Объект культурного наследия «Паровоз бронепоезда «Железняков» знаком не только каждому севастопольцу, но и любому гостю города, который когда-либо бывал у автовокзала. В последние годы он находился в удручающем состоянии, что вызывало у всех знакомых с его историей закономерное возмущение. Однако к 80-летию освобождения Севастополя, как убедились горожане, его все-таки обновили.
«Подлатали и даже покрасили — оказалось, что проект реставрации не нужен, хватит куска жести и пары дюбелей», — сообщил ForPost житель, побывавший сегодня у бронепоезда.
Сейчас, по его словам, на месте «просто ужасный запах краски». Но это, конечно, временно. Об удручающем состоянии бронепоезда «Железняков», который враги называли «зелёным призраком» за его внезапные «наезды» и впечатляющие обстрелы, ForPost рассказывал неоднократно, в последний раз — в апреле 2024-го. На протяжении долгих лет благодарные потомки содержали бронепоезд в порядке, в 2017 году он получил статус ОКН регионального значения. Но потом что-то пошло не так.
«Мы живем рядом с автовокзалом, часто сюда приходили с дочерью. Учась в 18-й школе, она даже несла здесь Вахту памяти, которую организовывали каждое 9 мая, — говорит местная жительница Виктория. — Его перестали «латать» лет пять назад — возможно, это связано с пандемией, всем было не до этого. Но видеть, в каком состоянии паровоз сейчас, очень неприятно. Конечно, его нужно нормально отреставрировать».
Вахта памяти, 2015 год, Севастополь.
Без внимания паровоз-воин стал быстро ветшать — краска облупилась, железо начало ржаветь. А осенью 2020 года вышедшие на субботник севастопольцы обнаружили, что внутри поселились бездомные. В их пристанище были все атрибуты быта: от веревок для сушки вещей до мусорных пакетов. Но уход «жильцов» стал единственной хорошей новостью — бронепоездом по-прежнему никто не занимался. А ему становилось всё хуже — на корпусе даже появились дыры.
В канун Дня Победы 2023 года разговор о его состоянии возник в правительстве Севастополя. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что намерен попросить руководство Крымской железной дороги обратить внимание на объект, который числится у неё на балансе. При этом он добавил, что капитальный ремонт ОКН предусматривает особый порядок подготовки и проведения работ и требует больших затрат. Но хотя бы косметический ремонт КЖД провести по силам.
В таком состоянии паровоз находился ещё недавно.
Серьёзный ремонт бронепоезда анонсировался неоднократно, но до дела так и не дошло. В причинах ForPost разбирался в начале 2024 года. Найти учреждение, которое должно взяться за эту работу, оказалось непросто. При этом выяснилось, что стоимость реставрации и подготовки проектной документации оценивается в сумму от 10 до 17 млн рублей. Источники в КЖД тогда сообщили ForPost, что она готова поучаствовать в финансировании «в разумных пределах», но не полностью.
Этот вопрос, безусловно, должен быть решен в будущем — иначе нам всем должно быть стыдно перед защищавшими Севастополь предками. Но к Дню Победы бронепоезд хотя бы немного подлатали и обновили, и это не может не радовать. С праздником, и будем надеяться, что в скором будущем легендарный «зеленый призрак» все же будет приведен в полный порядок.
9 мая паровоз сияет новой краской.
Для справки: построенный в мастерских Севастопольского морского завода бронепоезд «Железняков» оборонял Севастополь с ноября 1941 года до конца июня 1942-го. На нем были установлены 5 пушек калибра 76,2 мм, 3 артустановки 34-к, 2 ещё дореволюционные пушки Лендера, 2 миномета калибра 82 мм, 2 крупнокалиберных пулемёта ДШК и 14 пулемётов «Максим». Позже одно из старых орудий было заменено новыми автоматическими пушками, обновлены были и минометы. С помощью паровоза «Железняков» развивал скорость до 50 км в час.
После всегда внезапной для врага атаки бронепоезд быстро уходил туда, где можно было спрятаться, — в тоннель или узкие скалистые места. Прикомандированная к нему восстановительная бригада дорожного мастера Никитина никогда не оставалась без работы, восстанавливая поврежденное железнодорожное полотно. А бойцы постоянно меняли окраску бронепоезда, делая его максимально невидимым для врага.
За время обороны бронепоезд совершил более 140 боевых выходов. На его счету — десятки уничтоженных дзотов, пулеметных гнезд, батарей, три самолета и большое количество живой силы противника. 7 ноября 1941 года им была уничтожена вражеская батарея в Бельбекской долине, 15 июня 1942 года — три немецких танка. А 26 июня более 50 немецких бомбардировщиков нанесли по Троицкому тоннелю, где стоял бронепоезд, мощнейший удар, и выходы из тоннеля обрушились.
Ольга Смирнова
Фото: ForPost
Обсуждение (16)
Другого нет у нас пути—
В руках у нас винтовка.
Безобразие! Опять молча причинили добро. Хейтеры подавились собственной желчью.
На проект "городской электрички" и два проекта "объезда Каламиты" - через карьер и по эстакаде у реки - сил и средств нашлось достаточно. Впереди ещё реализация.
Маленькая поправка: "7 ноября 1961 года им была уничтожена вражеская батарея в Бельбекской долине" видимо опечатка и год 1941-й , а "уничтожена" все таки не совсем верно - "подавлена".
Этот паровоз планировалось листовым золотом покрывать, или восстанавливать его работоспособность на 100% от исходной на момент изготовления? Или стоимость "проЕкта" должна была составлять 50% от цены работ, и оба действия должны были совершаться какими-то назначенными "подрядчиками" типа ООО "Рога и копыта" с уставным капиталом 10к рублей и штатным составом 1 работник из какого-то максимально удалённого города вроде Красноярска?
Оказывается можно сделать и при том быстро и без всякого миллионного проекта.
Действительно подавились, я вот коньяком.
Не зря влияли на внутреннюю политику едкими комментариями, про неспособность и не желание.
Сподобились, три цвета краски и кисточки, а еще немного растворителя. С бюджетным финансированием не сложилось? Волонтеры наверное Единой Р с Ленина 39 подсуетились? Или Парки с подрядчиками?
Для минусаторов
https://sevastopol.su/news/rukovodstvo-sevastopolya-perelozhilo-otvetstvennost-za-bronepoezd-zheleznyakov-na-arudomyotova
Там городской голова призывал передать ему шефство над памятной композицией.
Как тебе такое элон вмаск -взять шефство вместе с Губернатором?Слабо?
Для Севастопольцев это один из символов Победы! То , что сейчас представляет памятник это очень отдалённо напоминает историческую часть бронепоезда. Надо его восстановить хотя бы в минимальном приближении к историческому музейному экспонату. От реального технического средства там практически ни чего нет. Всегда кто приезжал в город встречал Чёрный паровоз - Герой и радовал своей мощной натурой! Сметливый какой красавец не распиленный на иголки , радует всех. Думаю меня поддержат коренные Севасопольцы.
Lazo1969lazo,
Тут вот трут власть имущие про туризм,так вот найти паровоз, собрать состав, теплушки ,открытую платформу и пустить по маршуту Ж/Д вокзал- Мекензиевы Горы. Маршрут туристический. Первая остановка Инкерман- про фильм Офицеры рассказ, потом Монастырь, все спешиваются и толкают состав,чтобы насельников не тревожить.
Потом посадка,турникет надо поставить и билеты проверить валидатором, потом ....
Это конечно шутейно все, Паровоз как память о бронепоезде "Желязняков" действительно один из символов.
Символов Победы.
Так кто же подлатал и покрасил Паровоз "Смерть фашизму!" ко Дню Победы в этом году?
И кто подлатал и покрасил 8 мая самолёт у ДОСААФ на проспекте Генерала Острякова?
Так а что поменялось? По ржавому гнилому металлу подкрасили? И пару дыр залатали кое-как? Это не реставрация. Вообще в моём понимании реставрация это когда приводится всё в порядок и вещь полностью рабочей становится. Из отреставрированного орудия можно стрелять, инструментом можно работать, паровоз может ездить. А тут даже минимально не сделано ничего. Кинули пару латочек на гнилой металл и закрасили сверху. Чтоб не видно было.
Поменялся вид внешний, улучшился вид,. Памятники не должны ездить и это мероприятие не было реставрацией. Очевидно же.
Хорошо. Но мало: не каждый год и лишь под самый праздник..
Обращаться с памятником, как с транспарантом изготавливаемым в самый канун праздника для его однократного использования, - нельзя.
Выше по улице Героев Севастополя реконструкция существующего подземного пешеходного перехода под проезжей частью идёт, стоимостью 300 миллионов рублей..
Это можно принять во внимание для понимания расстановки приоритетов
Эх сорвался распил/освоение [ненужное зачеркнуть] миллионов.
Привели в порядок - молодцы!
Вот только "Железняков" водила ОВечка. А это - "чёрный" (вспомогательный) паровоз, для тыловых перевозок бронепоезда. А когда читают текст - представляют, что именно этот Гигант был забронирован... А такие огромные паровозы бронировались крайне редко по понятным причинам...