В далеком 1950 году, когда еще свежа была в памяти война и город только-только возвращался к обычной жизни, на улицах Севастополя появился первый троллейбус. Надо ли говорить, что значило это событие для горожан?
До Великой Отечественной войны в Севастополе – в том числе по центральным улицам города – ходил трамвай. Сегодня об этом знают уже не все севастопольцы, а когда-то трамвайчики с их веселым звоном были неотъемлемой частью городского пейзажа. Но за годы войны трамвайная сеть была полностью разрушена, и ее решили не восстанавливать.
Утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 30 апреля 1946 года план восстановления Севастополя предусматривал, что основным транспортным средством должен стать троллейбус. И в начале 1950 года началось строительство троллейбусного парка на 60 машин.
В мае того же года в Севастополь прибыли восемь новых троллейбусов, окрашенных в красный и желтый цвета. А 6 ноября на площади Коммуны (ныне пл. Ушакова) состоялась торжественная церемония запуска первой машины по маршруту «гора Матюшенко — железнодорожный вокзал».
Чуть позже, в апреле 1951 года, троллейбусы начали ходить по Большой Морской (это был маршрут № 2 – «Вокзал — площадь Нахимова»). А в ноябре 1951-го они пошли уже по всему центральному кольцу города.
С тех пор маршрутная сеть расширялась: постепенно троллейбусы начали доходить и до ул. Макарова, и до Стрелецкой бухты, и до других (тогда достаточно отдаленных) уголков Севастополя. А через несколько дней после подписания Беловежских соглашений и фактического распада СССР, 25 декабря 1991 года, была введена в строй линия, соединившая улицу Хрюкина с 5-м километром Балаклавского шоссе.
Троллейбус в Севастополе переживал разные времена – о некоторых трудностях можно прочитать в материалах ForPost 12-летней давности. Нельзя сказать, что все безоблачно в работе ГУП «Севэлектроавтотранс им. Круподерова» и сейчас. Но троллейбус остается, пожалуй, любимым средством передвижения «безлошадных» севастопольцев и гостей города. А начиналось все именно 6 ноября 1950 года.
Сегодня об этой дате напомнил в своем телеграм-канале губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
«Сегодня ГУП «Севэлектроавтотранс им А.С. Круподерова» — одно из крупнейших предприятий Севастополя. Ежедневно на линию выходит более 250 автобусов и троллейбусов, которые выполняют рейсы по 48 городским и пригородным маршрутам. Также именно наш ГУП оказывает услуги социального такси и подвоза школьников до мест учёбы. Сейчас на предприятии трудятся более двух тысяч человек — это водители, кондукторы, механики, контролеры и все те, кто ежедневно обеспечивает качественную и безопасную работу севастопольского городского транспорта. С праздником!», — написал он.
Нельзя не упомянуть и о человеке, имя которого носит предприятие. Александр Круподеров, со дня рождения которого на днях, 19 ноября, исполнится 94 года, пришел на предприятие в 1954 году, будучи распределенным молодым специалистом. Спустя 11 лет он стал начальником троллейбусного управления, а в 1992 году покинул этот пост, выйдя не пенсию и оставив после себя троллейбусное предприятие, входившее в десятку лучших в стране.
19 ноября мы планируем рассказать об Александре Сергеевиче Круподерове отдельно — его помнят многие из тех, кто сталкивался с ним по работе. Ну а пока поздравляем всех сотрудников ГУП «Севэлектроавтотранс» с праздником и желаем им всегда счастливых дорог и вежливых пассажиров.
Ольга Смирнова
Обсуждение (6)
Какое Мощное было предприятие, со своей замечательной историей, со своими традициями, с сильными кадрами, со строгой дисциплиной, а база отдыха в Батилимане для своих сотрудников /заботились! /!!!! А Круподёров держал крепко в руках предприятие не в пример слабуруким нынешнем.
С праздником !!!!!
Троллейбусников поздравляем от души! Жаль только, что кроме короткого отрезка от конечной 10 до депо на Камышевском шоссе, за последние 34 года не построили ни одной новой линии.
А такой экземпляр из первых троллейбусов сохранился для истории?
Когда-то большое предприятие со своей историей и традициями. Сейчас от этого гиганта остался 1% того, что было. Нормальных сотрудников уволили, посадили абсолютно проф непригодных. О людях не думают. Одно жулье.
Тем ни менее, хочется верить в светлое будущее. Всех причастных с праздником.
А мне запомнился сбой автомата по продаже билетов: кидаешь туда 20 копеек, он тебе 4 билитика.
Я кинул - ничего, нажал вернуть деньги - мне насыпало 4*20 копеек, почти рупь.
Ну я решил повторить - и ничего не насыпало.
А дальше сработал здравый смысл - 60 копеек (из которых я потрачу 20 на билеты) - это лучше, чем 20 копеек, билеты, и пустой карман, и решил в лотерею больше не играть. Мороженного обожрался (фруктового по 7 копеек) - даже и сказать не могу! :)
Да. Ни одной новой линии... А ведь пора уже закольцевать Камышовское шоссе через "5 км" с Дергачами (пр-кт Победы и ул. Горпищенко)....