Два года назад, в ночь с 21 на 22 ноября, украинские радикалы из запрещённого в России «меджлиса» взорвали электроопоры высоковольтной линии в Херсонской области, по которой электричество поступало в Крым. На обесточенном полуострове начался блэкаут, который продлился до мая 2016 года – Республика Крым и Севастополь выстояли в этом испытании благодаря оперативным действиям властей и специальных служб, пониманию и выдержке местных жителей.
Глава Крыма Сергей Аксёнов сегодня, вспоминая о тех событиях, высказал мнение, что энергоблокада Крыма и её преодоление войдут в будущие учебники отечественной истории.
«С одной стороны, как акт государственного терроризма, организованный преступным киевским режимом. С другой, как очередной пример единства крымчан, которые в те трудные дни проявили свои лучшие качества – патриотизм, взаимовыручку, гражданскую зрелость и ответственность.
Энергоблокада сплотила крымчан и ещё больше укрепила нашу уверенность в правильности выбора, сделанного в марте 2014 года. Нам помогала вся Россия», – написал Аксёнов в Facebook.
Он напомнил, что уже 2 декабря 2015 года энергоблокада была прорвана: Президент России Владимир Путин, лично контролировавший ситуацию, запустил первую нитку энергомоста из Кубани в Крым, а последняя, четвёртая, линия была введена в эксплуатацию в мае этого года. И запуск строящихся электростанций в Симферополе и Севастополе, увеличение мощности существующих ТЭЦ позволит создать энергетический задел для развития Крыма на много лет, уверен глава Республики Крым.
Навсегда преодолели зависимость от Украины
«До мая мы жили фактически в условиях ограниченного потребления электроэнергии, – напомнил в беседе с ForPost заместитель председателя парламента Республики Крым Ефим Фикс. – Но наши люди с пониманием отнеслись к этой ситуации и пережили это. Сегодня даже никто и не вспоминает – эта история в прошлом».
Он отметил, что самый главный вывод, сделанный тогда Крымом, – полуостров навсегда ушёл от Украины и окончательно порвал с ней все отношения по поставкам электроэнергии. Ещё один важный вывод – Россия показала свою мощь и свои возможности: и уже 2 декабря Владимир Путин в Симферополе запустил первую нитку энергомоста Кубань – Крым.
«И ещё эта ситуация заставила нас рассмотреть Крым и его возможности. Россия как главное действующее лицо создаёт три электростанции – в Симферополе, Севастополе и Саках, которые дадут колоссальный задел электроэнергии на многие годы», – сказал Фикс.
«Эта ситуация сплотила не только крымчан, но и россиян, потому что нам помогала вся Россия. Я с ужасом думаю, что если бы такая ситуация сложилась при Украине – я не знаю, как бы Украина справилась с этой ситуацией», – отметил Фикс.
Депутат крымского парламента Владислав Ганжара разделяет мнение Аксёнова о том, что события двухлетней давности можно расценивать как террористический акт.
«Мы справились и преодолели трудный период – несмотря на прямое давление, а мы помним, что Украина пыталась спекулировать на этом вопросе и говорила, что вернёт свет в Крым, только если в договорах между российской и украинской стороной будет прописано, что Крым – это территория Украины. Но крымчане выступили против такой сделки и оказались готовы терпеть неудобства», – подчеркнул Ганжара.
Он подчеркнул, что энергоблокада показала: крымчане и севастопольцы в сложных условиях готовы сплотиться – и тот исторический выбор, который был сделан в марте 2014 года, не может обсуждаться никоим образом.
«Мы раз и навсегда после энергоблокады преодолели какую-либо зависимость от украинского государства. Сегодня мы прекрасно видим, что Киев, пытаясь спекулировать на крымском вопросе, не имеет реальных рычагов давления на нас», – поддержал Ефима Фикса депутат Владислав Ганжара.
Остались только родственные связи
Крым действительно не зависит от Украины в политическом и социально-экономическом плане, и этой независимости, сведению до минимума каких-либо связей способствовал сам Киев – своими действиями и действиями радикалов, которые взрывали опоры ЛЭП, сказал ForPost руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселёва.
«По сути, остались только родственные связи», – добавила Киселёва.
По её мнению, если тактически власти Киева свои действия считают верными, а созданную энергоблокаду расценивают как наказание для крымчан, то стратегически это было неверно.
«Политика – не сиюминутна, и любым политикам, тем более руководству государства, нужно думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем на длительный период. В случае энергоблокады не прослеживается никакого стратегического мышления. Но самое главное – это преступление в отношении более двух миллионов людей, проживающих в Крыму. Неважно, чем руководствовались политики и радикальные активисты, чьими руками это было сделано, – это преступление и так его надо оценивать.
Если для людей, прошедших войну, это были не самые экстремальные условия, то молодые люди получили, наверное, опыт выживания и реагирования в экстремальных ситуациях. Это полезно. К сожалению, мы не можем исключать, что нам не придётся больше столкнуться с такими ситуациями, которые будут инициировать Киев и силы, которые поддерживают развитие такого типа российско-украинских отношений», – пояснила Наталья Киселёва.
Ещё до блэкаута было понятно, что рассчитывать на какие-то серьёзные объёмы электроэнергии со стороны Украины в Крыму нельзя – «это вещь непредсказуемая», напомнил политолог Николай Кузьмин.
«Так что в этом плане никаких серьёзных последствий блэкаут не принёс, но он показал, что в Российской Федерации проблемы умеют решать быстро и организованно», – отметил Кузьмин.
Он согласен с другими спикерами ForPost в том, что блэкаут показал, что крымчане умеют сплачиваться, не впадать в панику, что потребительские вирусы не разрушили крымское общество.
«Украинская власть ничего не добилась, ничего для себя не сделала, – констатировал политолог. – В очередной раз показала свою деструктивность и неумение просчитывать последствия, действуя по принципу „выбью себе глаз, чтобы у тёщи был зять кривой”. Тёща сильно не переживала из-за этого».
Николай Кузьмин добавил, что крест на взаимоотношениях Крыма и Украины был поставлен ещё до блэкаута – «иногда необходимо какое-то мощное символическое действие <для разрыва>, и его сделала сама Украина».
Сергей Аксёнов и Ефим Фикс отметили немаловажную деталь: ни международные правозащитники, ни ООН, которые регулярно высказываются о ситуации вокруг Крыма, не удосужились хоть как-то отреагировать на блэкаут – вопиющее нарушение прав крымчан, попытку геноцида жителей полуострова.
Полина Ласькова, Алексей Лохвицкий
Фото AP/TASS/expert.ru, Дмитрия Осипенко, РИА «Новости Крым»/пресс–службы ГУ МЧС по Республике Крым