Российская и украинская делегации на переговорах в Женеве договорились публично не критиковать друг друга и не давать оценку ходу переговоров. Об этом пишет РБК со ссылкой на The Telegraph.
По словам одного из украинских чиновников, на которого в свою очередь ссылается британское издание, «временное перемирие» между сторонами уже действует. Это соглашение было достигнуто после двух дней интенсивных переговоров в Женеве.
Прогресс достигнут и в обсуждении вопроса завершения конфликта и роли вооружённых сил сторон — другой источник The Telegraph предположил, что стороны добились определённого взаимопонимания в этом направлении.
Стоит отметить, что Кремль последовательно придерживается политики неразглашения деталей переговоров, и встречи в Женеве проходили в закрытом режиме, без участия прессы.
Ход переговоров в Женеве
Переговоры между Россией, Украиной и США проходили 17–18 февраля в Женеве, в двустороннем и трёхстороннем формате.
Первый раунд переговоров продолжался 4,5 часа. Украинская делегация оказалась расколота на две части из-за разногласий по срокам возможного заключения мирного соглашения. Одна была готова к скорейшим договорённостям, вторая — категорически против.
Западные СМИ писали о «тупике» в политической части переговоров по итогам первого дня, хотя спецпосланник президента США Стив Уиткофф, как писал «Интерфакс», заявил о «значительном прогрессе».
Второй раунд переговоров в Женеве продлился около двух часов. Как предполагают эксперты, мог обсуждаться вопрос энергетического перемирия: член украинской переговорной группы подтвердил, что Киев будет «касаться этого вопроса».
Реакции в России, на Западе и Украине
Появились и конспирологические теории: 18 февраля британское издание The Economist выпустило материал с заголовком: «Россия и США заключили сделку на 12 триллионов долларов».
В Москве эту публикацию назвали вбросом.
«The Economist выпустил фейковый вброс: якобы Россия предлагает США проекты на $12 триллионов «в обмен» на снятие санкций. Это неверно. Снятие санкций в итоге будет продиктовано интересами самих США: американские компании уже потеряли, уйдя с российского рынка свыше $300 млрд», — прокомментировал публикацию спецпредставитель президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
Руководитель российской делегации, помощник президента РФ Владимир Мединский описал переговоры как «тяжёлые, но деловые» и анонсировал следующий раунд на ближайшее время.
Глава украинской делегации Рустем Умеров тоже отозвался о переговорах как о тяжёлых, добавив, что «дискуссии были интенсивными и содержательными».
Украинская сторона в лице президента Владимира Зеленского вынуждена была признать конструктив в военных вопросах.
По его словам, военные представители обеих сторон понимают, как осуществлять мониторинг прекращения огня и завершения войны при наличии политической воли:
«Они в принципе там почти обо всём договорились. Мониторинг будет точно с участием американской стороны. Я считаю, что это конструктивный сигнал».
Что касается политической составляющей переговоров, которая включает вопросы территориальной целостности и санкций, то и здесь, по словам Зеленского, «есть наработки». Однако он признал, что «позиции разные, потому что переговоры были непростые».
Киеву сейчас невыгодно начинать мирные переговоры с Россией, считает глава парламентского комитета Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Роман Костенко.
По его словам, Украина планирует удерживать свои позиции до весны, рассчитывая на изменение ситуации на поле боя. Для этого Зеленский поставил ВСУ цель увеличить потери российских войск до 50 тысяч в месяц.
Если «риторическое перемирие» действительно заключено, то женевские переговоры показали важный сдвиг, создав минимально необходимую атмосферу доверия для технической работы. Военные делегации действительно продвинулись — согласование механизмов мониторинга прекращения огня и параметров разведения сил вышло на финальную стадию. Однако политический трек остаётся замороженным: территориальные вопросы и гарантии безопасности по-прежнему разделяют стороны.
