В Чёрном море столько метана, считают учёные, сколько нет ни в одном другом водоёме мира, включая Мексиканский залив. Можно спорить, чего в этом больше — опасности или перспектив, — но в любом случае без учёных тут не разобраться.
До последнего времени внимание отечественных и зарубежных исследователей метановых сипов было сосредоточено на северо-западной и северо-восточной части Чёрного моря: в палеодельтах Дуная, Днепра и Дона.
Сегодня вектор исследований смещается к берегам Крыма.
Струйными выделениями метана в море у ЮБК сейчас занята экспедиция, вышедшая на днях в Чёрное море на научно-исследовательском судне «Профессор Водяницкий». Работа ведётся на пяти полигонах между севастопольской бухтой Ласпи и Феодосийским заливом. Это первое комплексное и очень детальное изучение метана у южных берегов Крыма.
На борту — учёные из трёх институтов РАН: севастопольского Института биологии южных морей, владивостокского Тихоокеанского океанологического института, иркутского Лимнологического института, — а также севастопольского Института природно-технических систем. Руководит экспедицией старший научный сотрудник отдела радиационной и химической биологии ИнБЮМа Татьяна Малахова.
Люди не раз видели горящий над Чёрным море метан; самый яркий пример, когда горело море, — при землетрясении в 1927 году. Однако сами метановые сипы обнаружили не так давно, в 1989 году.
Сегодня зафиксированы координаты более 4 тысяч площадок, расположенных на разной глубине, а глубина — параметр весьма значимый и в добыче, и в глобальном потеплении (согревающий эффект метана в 80 раз сильнее, чем СО2).
«На больших глубинах газовые струи полностью растворяются в водной толще, тогда как с глубины менее 250 метров метан может достигать поверхности и вносить свой негативный вклад в глобальный парниковый эффект», — объясняет экологическую сторону Татьяна Малахова.
Экспедиция продлится 25 дней, и её результаты будут иметь и прикладное значение — при поиске морских углеводородных месторождений. Учитывая парниковую нагрузку от «неглубокого» метана, его добыча имеет побочный, но при этом позитивный экологический эффект. Конечно, только при жёстком соблюдении требований техносферной безопасности.
Об опасностях, которые таят в себе газовые залежи в Чёрном море, читайте в материале ForPost «„Бермудский треугольник” Чёрного моря может погубить всё побережье».
Отметим, что в мае 2021 года советник гендиректора Черноморнефтегаза Владимир Григулецкий сообщил о пилотном проекте по добыче газа из метановых гейзеров, бьющих со дна Чёрного моря. В качестве примера, иллюстрирующего масштаб «метановых складов», он рассказал о газовом «фонтане», который бьёт напротив Севастополя на глубине около 2 тысяч метров. Диаметр основания этого гейзера — сотни метров, высота — 850 метров.
Однако для пилотного проекта, запустить который намеревались в 2024 году, планировали источник поменьше, в 50–70 метров.
Светлана Косинова
Фото: Анастасия Заговенкова / ИнБЮм РАН
Обсуждение (5)
Ещё пацанами ныряли на Фиоленте со дна струйки газа поднимались! Это лет 45 назад!
Выход метана есть в Севастопольской бухте, чуть не под окнами ИНБЮМа
Сначала ученым предстоит узнать, что Дон не впадает в Черное море.
Так ведь еще об этом писал Корней Чуковский.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли...
маленькие пузырьки из песка? это не метан=)