пт, 05/06/2020 - 08:00

Севастополю помогут влюблённые в камни

Городу нужны свои реставрационные мастерские.

Поводом для очередного разговора о тонкости подхода к историческому наследию стала ситуация с капитальным ремонтом сквера у Петропавловского собора.

С любовью к камням

Собор, сохранившийся еще со времен адмирала Михаила Лазарева, является объектом культурного наследия. Сквер же остался за границей ОКН, поэтому ремонтировать его ГБУ «Парки и скверы» доверило организации, не имеющей соответствующей лицензии. Кроме исторического сквера, компания «СК-Сервис» ремонтирует пляжи в Парке Победы и на мысе Хрустальный.

Говоря об этом, глава комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов сообщил, что подготовил письмо на имя врио губернатора с просьбой взять реализацию проекта под личный контроль, и выразил надежду, что этого будет достаточно, ибо понимание важности темы у врио губернатора есть.

«У него историческое образование, и это не просто фигура речи, - сказал Горелов. – Многие вещи, которые мы с ним обсуждали по Большой Морской, были услышаны. Думаю, что и этот вопрос мы урегулируем».  

Ключевая проблема при ремонте сквера, считает глава комитета, - что граница охранной зоны ОКН установлена неправильно. Он планирует добиваться пересмотра границ и включение в них прилегающей территории. Однако это требует времени, а ремонт уже начался.

«Я очень надеюсь на здравый смысл и тонкое чутье Михаила Владимировича Развожаева и на то, что эта история не будет развиваться так, как она развивалась вокруг парапета у памятника Сенявину. И вообще надеюсь, что те вещи, которые происходили в Севастополе в течении 5 или 6 лет, многому научили людей, которые должны принимать решения. Да, эти парапеты (у Петропавловского сквера – ред.) требуют ремонта, где-то штукатуркой аляповато замазано, где-то еще что-то. Но это надо делать очень душевно, очень грамотно и тонко, не используя современные материалы. И относиться к этому с каким-то любовным чутьем», - сказал Горелов.

В качестве примера, как делать не надо, он привел сквер у Владимирского собора, где строители имитировали традиционный севастопольский камень:

«Это безобразие полное – у нас что, нет денег или специалистов? Тот же Пряшников, тот же Туманов - ну дайте им возможность работать! По итогам реконструкции Большой Морской я написал Михаилу Владимировичу письмо с предложением создать в Севастополе реставрационные мастерские. Концепция их создания была изложена Анатолием Пряшниковым. Мне кажется, если в состав такого бюро войдут люди, которые здесь живут, тонко чувствуют город, знают местные материалы и душевно к городу относится, мы проблем не будем знать никаких. А сейчас приезжает человек извне – ему надо какую-то проблему решить и сдать работу в срок. Будет он беспокоиться из-за ваших камней?»

От себя добавим, что трепетное отношение к камням того же Туманова в доказательствах не нуждается. Именно оно, увы, стало причиной его конфликта с руководством музея-заповедника Херсонес Таврический, где он работал.  

«Преумножать достоинства»

Меры нужно принимать, уверен Горелов, и в отношении главы Севнаследия:

«Я общался с Шапиро (глава главный архитектор архитектурного бюро Wowhause, проектировавшего реконструкцию Большой Морской) – по его словам, часть ошибок произошла потому, что строители отступили от проекта. Поэтому очень хотелось бы, чтобы во главе Севнаследия был человек, который не формально исполняет свои обязанности и который во время таких работ постоянно вникал бы в их ход. От Севнаследия до Большой Морской идти максимум 10 минут, а до Петропавловского собора, в котором выламывали исторические окна на боковых фасадах, - три минуты. Они что, этого не видели? Все зависит от руководителя и от того, как он болеет за город».

Крайне резко, напомним, отзывались о работе Михаила Рязанцева и его подчиненных и другие депутаты, когда на заседании комитета рассматривалась недопустимая история с реконструкцией Таврической лестницы.

«Ваше управление называется Севнаследие, а на самом деле за нашим наследием следят общественники», - сказал тогда Рязанцеву Роман Кияшко.

Отличающиеся от остальной лестницы ступени в итоге все-таки заменили. Но шум по этому поводу первыми действительно подняли общественники.

Еще раз высказал Вячеслав Горелов и настоятельное предложение начинать любую работу по ремонту или реконструкции общественных пространств Севастополя с рассмотрения техзадания на Архитектурно-художественном совете:

«Вчера заседание совета началось в 14 часов, закончилось в 19.30. Мы очень серьезно рассмотрели 14 вопросов и в очередной раз говорили о том, что все задания на проектирование необходимо тоже пропускать через АХС. Сейчас происходит так: департамент разработал ТЗ на проектирование, организация его выполнила. Мы смотрим и не можем понять, что это вообще такое и кто это нарисовал. А проектировщик отвечает, что строго следовал ТЗ. Мы должны ловить все эти проблемы на взлете, а не после того, как люди год проработали над проектом!»

Очень надеется глава комитета и на то, что через АХС пройдет проект реконструкции улицы Ленина.

«Сейчас у нас каждая улица городского кольца имеет свое лицо. И я больше всего опасаюсь стандартизации, которая может случиться, уравнивания, нивелирования, после которого городское кольцо может превратиться в нечто стандартное, что можно увидеть не только на Большой Морской и на улице Ленина, но и в других городах, где работало бюро Wowhause», - признался он.

При всем том достоинств у реконструкции Большой Морской намного больше, чем недостатков, - подчеркнул Вячеслав Горелов. Главное теперь – сделать так, чтобы достоинства преумножались, а недостатки не тиражировались.

Ольга Смирнова

Читайте также: