На официальных мероприятиях в Севастополе часто звучат слова о том, что поисковики делают огромную работу. Вспоминают и известную фразу «война не закончена, пока не похоронен последний ее солдат». Но когда доходит до дела, о необходимости найти и перезахоронить погибших бойцов часто забывают.
Год назад проблема невозможности провести поисковые работы на местах будущих строек была поднята ForPost в разговоре с руководителем Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» Мариной Гавриленко. В частности, речь тогда шла о строительстве на Северной стороне, на территории бывшей воинской части.
«Часть была огорожена сразу после освобождения Севастополя в 1944 году. Поисковые работы там не велись. Сейчас нас 4 раза приглашали на подъём останков, но мы приходили уже на поднятые останки. Их просто выкопали из земли, всё, что с ними было, — куда-то исчезло. И в итоге мы теряем и картину того, как человек погиб, теряем возможность установления его имени», — рассказывала Марина Гавриленко.
Как стало понятно из разговора, состоявшегося через год с небольшим, за это время отношение к памяти павших в городе не изменилось. И свойственно оно не только организаторам больших строек.
«Сейчас строится Лазаревский сквер, где стояла наша зенитная батарея. Занимается этим ГБУ «Парки и скверы». Мы написали им месяц назад, но они до сих пор нам ничего не ответили. А работы там вовсю идут», — говорит глава объединения поисковиков.
О работах в Лазаревском сквере и о том, что предложение поисковиков предварить их попытками найти и поднять из земли останки незахороненных бойцов осталось без ответа, ForPost рассказывал в конце мая. Обновление скверов, безусловно, дело хорошее. А вот демонстративное игнорирование памяти героев былых времен иначе как вредоносным не назовешь.
Напомним: в этом году в канун 9 мая на мемориальном кладбище в Дергачах было перезахоронено 193 человека. К сожалению, 192 из них остались безымянными. В прошлом году удалось установить имена 11 бойцов, в этом — только имя связиста Федора Ивановича Криворака, который родился в 1919 году в Орловской области и погиб на Мекензиевых горах во время боев за Севастополь.
Сейчас работы на Мекензиевых горах продолжаются. 25 мая здесь были найдены останки бойца — судя по всему, он погиб в результате прямого попадания снаряда. А 3 июня обнаружена капсула солдатского медальона без останков, а также различные предметы быта защитников города.
По словам Марины Гавриленко, капсула могла быть бойцом просто потеряна. И весьма вероятно, что останки солдата или его товарищей будут обнаружены поблизости. Работы в районе Мекензиевых гор, как и в других доступных для поисковиков частях города, будут продолжены.
Ольга Смирнова
Обсуждение (2)
Некогда застройщикам этой ерундой заниматься - павших искать. Надо быстро строить, продавать, осваивать средства и прибыль получать. Бойцы же за это гибли, верно?
to Serggio: А ещё откаты надо откатить.