Крупные таксомоторные компании готовятся к масштабной распродаже подержанных иномарок. Как ожидается, она начнётся в марте 2026 года. Доля таких авто в парках перевозчиков превышает 80%, и практически весь этот объём будет выставлен на продажу, передают «Известия».
Представители отрасли заявили об этом на Международном евразийском форуме такси.
Причиной грядущего выбытия иномарок из таксопарков стали новые законодательные требования, касающиеся локализации транспортных средств для такси (ФЗ-580).
По новым нормам, с марта 2026 года перевозчики не смогут перерегистрировать уже используемые в такси иностранные автомобили в реестре транспорта. Ограничение критично при сдаче машин в аренду водителям — индивидуальным предпринимателям, требующей обязательной перерегистрации.
Действующие правила требуют вносить нового владельца в реестр перевозчиков при каждой смене собственника автомобиля такси.
Под действие запрета на переоформление попадут и лизинговые иномарки, которые сейчас используются в таксопарках.
По данным экспертов, начиная с 2023 года таксопарки активно закупали иностранные автомобили в лизинг на срок три-четыре года. У некоторых компаний доля таких машин достигает 80%.
Срок выкупа этих автомобилей у лизинговых компаний подойдёт к 2027 году.
Дальнейшая эксплуатация таких машин в качестве такси, даже при условии регистрации, станет невозможной из-за недостаточного уровня локализации. В результате эти машины будут вынуждены покинуть таксопарки и пополнить вторичный рынок.
Так, в Москве было приобретено в лизинг около 25 тысяч импортных авто, из них почти 20 тысяч трёхлетних иномарок не смогут продолжить работу в такси после переоформления права собственности и, вероятнее всего, окажутся на вторичном рынке.
При перепродаже на вторичном рынке автомобиль такси теряет более половины своей первоначальной стоимости, указывают аналитики «Автостата».
Например, кроссовер Haval Jollion, приобретённый в лизинг в 2022 году за 2,22 млн рублей, в 2025 году будет стоить на вторичном рынке около 980 тысяч рублей — то есть уценка составит практически половину от его первоначальной цены.
По данным лизинговой компании CarCad, помимо Haval, в такси распространены бренды Geely, Belgee, Solaris.
13 мая 2025 года Госдума приняла закон о локализации такси, несмотря на критику и предупреждения о негативных последствиях со стороны профильных ассоциаций.