Севастополь

Севастопольский паровоз-ветеран обновили к Дню Победы

Его состояние на протяжении последних лет вызывало у горожан возмущение.

Фото:
ForPost
К 9 мая паровоз бронепоезда «Железняков» подлатали.

Объект культурного наследия «Паровоз бронепоезда «Железняков» знаком не только каждому севастопольцу, но и любому гостю города, который когда-либо бывал у автовокзала. В последние годы он находился в удручающем состоянии, что вызывало у всех знакомых с его историей закономерное возмущение. Однако к 80-летию освобождения Севастополя, как убедились горожане, его все-таки обновили.

«Подлатали и даже покрасили — оказалось, что проект реставрации не нужен, хватит куска жести и пары дюбелей», — сообщил ForPost житель, побывавший сегодня у бронепоезда.

Сейчас, по его словам, на месте «просто ужасный запах краски». Но это, конечно, временно. Об удручающем состоянии бронепоезда «Железняков», который враги называли «зелёным призраком» за его внезапные «наезды» и впечатляющие обстрелы, ForPost рассказывал неоднократно, в последний раз — в апреле 2024-го. На протяжении долгих лет благодарные потомки содержали бронепоезд в порядке, в 2017 году он получил статус ОКН регионального значения. Но потом что-то пошло не так.

«Мы живем рядом с автовокзалом, часто сюда приходили с дочерью. Учась в 18-й школе, она даже несла здесь Вахту памяти, которую организовывали каждое 9 мая, — говорит местная жительница Виктория. — Его перестали «латать» лет пять назад — возможно, это связано с пандемией, всем было не до этого. Но видеть, в каком состоянии паровоз сейчас, очень неприятно. Конечно, его нужно нормально отреставрировать».


Вахта памяти, 2015 год, Севастополь.

Без внимания паровоз-воин стал быстро ветшать — краска облупилась, железо начало ржаветь. А осенью 2020 года вышедшие на субботник севастопольцы обнаружили, что внутри поселились бездомные. В их пристанище были все атрибуты быта: от веревок для сушки вещей до мусорных пакетов. Но уход «жильцов» стал единственной хорошей новостью — бронепоездом по-прежнему никто не занимался. А ему становилось всё хуже — на корпусе даже появились дыры.

В канун Дня Победы 2023 года разговор о его состоянии возник в правительстве Севастополя. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что намерен попросить руководство Крымской железной дороги обратить внимание на объект, который числится у неё на балансе. При этом он добавил, что капитальный ремонт ОКН предусматривает особый порядок подготовки и проведения работ и требует больших затрат. Но хотя бы косметический ремонт КЖД провести по силам.


В таком состоянии паровоз находился ещё недавно.

Серьёзный ремонт бронепоезда анонсировался неоднократно, но до дела так и не дошло. В причинах ForPost разбирался в начале 2024 года. Найти учреждение, которое должно взяться за эту работу, оказалось непросто. При этом выяснилось, что стоимость реставрации и подготовки проектной документации оценивается в сумму от 10 до 17 млн рублей. Источники в КЖД тогда сообщили ForPost, что она готова поучаствовать в финансировании «в разумных пределах», но не полностью.

Этот вопрос, безусловно, должен быть решен в будущем — иначе нам всем должно быть стыдно перед защищавшими Севастополь предками. Но к Дню Победы бронепоезд хотя бы немного подлатали и обновили, и это не может не радовать. С праздником, и будем надеяться, что в скором будущем легендарный «зеленый призрак» все же будет приведен в полный порядок.


9 мая паровоз сияет новой краской.

Для справки: построенный в мастерских Севастопольского морского завода бронепоезд «Железняков» оборонял Севастополь с ноября 1941 года до конца июня 1942-го. На нем были установлены 5 пушек калибра 76,2 мм, 3 артустановки 34-к, 2 ещё дореволюционные пушки Лендера, 2 миномета калибра 82 мм, 2 крупнокалиберных пулемёта ДШК и 14 пулемётов «Максим». Позже одно из старых орудий было заменено новыми автоматическими пушками, обновлены были и минометы. С помощью паровоза «Железняков» развивал скорость до 50 км в час.

После всегда внезапной для врага атаки бронепоезд быстро уходил туда, где можно было спрятаться, — в тоннель или узкие скалистые места. Прикомандированная к нему восстановительная бригада дорожного мастера Никитина никогда не оставалась без работы, восстанавливая поврежденное железнодорожное полотно. А бойцы постоянно меняли окраску бронепоезда, делая его максимально невидимым для врага.

За время обороны бронепоезд совершил более 140 боевых выходов. На его счету — десятки уничтоженных дзотов, пулеметных гнезд, батарей, три самолета и большое количество живой силы противника. 7 ноября 1941 года им была уничтожена вражеская батарея в Бельбекской долине, 15 июня 1942 года — три немецких танка. А 26 июня более 50 немецких бомбардировщиков нанесли по Троицкому тоннелю, где стоял бронепоезд, мощнейший удар, и выходы из тоннеля обрушились.

Ольга Смирнова

Фото: ForPost

3566
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.5 (2 голосов)

Обсуждение (16)

Profile picture for user Serhio Alonso
262
Serhio Alonso
  1. Наш паровоз вперед летит
  2. В Ком­му­не ос­та­нов­ка.
    Дру­гого нет у нас пу­ти—
    В ру­ках у нас вин­товка.
  3. Эти паровозы изначально предназначались для будущих войн. На случай, когда не станет электричества. Всех с Днем великой Победы! 
Profile picture for user 19
963
19

Безобразие! Опять молча причинили добро. Хейтеры подавились собственной желчью.

Profile picture for user sevdeel
4484
sevdeel

 

Серьёзный ремонт бронепоезда анонсировался неоднократно, но до дела так и не дошло. В причинах ForPost разбирался в начале 2024 года. Найти учреждение, которое должно взяться за эту работу, оказалось непросто. При этом выяснилось, что стоимость реставрации и подготовки проектной документации оценивается в сумму от 10 до 17 млн рублей. Источники в КЖД тогда сообщили ForPost, что она готова поучаствовать в финансировании «в разумных пределах», но не полностью.

На проект "городской электрички" и два проекта "объезда Каламиты" - через карьер и по эстакаде у реки - сил и средств нашлось достаточно. Впереди ещё реализация.

Profile picture for user Верещагин
13375
Верещагин

Маленькая поправка: "7 ноября 1961 года им была уничтожена вражеская батарея в Бельбекской долине" видимо опечатка и год 1941-й , а  "уничтожена" все таки не совсем верно - "подавлена".

Profile picture for user Paganel
5784
Paganel

При этом выяснилось, что стоимость реставрации и подготовки проектной документации оценивается в сумму от 10 до 17 млн рублей.

Этот паровоз планировалось листовым золотом покрывать, или восстанавливать его работоспособность на 100% от исходной на момент изготовления? Или стоимость "проЕкта" должна была составлять 50% от цены работ, и оба действия должны были совершаться какими-то назначенными "подрядчиками" типа ООО "Рога и копыта" с уставным капиталом 10к рублей и штатным составом 1 работник из какого-то максимально удалённого города вроде Красноярска? 

Profile picture for user love19596
3180
love19596

Оказывается можно сделать и при том быстро и без всякого миллионного проекта.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6291
d dd

Хейтеры подавились собственной желчью.

    Действительно подавились, я вот коньяком.

  Не зря влияли на внутреннюю политику едкими комментариями, про неспособность и не желание.

 Сподобились, три цвета краски и кисточки, а еще немного растворителя. С бюджетным финансированием не сложилось? Волонтеры наверное Единой Р с Ленина 39 подсуетились? Или Парки с подрядчиками?

Profile picture for user Lazo1969lazo
129
Lazo1969lazo

Для Севастопольцев это один из символов Победы! То , что сейчас представляет памятник это очень отдалённо напоминает историческую часть бронепоезда. Надо его восстановить хотя бы в минимальном приближении к историческому музейному экспонату. От реального технического средства там практически ни чего нет. Всегда кто приезжал в город  встречал Чёрный паровоз - Герой и радовал своей мощной натурой! Сметливый какой красавец не распиленный на иголки , радует всех. Думаю меня поддержат коренные Севасопольцы.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6291
d dd

Lazo1969lazo,

Тут вот трут власть имущие про туризм,так вот найти паровоз, собрать состав, теплушки ,открытую платформу и пустить по маршуту Ж/Д вокзал- Мекензиевы Горы. Маршрут туристический. Первая остановка Инкерман- про фильм Офицеры рассказ, потом Монастырь, все спешиваются и толкают состав,чтобы насельников не тревожить.

Потом посадка,турникет надо поставить и билеты проверить валидатором, потом ....

Это конечно шутейно все, Паровоз как память о бронепоезде "Желязняков" действительно один из символов.

Символов Победы.

Profile picture for user sevdeel
4484
sevdeel

Так кто же подлатал и покрасил Паровоз "Смерть фашизму!" ко Дню Победы в этом году?

И кто подлатал и покрасил 8 мая самолёт у ДОСААФ на проспекте Генерала Острякова?

Profile picture for user UINSHEDOW
2601
UINSHEDOW

Так а что поменялось? По ржавому гнилому металлу подкрасили? И пару дыр залатали кое-как? Это не реставрация. Вообще в моём понимании реставрация это когда приводится всё в порядок и вещь полностью рабочей становится. Из отреставрированного орудия можно стрелять, инструментом можно работать, паровоз может ездить. А тут даже минимально не сделано ничего. Кинули пару латочек на гнилой металл и закрасили сверху. Чтоб не видно было. 

Profile picture for user sevdeel
4484
sevdeel

Поменялся вид внешний, улучшился вид,. Памятники не должны ездить и это мероприятие не было реставрацией. Очевидно же. 

Хорошо. Но мало: не каждый год и лишь под самый праздник..

Обращаться с памятником, как с транспарантом изготавливаемым в  самый канун праздника для его однократного использования,  - нельзя.

 

Profile picture for user sevdeel
4484
sevdeel

Выше по улице Героев Севастополя реконструкция существующего подземного пешеходного перехода под проезжей частью идёт, стоимостью 300 миллионов рублей..

Это можно принять во внимание для понимания расстановки приоритетов 

Profile picture for user AlexNSN
2049
AlexNSN

Эх сорвался распил/освоение [ненужное зачеркнуть] миллионов. 

Привели в порядок - молодцы!

Profile picture for user quetzal26
317
quetzal26

Вот только "Железняков" водила ОВечка. А это - "чёрный" (вспомогательный) паровоз, для тыловых перевозок бронепоезда. А когда читают текст - представляют, что именно этот Гигант был забронирован... А такие огромные паровозы бронировались крайне редко по понятным причинам...

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
469

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2416

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6594

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4368