прошел экспертный круглый стол с участием депутата Госдумы Руслана Бальбека и специалистами по профилактике экстремисткой деятельности из Татарстана, среди которых был и бывший член этой экстремисткой организации, сейчас активно борющийся с искажениями религии. У них в регионе экстремисты проявились в середине 2000-х годов, и им удалось провести серию страшных терактов, которые унесли жизни множества невинных людей. На полуострове их деятельность, к счастью, не заходит дальше подпольной пропаганды», — рассказал он.
По словам Владимира Джараллы, сейчас в Крыму разворачивается начальный этап антитеррористической деятельности.
«Настоящие радикалы находятся за пределами России и оттуда пытаются воздействовать на умы крымчан. Делают они это через религию, потому что в вере человек находит ответы на все вопросы и утешение. Но на самом деле подобные организации не имеют никакого отношения к исламу, а лишь используют его как инструмент. А люди, которые подпадают под влияние, становятся частью игры по давно отработанным технологиям и являются всего лишь марионетками», — пояснил недооцененную опасность эксперт.
Питательной почвой для всякого рода религиозного радикализма в Крыму является «смесь национального и социального протеста» крымских татар. Большинство из них интегрировались в новую реальность, но есть и те, кто не смог или не захотел принять перемены.
Поэтому важно, чтобы к профилактической работе силовиков подключились чиновники и политики, своими действиями они должны снять напряжение с болевых для крымских татар точек, считает собеседник ForPost.
«Антитеррористическая работа силовиков очень болезненна для крымских татар, потому что они воспринимают это не как борьбу с экстремизмом, а как репрессии против народа. Поэтому важно показать им новые перспективы жизни в России. Украинская страница перевёрнута, и люди должны понимать, чего им ждать, и осознавать опасности, которые могут подстерегать их в новых реалиях», — заключил Владимир Джаралла.
Не поняли, что можно, что нельзя
Руководитель интернет-издания «Кавказская политика» Максим Шевченко предположил, что если и есть где-то в Крыму «экстремисты», то наверняка живут они в очень отдалённых сёлах, куда ещё не дошла информация о том, что в России деятельность «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» запрещена законом.
«Эта организация не была запрещена в Украине и действовала открыто. И не исключено, что кто-то из жителей полуострова мог принимать участие в её деятельности, потому что не было запрета. Запрет на это появился во второй половине 2014 года и, возможно, не все ещё разобрались, в деревнях, по крайней мере. Сельский люд ещё не понял, что можно, а что нельзя», — сказал он.
Шевченко подчеркнул, что является решительным противником того, чтобы люди принимали участие в деятельности запрещённых организаций, но вполне понимает, почему крымские татары могут воспринимать антитеррористическую деятельность, как репрессии.
«При этом я не думаю, что это коренным образом сказывается на жизни крымских татар. Коренным образом на их жизни сказываются другие вещи. То, что, несмотря на все обещания, проблемы крымских татар не решаются. Всё, что Путин обещал, саботируется крымскими властями. А эти обещания касались зафиксированных за крымскими татарами мест в муниципальном управлении; образования на родном языке; средств массовой информации на родном языке; не решается вопрос земли — восстановления исторической собственности крымско-татарских семей. На этом фоне всё остальное ерунда. То, что там какие-то аресты идут, никого не волнует вообще, абсолютно», — говорит редактор "Кавказской политики".
Настроение однозначное
Невзирая на засилье в информационном пространстве новостей о задержании экстремистов, среди которых бывают и представители крымско-татарского народа и верующие мусульмане, в крымском обществе нет стереотипа о том, что явление имеет конкретную этническую окраску, заверила ForPost заведующая кафедрой религиоведения философского факультета Крымского федерального университета Ольга Грива.
«На жизни крымских татар активизация работы силовиков никак не сказывается в силу того, что они в подавляющем большинстве, практически все, негативно относятся к деятельности этой экстремистской организации. И общество это прекрасно ощущает, поэтому в Крыму в целом настроение по этому вопросу однозначное — идёт осуждение этой деятельности, и с конкретными народами её никто не отождествляет», - пояснила ученый.
Доктор философских наук подчеркнула, что о запрещении деятельности организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (которая запрещена в России, но разрешена на Украине) в Крыму ещё в 2012 году просили сами крымские татары.
«Идеи экстремистов для Крыма абсолютно чуждые. Они были привнесены сюда в годы украинского периода истории Крыма. И к нашим мусульманам никакого отношения не имеют. Поэтому все попытки представить, что в Крыму идёт прессинг по религиозным убеждениям или национальному признаку — всё это спекуляции», — пояснила она.
Напомним, недавно в Крыму к четырём годам тюрьмы с годом ограничения свободы суд приговорил 25-летнего украинского боевика, который обеспечивал охрану экстремиста Ленура Ислямова, лидера так называемого «крымско-татарского добровольческого батальона имени Челебеджихана», инициатора блокад Крыма и последователя запрещённой в России экстремистской организации «меджлис крымско-татарского народа», до сих пор активной на Украине.
Власта Пидпалая
Видео: пресс-служба УФСБ России по РК и г. Севастополю
Фото: скриншоты видео пресс-службы УФСБ России по РК и г. Севастополю
Обсуждение (5)
А Шевченко провокатор! Что значит "фиксированные места"? Это что квоты по национальному признаку? А с какой стати? У нас все равны. И при приёме на любую работу национальный признак роли не играет. Образование на татарском осуществляется - есть татарские классы и школы. СМИ на татарском - телеканал Миллет. По земле крымско-татрская община самая обеспеченная. И что значит "историческая собственность"? Может быть те старые мазанки до 1944 года постройки? Много их сохранилось?
Ага! Да в Крымских сёлах не все ещё знают, что война закончилась, всё сводки Совинфорфмбюро ждут...
Это у них отрыжка 1941-1942 годов. Государство может и простить, а люди - нет.
Надоели уже подобные "эксперты", держащие читателей, особенно крымчан, севастопольсцев за каких-то идиотов! Макс Шевченко 20 лет назад - сектант, 15 - неофит-православный, 10 - "яркий" общественник в ОП России, 5 - "эксперт" уже по "Кавказу и окрестностям", а сегодня - "спикер по хизбовскому охвостью" (с элементами попутного "втыкания" нам стандартсных для экстремистов "меджлисовских" политических требований, льгот и преперенций по нацпризнаку!) - Хватит уже нам (что обидно - из Москвы, под видом "своих) насаждать культ "коренных" и "депортированных"! Иначе и нам прибется "вспоминать набеги Орды"! Например, сожженную в 1571 году от Р.Х. Москву, 300 тысяч русских душ одним махом!...
только что Азики сожгли человека - а им -" хоть пыль в глаза"!
Каждый раз, когда задерживают хизбов, я сразу начинаю гадать - армяне это, или беларусы, может евреи.....
Оказывается татары. Никогда бы не подумал.