Недавно Генпрокуратура предписала Минкульту лучше сохранять памятники археологии. Для севастопольцев эта новость особенно интересна.
Охранники не без греха
Генеральная прокуратура РФ вынесла министру культуры Владимиру Мединскому и директору Института археологии Российской академии наук (ИА РАН) Николаю Макарову представление из-за многочисленных нарушений законодательства об охране памятников археологии. В частности, Минкульт «не на должном уровне» регулировал передачу обнаруженных археологических предметов в государственную часть Музейного фонда. Но это не единственная претензия правоохранителей к уважаемому министерству.
Как сообщил официальный представитель ведомства Александр Куренной, Министерством культуры не соблюдались требования к аттестации специалистов по проведению госэкспертизы и выдаче разрешений на археологические работы. Нарушения выявлены и в области популяризации результатов археологических исследований, архивного хранения научных материалов и управления федеральным имуществом. Шестеро должностных лиц Минкультуры России и Института археологии РАН привлечены к дисциплинарной ответственности.
Министерство выводы Генпрокуратуры не оспаривает: в его пресс-службе сообщили, что Владимир Мединский утвердил план устранения нарушений законодательства об охране памятников археологии. Закончить эту работу планируется в мае 2019 года. Проведена и аттестация экспертов.
Казалось бы, к Севастополю это не имеет никакого отношения. Но это не так. Напомним, именно мнение Министерства культуры приводится как истина в последней инстанции руководством музея-заповедника «Херсонес Таврический».
И апеллировать к этому мнению руководству приходится часто, поскольку происходящее в Херсонесе в последнее время, мягко говоря, не нравится многим. И не только обычным севастопольцам, шокированным обилием баннеров с цитатами великих и прочими малоуместными, на их взгляд, нововведениями, но и учёным.
Свою тревогу они пытаются донести даже до Президента — в августе к нему обратился с письмом бывший заведующий филиалом «Крепость Чембало», ныне старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Николай Алексеенко. А Анатолий Туманов — также бывший сотрудник «Херсонеса Таврического», реставратор I категории — озвучил свои опасения на семинаре по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Москве. Происходящее на территории музея-заповедника он называет «варварством».
«Науку принесли в жертву культурно-массовым мероприятиям, — утверждает Туманов. — Всё внимание сосредоточено на них, а сами памятники в это время просто разваливаются».
«Всё благоустройство не отвечает наиболее близкому восприятию объекта культурного наследия… закрываются частично некоторые объекты археологии, сцены. Техплощадки и трибуны возводятся непосредственно среди руин, а частично прямо над ними. Прокладка так называемых дорожек искажает облик памятника, установка всех деревянных конструкций (входная зона, кассы), бронзовой группы у башни Зенона искажает аутентичный облик памятника. Особо недопустимо движение тяжёлой техники по культурному слою и нераскопанной части городища, установка подстанций и прокладка коммуникаций, монтаж деревянных конструкций прямо на остатках археологических объектов, с последующей нагрузкой на них. Не говоря уже о недопустимости нового строительства (входная группа, здание кассы у башни Зенона, интерактивная бронзовая группа, мини-электроподстанции и другие объекты). Но учёных новая дирекция не слышит», — констатирует в своём письме Президенту Николай Алексеенко.
Странные аргументы
Наиболее опасными для памятника представляются идущие на его территории строительно-монтажные работы и размещение многотонной аппаратуры. Для проведения фестиваля «Опера в Херсонесе», например, сюда завезли несколько фур металлоконструкций, установили четыре сцены, три экрана, трибуну для зрителей на 500 мест, сотни световых приборов и звуковое оборудование общей мощностью в 50 киловатт. Всё это, подчеркивает Анатолий Туманов, резко увеличивает антропогенную нагрузку, которую истинно заботящиеся о сохранении культурного наследия стараются снизить. Что же касается строительства, то возведение капитальных объектов (а иначе трактовать сооружение, закрывающее вид на башню Зенона, трудно) в границах территории объекта культурного наследия запрещено федеральным законом № 73-ФЗ.
Руководство «Херсонеса Таврического», к которому мы обратились с просьбой прокомментировать эти обвинения, во всём ссылается на Министерство культуры. Именно его специалисты гарантируют, что всё происходящее в Херсонесе не представляет для него никакой опасности. Все работы, вызывающие тревогу учёных и рядовых севастопольцев, отвечают утверждённой Коллегией министерства концепции развития музея-заповедника.
«Все установленные в настоящее время конструкции (настилы, информационные киоски и т.п.) имеют статус временных конструкций, установлены на период проведения фестиваля и могут быть демонтированы в кратчайшие сроки, при этом установка проведена способом, не наносящим урона археологическому наследию. Размещённые в настоящее время дизель-генераторные станции также являются временными, т.к. токонесущие линии, которые проложены в музее-заповеднике, физически и морально устарели, не имеют достаточно мощностей для обеспечения работы современного оборудования, которое было установлено в рамках проекта. На данный момент ведутся работы по переходу на городское электроснабжение необходимой мощности для переподключения оборудования, необходимого для обеспечения работы проекта „Исторический парк — Херсонес Таврический”, после чего генераторы будут демонтированы», — сообщила в своём ответе директор музея-заповедника Светлана Мельникова.
Сооружение у башни Зенона, по её словам, также абсолютно безопасно.
«Так называемая „бронзовая группа у башни Зенона” является обычным для многих музеев мира элементом навигации, т.к. представляет собой объёмный макет Херсонесского городища с показом существующих памятников и иных объектов, а также древних памятников, научные реконструкции которых нам известны. Данный макет создавался при участии учёных музея-заповедника и дорабатывался с учётом их замечаний. Нагрузка от веса макета распределена по площади её установки таким образом, что на поверхность оказывается минимальная нагрузка. Согласованным проектом… учтены все размещённые в рамках него объекты, конструкции, аппаратура и т.д. Установленные в рамках проекта элементы не оказывают непосредственного воздействия на памятники археологии, установлены без внедрения в культурный слой. Точки соприкосновения установленных конструкций, настилов и т.п. с поверхностью земли отделены слоем геотекстиля».
У Анатолия Туманова этот ответ вызывает недоумение: как может слой геотекстиля защитить от давления, которое оказывает это сооружение на памятник археологии? Помимо этого, «элемент навигации» закрывает оборонительную стену, по соседству с которой по чьей-то странной прихоти его решено было установить.
«Это капитальное сооружение — попробуйте его теперь снести, если всё забетонировано. Вот протейхизма — построенная херсонеситами передовая оборонительная стена, а вот эта штука, из-за которой уже ничего не видно. Вот пространство между оборонительными стенами — здесь раньше была дорога, по которой древние заезжали в город. Но теперь понять это невозможно, потому что прямо на ней стоит эта конструкция, нарушающая историко-культурный ландшафт. Почему этот элемент навигации нельзя было поставить, например, рядом с храмом Семи священномученников? Почему именно здесь?» — с болью говорит Туманов.
Не успокаивают специалистов и слова о том, что дизель-генераторы, без которых невозможно было проводить культурно-массовые мероприятия, были размещены на территории Херсонеса временно.
«Посмотрите мой последний ролик, который я снял в Херсонесе: там видно, что проводами они ободрали штукатурку, которой две тысячи лет», — предлагает Анатолий.
Не выявлено — не значит не существует
Есть в ответе руководства музея-заповедника и то, с чем нельзя не согласиться. Светлана Мельникова пишет о том, что удалось решить задачи, которые стояли перед музеем-заповедником десятилетиями. В качестве примера приводятся реставрация уникального памятника античной и средневековой фортификации «Куртина 19, Башня 16» и «вывоз многотонных археологических отвалов». Анатолий Туманов согласен: реставрация памятника — действительно долгожданное благо. Хотя есть и как минимум одно «но».
«Куртину 19 действительно привели в порядок. Но я, как реставратор, не очень доволен тем, как сделали забутовку. Они уложили камни рядами, а нужно было беспорядочно. Но хотя бы сделали, это правда. А вот вывоз отвалов… Да, их вывезли 300 тонн. Вот фотографии со свалки — вот античная колонна, которую вывезли вместе с мусором, вот средневековый карниз, вот арочный камень. Есть видео, на котором видно, что это снято именно на свалке. Вывозили всё это сорокатонные самосвалы, которые нагружали экскаваторами. Было это в июле прошлого года. Я контролировал погрузку всего один день. И весь этот день мотался от одного экскаватора к другому и вытаскивал прекрасно обработанные камни. Намотался так, что слёг с больной поясницей и ушёл на больничный. За один день я спас целую машину камней — их выгрузили в Херсонесе, и они там лежат до сих пор. А представьте, сколько ценного успели вывезти за остальные дни? О том, что выкинули колонну, я услышал от одного из водителей. Пошёл на свалку и, простите, просто офигел», — рассказывает Анатолий Туманов.
Мнение Туманова, подчеркнём, — это мнение не дилетанта, а реставратора первой категории и автора дипломной работы (кстати, защищённой на отлично), посвящённой консервационно-реставрационным работам на территории Херсонеса. И говорить о происходящем без боли он просто не может.
В заключение своего ответа редакции ForPost Светлана Мельникова ещё раз подчёркивает: «в связи с обращениями граждан Министерством культуры Российской Федерации были проведены проверки соблюдения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия и в рамках государственного надзора за объектами культурного наследия, нарушений не выявлено». Примерно в то же духе ответило https://sevastopol.su/news/minkult-ne-nashyol-v-hersonese-priznakov-ugrozy-istoricheskomu-naslediyu на письмо депутата заксобрания Вячеслава Горелова и само министерство. Из его ответа следует, что никаких жалоб на процесс подготовки фестиваля не было и что в рамках госнадзора за объектами культурного наследия нарушений не выявлено.
И вот теперь оказывается, что Министерство культуры не безгрешно. Это подтверждает давно уже зародившиеся у специалистов и просто горожан подозрения, что одобрение министерства вряд ли может быть индульгенцией, особенно если речь идёт о действиях, явно противоречащих интересам объекта культурного наследия. Надеемся, уважаемое министерство сделает выводы и пересмотрит свой взгляд на происходящее в Херсонесе. Или, наконец, кто-то укажет ему на ошибки и в этом отношении.
Ольга Смирнова
Обсуждение (43)
Вот и выходит,что самое прекрасное в природе-отсутствие человека.
Уничтожают Херсонес, а специалистов отдавших годы раскопкам, реставрации объявляют дилетантами.
Хохлы были грабили, хатынки себе на территории строили, Россияне пришли тоже грабят, но только типа в культурном смысле. Нам коренным больно на это смотреть, а приезжим все равно, они не знают как было, теперь и не узнают. Печалька.
Спасибо,Ольга Смирнова!
Осталось только одно: обратиться к мировому историко-археологическому сообществу ЮНЕСКО и выслать все эти фото и видеоматериалы. Вандалы и их покровители должны понести наказание , их должны знать в лицо. В этом случае я за санкции, потому что природу и культуру Крыма и Севастополя уничтожают- сознательно или нет, но политика министерства Культурв по отношению к археологическим памятникам Севастополя просто варварская. Я уже не говорю о том, что руководит археологическим музеем заповедником вообще непрофессиональный человек, не имеющий к археологии и истории никакого отношения, поставивший задачу извлечения прибыли из развлекательных мероприятий на античных руинах древнего города. Забыты и не реставрируются башни Балаклавы, сносятся в угоду строительным компаниям античные усадьбы в пригороде древнего города без экспертиз и раскопок. Я уже писал журналисту в Москву дважды, но все, что творится в Крыму негативного, все вымарывается редакторами. Это преступление все равно вылезет наружу, можно сказать, что это преступление века - уничтожение античных памятников Херсонеса!
и пусть не думают, что никто за рубежом не знает об этом. Знают! Только Херсонес гибнет, он слишком хрупок, чтобы выдержать ещё один натиск неграмотных и жадных варваров, геростратов нашего времени!
Снести все к чертовой матери и вернуть былой вид древнего города. Вся красота и ценность заключалась в том каким он был, до этой .............................. Все что надо делать в Херсонесе это вести раскопки и консервировать найденное, сохранить для будущих поколений.
да.
Надо писать в Юнеско и тогда пусть ЮНЕСКО снимет с херсонеса статус объекта ЮНЕСКО.
Вот посмотрим тогда.
Может быть это единственный выход из положения. Так как Москве глубоко начхать, воздействовать на Мельникову, ставшую рабовладелицей Херсонеса - местным никак.
Мельникова , как рабовладелец! Точно!
Следуя рассуждениям некоторых, так и Владимирский собор не надо было восстанавливать, и церковь, и здание древнегреческой экспозиции.Новое руководство ищет новые формы привлечения туристов. что-то раздражает, что-то настораживает, но многое радует. Вот сделали на днях подсветку собора - красиво. Диарама на парке Ахматовой - тоже оригинально. Почему же не послушать оперу среди древних стен? (хотя мне кажется, что кладка дотаточно современная)...
Как сообщил официальный представитель ведомства Александр Куренной, Министерством культуры не соблюдались требования к аттестации специалистов по проведению госэкспертизы и выдаче разрешений на археологические работы. Нарушения выявлены и в области популяризации результатов археологических исследований, архивного хранения научных материалов и управления федеральным имуществом. Шестеро должностных лиц Минкультуры России и Института археологии РАН привлечены к дисциплинарной ответственности.
Казалось бы, к Севастополю это не имеет никакого отношения. Но это не так. Напомним, именно мнение Министерства культуры приводится как истина в последней инстанции руководством музея-заповедника «Херсонес Таврический».
За руководство Херсонеса никто всерьез не брался. Директором музея заповедника поставили менеджера от экскурсионно-хозяйственной деятельности менеджеры от управления заведениями культуры, но не именно культурой. Это её и спасает до первой серьёзной проверки. Главный козырь мадам массовые шоу на развалинах и получаемая прибыль.
Дали Херсонес и" рубят "деньги,как в анекдоте:
Устроился парень работать в милицию. Месяц проходит, второй, третий. Его
вызывает начальник.
- "Ты чего, друг любезный, зарплату не получаешь? В бухгалтерию тебя
вызывают".
- "А я думал, пистолет дали - так крутись как хочешь...
Думаю в нынешнем состоянии Херсонес не смогли бы внести в список Всемирного наследия, т.к. все изгажено подвидом хомо сапиенс именующимся "кретиниус обыкновенный". К сожалению, большому человеческому сожалению, этот подвид в нашей стране размножается быстрее инфузории туфельки и заполонил все ответственные места, где принимаются решения о которых последующие поколения будут долго думать и так и не поймут- почему великий город древних греков залили бетоном несведущие дикари.
Там есть амфитеатр, почему бы не послушать оперу там? или древние камни зудом отзовутся в причинных местах министров и президентов? а Владимирский собор, знаете, он не всех интересует, я когда бываю в Херсонесе туда не захожу, это бизнес, вход рубль, выход 100. Каждому свое, я хочу смотреть на камни, а не на сцену и деревянные мостки.
Скоро посторят Ёперный театр - слушайте там на здоровье, сколько зарплата позволит.
Трудно с уважением относиться к Министерству культуры,назначившему и крышующему в качестве директора Херсонесского заповедника учительницу английского языка без исторического образования,оформляющую историческую землю,как школьный коридор,цитатами,не имеющими никакого отношения к Херсонесу и устраивающую многотонные шоу,наносящие непоправимый вред старинным кладкам.Куда уместнее было бы назначить директором музея того же А.Туманова,историка,у которого душа болит за разрушение уникального объекта ЮНЕСКО.Мародеры!
to strelec: В минкульте сидят такие же Овсянниковы, менеджеры с купленными дипломами и диссертациями, которым наши черепки до лампочки, главное прибыль « от услуг» и выбивание под них бюджетных денег. Контроля нет, закона нет, прокуратура слепа и глуха.
Давно об этом говорю.
Ну а чего не посидеть, не подиректорствовать за такие-то "тугрики".
https://www.mkrf.ru/documents/utochnennye-svedeniya-o-dokhodakh-raskhodakh-ob-imushchestve-i-obyazatelstvakh-imushchestvennogo-kha20180620/ (стр. 48)
В частности, Минкульт «не на должном уровне» регулировал передачу обнаруженных археологических предметов в государственную часть Музейного фонда.
Почеум бы просто не написать - найденные ценные артефакты воруются в интересах частных лиц?
Вот еще радостная весть сайта "Культурный Севастополь":
Территория уже обновлённая "бронзовой группой" (элемент навигации) с бетонным обрамлением. "Беда, коль пироги начнёт тачать пирожник...."
Многое можно узнать из фильма Аркадия Мамонтова "Херсонес - точка отсчёта".
Жуткие эти транспаранты - со словами вырванными из контекста известных людей, сказанного совсем не по поводу Херсонеса и даже греческой культуры. Немного похожи на сектанские методы обработки мозгов А наглый тип стоящий возле входа и буквально требующий у туристов деньги -и главное кричит, что инвалид, но точно помнит - кто ему давал, а кто не давал и вымогает. Прямо с охранниками рядом стоит. Класс! Новый стиль руководства и привлечения туристов. И всё очень "окультурено". Они "канечно" в шоке. И непонятно почему надо делать вход не там где он был всегда раньше?
Нынешние хозяева Херсонеса, как обезьяна с гранатой - не знают, что с этим предметом делать. И самое страшное - никто не знает, что от них ещё можно ожидать.
Никогда не думал, что страна высочайшей русской, советской культуры опустится до пещерной дикости и так быстро.
to nord: а что тут удивляться - дикий капитализм шагает по стране. Где самый главным лозунгом является "деньги не пахнут!"
to Olegbsss: да капитализм капитализму рознь, есть с чем сравнивать, Слава богу, не в вакууме живем. Как сохраняют памятники природы, архитектуры, истории за рубежом, видим. Многие музеи с очень низкой платой , а для детей и учащихся бесплатно. Мы сейчас даже не в капитализме времён Диккенса, а в каком-то пещерно- феодальном строе - у России всегда особый путь, и все - в кровь да болото!
Я вырос, можно сказать, среди этих камней. 6 лет проработал в экспедиции в 1980-ые годы (привет Саше Туровскому, если читает этот сайт). И глядя на это нашествие варваров, хочу сказать: лучше отдать Херсонес обратно грекам. Они заложили город, они и наведут порядок. В Греции такого безобразия нет, там ценят и берегут древности, им это удаётся при гигантском наплыве туристов. А это -- что-то из Салтыкова-Щедрина.
Херсонес мнго раз разрушался и разграблялся. Севастополь когда начинали строить, то камень брали оттуда. Потом он разграблялся и разрушался многочисленными войнами и конфликтами. Все самое ценное оттуда давно вывезли, наши - в Эрмитаж, и другие крупные хранилища. Там сверху уже нет ничего ценного, ну разве что только глубоко под землей, где еще не раскапывали. Все что вы видите на поверхности это реставрационный новодел. В основном советский. И сложено на современном растворе... Это все бутафория.
Спасибо Ольге Смирновой за правдивое освещение этой темы, ведь эту тему стараются обойти.Херсонес стал показухой. Вот ждите- через три дня там по вечерам начнутся свето- шоу-бизнес экскурсии. Нам такой Херсонес не нужен, но севастопольцев не спрашивают.
Нет вкуса у директора. Больше всего возмущена постройкой, закрывающей стену.
Князя Владимира надо позвать. Он знал что с демонами делать! Вот это было бы зрелище!
— Да головы им отрубят и всего делов.
— И всего делов… А?
— Да пёс с ними!
цитаты.
Собор сияет, словно не божий храм, а игрушка для любителей зрелищ - о скромности тоже забыто, как и о вере...
Мельниковой осталось только ярмарку овощную там устроить, ярмарка жадности,глупости и тщеславия уже есть. Жесть!
to ssh123@yandex.ru: Вы передергиваете.
to nord: развод лохов на деньги с имитацией бурной культурной деятельности. Жаль только подача очень дешевая. Это я про музей. Не превращайте это место в балаган пожалуйста, уберите дешевые стенды с опошленными высказываниями великих. Зело тошнит от всего этого. Даже при Украине до такой дешевки не опускались. Такая дикая безвкусица.
to Партизан: Да я бы убрал, да кто мне даст?
to Breeze:
Вам не напоминает эпизод с Мироновым из "Стариков-разюбойников"? "Не беспокойтесь, я у вас тут недолго задержусь..." Перебросили из собеса в УВД, из одного заповедника в другой, потом на другое тёпленькое место... Развалины -- чевой-то их жалеть, там и так одни камни валяются...
to Breeze: И поэтому Мельникову отправили на "повышение".. Надо же подкормить столь много потерявшую семейку..
to Аполлоновка-Стрелка: Часто теперь вспоминаю персонажа, сыгранного Мироновым. Прямо, герой нашего времени. да и только.
to Аполлоновка-Стрелка:
Тут по принципу- после меня хоть пожар.... Директор в последнее время работала с представлением различных выставок. Вот откуда все эта мишура- какие-то стойки с высказываниями совсем не нужных в данном месте разных персонажей, нагрождение всяких постаментов, при этом закрыв настоящее чудо археологии- древнее горордище. Танцы, пляски, фуршеты на останках городища. Вот что получается когда вместо настоящих историков, археологов на руководящие должности ставят переводчиков по специальности (а это настоящая специальность Мельниковой, в 1978 году окончила Владимирский государственный гуманитарный университет по специальности английский и немецкий языки, и с 1 сентября того же года начала работать экскурсоводом во Владимиро-Суздальский музее-заповеднике.
Живём в интересное время. Формулу "Красиво жить не запретишь" поставили целью почти все центральные ТВ каналы. Не отстают и социальные сети. И что в результате? Делать жизнь с кого?
Иконой оказался Шнур...(группировка Ленинград). Да ещё смазливые блондинки типа Даны Борисовой и Натальи Штурм...Всё на продажу. Особенно тело. Такие нынче "скрепы".
Все озабочены одним - сделать нам красиво, и неважно где, годится и историческое наследие предков, главное подсветить развалины и провести экскурсии хоть ночью, за 500 рублей. Призрак "Оперы".
что именно?
30.09. в Херсонесе было очень многолюдно- люди прощались с Херсонесом бесплатным, руки кассиров нехотя выдавали бесплатные билеты для входа, лица на проходной лениво отрывали от билета "хвостик". Жаль, очень жаль, что даже Севастопольцам, уж не говорю о туристах, придется приходить с паспортом, чтоб не платить из своих нищенских пенсий и совсем не высоких зарплат 100 руб.
Да, это не большие деньги, но ведь это нарушение законодательства, об этом никто не пишет?
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Таким образом руководством Херсонеса нарушены требования указанных статей Водного кодекса Российской Федерации, а также требования ст. 27 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого свободно перемещаться.
Или Севастополь живет не по законам РФ?