Год назад, после предновогодней давки в центре Москвы, власти пообещали: ситуацию с билетами на балет «Щелкунчик» урегулируют. Слова подкрепили делом: в отставку отправлен гендиректор Большого театра Владимир Урин, его место занял худрук и директор Мариинского театра, дирижёр Валерий Гергиев.
Казалось бы, проблема решена — в этом году все желающие смогут насладиться сказочным балетом. Но не тут-то было: часть билетов на «Щелкунчик» будут продавать на аукционе, минимальный лот — 100 тысяч рублей, максимальный — 50 млн. Столько предлагают заплатить корпоративным клиентам Большого театра, сообщает Business FM.
Такое ценообразование раскритиковали Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе.
Балерина в одном из интервью заявила, что «за такие деньги лучше слетать на Мальдивы». Она обвинила руководство храма культуры в создании «ООО Чёрная касса», которое, чтобы «не платить налоги», «выкупает билеты у самого себя, а затем втридорога продаёт их гражданам».
Народный артист России, ректор Академии русского балета имени Вагановой, в прошлом премьер Большого Николай Цискаридзе в свою очередь заявил:
«Когда я вижу цены в главные театры нашей страны, я понимаю, что есть категория людей, которая никогда не сможет себе позволить купить даже один билет или сходить семьёй. <…> Я уверен, что это должно быть какое-то государственное решение — поставить границу цен на билеты в государственные театры. Не когда это коммерческое мероприятие, а когда государственный театр. Как был ГОСТ, допустим, в Советском Союзе. Почему билеты не стоили больше 3 рублей 20 копеек? Ну, 3,50 рублей, но точно не больше четырёх рублей. Потому что там высчитывали экономически очень серьёзно. Для того, чтобы искусство было доступно для всех слоёв населения».
Пользователи Дзен тоже высказались по этому поводу. Некоторые граждане уверены: крепостные времена «возвращаются через балет»: «для холопов на новогоднем «Голубом огоньке» споёт Инстасамка», а «для сливок общества станцуют балерины», которые «за деньги — да».
ForPost решил разобраться в ситуации с ценообразованием на балет, билетов на который, как в песне Игоря Корнелюка, нет.
Тонкости продажи билетов
Большой театр опубликовал графики старта продаж билетов и проведения аукционов, которые пройдут на одном из онлайн-сервисов Сбера.
Первые лоты будут распроданы 2 декабря. В этот же день билеты поступят в онлайн-кассы — все они именные. Таким образом в Большом театре решили бороться с перекупщиками. Причина нововведений — огромный ажиотаж, драки и торговля местами в очередях, сообщает Business FM.
В пресс-службе учреждения культуры не уточнили, сколько именных билетов поступит в свободную продажу, а сколько будет распродано с аукциона. Ясность внёс Минкульт РФ: через аукцион будет продано 12% от всего зала.
«Стоит отметить, что на аукцион выставляются только самые дорогие места — в партер. На данный момент открыт приём заявок на участие в аукционе для приобретения билетов на спектакли «Щелкунчик», которые состоятся 17 декабря в 19:00 и 19 декабря в 12:00», — сообщает «Российская газета» со ссылкой на пресс-службу Минкульта.
По данным СМИ, начальная цена за комплект из двух билетов составит 100 тысяч рублей, купить можно не более четырёх. Часть собранных средств направят на поддержку артистов Большого театра.
«Мне странно, что театр сравнивается по ценообразованию с авиакомпаниями, не знаю, может быть, действительно без разницы, что продавать — табак или балет. Негативный резонанс перевешивает плюсы для театра», — уверена балетный и музыкальный критик Лейла Гучмазова.
А как продают билеты в кассе?
«Видимо, руководство Большого театра просто не может сразу установить ценовой порог на билеты на «Щелкунчика», скажем, в 100 тысяч рублей. Уже есть практика продажи за 40-50 тысяч рублей, исходя из этих цен понятно, что «Щелкунчик» будет дороже. Если они реально поставят цену в 100 тысяч рублей, будет скандал. <…> Поэтому, я думаю, придуман вот такой способ. Я считаю, что это никак не поможет в борьбе с перекупщиками, они будут делать ставки на аукционе, не знаю, как это будет происходить», — приводит Business FM слова музыкального обозревателя «Независимой газеты» Марина Гайкович.
Именные билеты можно купить на сайте Большого — тоже не более четырёх в одни руки. На каждый билет заполняются паспортные данные человека, для которого он покупается. С документом, удостоверяющим личность, нужно прийти в театр.
Государственное равно частное
«Эта политика нацелена на каких-то нуворишей и коррупционеров. Потому что честный человек не может заплатить такие деньги, которые требуют они за билеты. А чтобы пойти туда семье — вообще речи не идёт», — приводит АГН «Москва» слова депутата Госдумы Виталия Милонова.
Он отметил, что цены на билеты в Мариинский и Михайловский театры в Санкт-Петербурге «более доступны», хотя «уровень этих театров не ниже» Большого:
«Если люди хотят получать такие деньги, у нас есть огромное количество частных учреждений культуры, где они могут требовать любую цену за свой билет».
В Большом театре на критику ответили так: 1500 билетов «отданы военнослужащим, участникам спецоперации и членам их семей». Руководству учреждения культуры тут же припомнили, что часть билетов они «бесплатно раздают чиновникам, дипломатам, госслужащим».
Это возражение в Большом комментировать не стали.
Напомним, «Щелкунчик» идёт только на Исторической сцене. Пятиярусный зал вмещает 1740 зрителей.
Этот балет показывают только перед Новым годом и в новогодние каникулы — всего 20-25 выступлений. Поэтому желающие попасть на балет ежегодно на кулаках отстаивают своё право приобщиться к высокому искусству.
Магнит на холодильник
Театральный критик Николай Песочинский в беседе с ForPost достаточно жёстко высказался в адрес тех, кто встраивается в длинные очереди и готов отдать все свои накопления ради «Щелкунчика»:
«Иначе как коллективным помешательством это назвать нельзя. Это к психиатрам. В очередях стоят люди, которые не ходят в театр, которые вообще ничего не понимают в балете, не слушают классической музыки. Им нужно в результате вот этого коллективного бессознательного, этого коллективного массового психоза обязательно в эти несколько дней за любые деньги пройти в Большой театр и сфотографироваться рядом с какой-нибудь инкрустированной дверью».
Он уверен: Большой театр в предновогодние дни «играет роль магнита на холодильник» или надписи на заборе «Тут был Вася».
«Несчастный ребёнок, которого притащат на «Щелкунчик», должен будет три часа слушать классическую музыку — её он до балета не слушал и после никогда не будет слушать. Он будет мучиться только для того, чтобы потом рассказать своему однокласснику, что его родители отвели его на балет за 50 тысяч рублей. Мне кажется, наша роль — гасить это безумие», — высказал своё мнение театральный критик.
При этом он не видит смысла обвинять Большой театр в жадности.
«Балет — это очень сложное искусство. В данном случае людям он не нужен. Им нужно примитивное социальное позиционирование — «тут был Вася». Это то же самое, что я посещаю Херсонес ради того, чтобы нацарапать гвоздём: «Здесь был Вася». Ни к памятникам архитектуры, ни к театру нельзя так относиться. Поэтому пускай Большой театр разгоняет цены так, как хочет, для того, чтобы отнять деньги у этих идиотов», — подчеркнул Песочинский.
Театральный критик напомнил, что в новогодние праздники в Москве достаточно много спектаклей, театральных постановок по доступным ценам. Людям, которым интересны театр, балет, опера, пойдут на них, а не на «Щелкунчика», где яблоку негде упасть, считает наш собеседник.
Он уверен: те, кто всеми правдами-неправдами пытается попасть в предновогодние дни в Большой, делают это ради хайпа, а не ради высокого искусства.
Кто хочет, тот увидит
Директор Института исследований культуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор Виталий Куренной также считает, что в истории с балетом «Щелкунчик» на первых ролях личное позиционирование, а не желание приобщиться к высокому искусству.
«При этом не стоит отрицать очевидный факт — цены на билеты в ведущие театры страны непомерно высокие», — отметил собеседник ForPost.
Он считает, что проблему ценообразования нужно решать на государственном уровне.
В Минкульте на это предложение отреагировали так:
«Для того, чтобы балет «Щелкунчик» смогли увидеть как можно больше желающих из различных регионов страны, на сайте Большого театра накануне Нового года впервые в истории пройдёт прямая трансляция».
Николай Песочинский считает, что «было бы здорово отследить данные по трансляции и посмотреть, кому на самом деле интересен балет». Он уверен: рождественскую сказку на сайте театра посмотрят единицы:
«Повторюсь: балет многим не нужен. Им нужно попасть в зал театра — искусство им неинтересно. Во время онлайн-трансляции можно насладиться балетом, классической музыкой, сценографией. Однако людям этого не нужно».
Профессор Виталий Куренной настроен более оптимистично. Он уверен: трансляция балета — один из выходов, казалось бы, из тупиковой ситуации. Да, это не камерный зал, да, это не та атмосфера, но те, кто действительно хочет насладиться балетом, сделают это.
«В малых городах открываются кинозалы, где транслируются театральные, музыкальные постановки. Проблему доступа стараются решать», — выразил свою точку зрения Куренной.
Не советское и не крепостное
Наш собеседник на этот вопрос ответил отрицательно: Куренной уверен, что советский опыт, когда искусство одинаково было доступно для всех, уже не актуален.
«Мы оказались в обществе, где существует серьёзное расслоение имущества: некоторые люди могут позволить себе Bentley, другие покупают макароны. К сожалению, это так. Однако по поводу крепостного права, о возвращении которого заявили некоторые пользователи Дзен, я бы не драматизировал. Если говорить про искусство, то оно доступно для широких масс. В Москве достаточно много театральных студий, а народное искусство живёт по своим правилам, находит свои решения и возможности. Требовать социальной справедливости по советскому образцу бессмысленно, потому что если её требовать, то мы придём к «чёрному рынку». При помощи именных билетов в Большом театре, например, стараются побороть эту проблему», — сказал ForPost Куренной.
За Большой театр заступился и театральный критик Николай Песочинский:
«Давайте посмотрим на ситуацию с позиции Большого театра. Возник безумный ажиотаж. Все сошли с ума. Что делать? Можно выложить все билеты в продажу, их купят за полторы минуты, обрушив сайт учреждения культуры. Театр решил пойти другим путём: дико взвинтить цены и наказать дураков. Я считаю, что в этом даже что-то есть».
Роберт Вочовский
Обсуждение (7)
Почему то сами Волочкова и Цискаридзе за 3,50 танцевать не желали. Когда Николай сам танцевал Щелкунчика, он что-то не возмущался завышенной ценой.
Все театры страны под Новый Год делают выручку на Щелкунчиках. Естественно, чем круче театр тем дороже билет. Причем в Большой и Мариинку и в советские годы спекулянты перепродавали билеты по конской цене.
Господи, сколько можно сочинять сказки про советское прошлое, где всем было доступно все, бери не хочу?) пусть Цискаридзе пересмотрит фильм "Мимино", где билеты в Большой (по великому блату) обменивали на места в гостинице, которых тоже вечно не было
Тут есть встречный вопрос: а точно это "наши люди"? Может это те у которых есть свои люди... где надо и во служении? Т.е. может это такая отдельная забава для "избранных", ну или стремящихся "вступить в клуб", а остальной массе народа на это сугубо фиолетово - какие там развлечения, тут бы стол на Новый год накрыть? Соглашусь с ораторами выше что в Большом так уже очень давно, хотя про гостиницы при СССР, даже в Москве и даже в дни международных симпозиумов и фестивалей, это наговор, просто места знать надо и подход.
Аукцион на все 100% билетов.
Выручку пустить на благие дела государственные.
Куда нам до вашего высокого искусства? Нам и по телеку хватит, под семечки, мы же быдло нетолерантное! И чем этот музыкальный критик отличается от "небожителей", которые регулярно ошибаются дверью? Мир перевернулся - скомарохи, вдруг, стали "элитой"!
Там сидят воры. За заработанные деньги никто такой билет не купит.
Особенно понравилось про бесплатные билеты чиновникам.