Автомобили популярного китайского бренда «Джили» стали выходить из строя — двигатель глохнет и дымится бело-синим паром. Кто бы мог подумать, что в этой истории крайним станет российский бензин. Его обвинили во всех бедах с китайскими машинами. Почему? В ситуации разбирался ForPost.
И задымился двигатель…
Россияне в начале октября стали сообщать о поломках двигателей в автомобилях китайского бренда «Джили».
«С поломками двигателей столкнулись десятки водителей Geely Monjaro и Geely Boyue Pro текущего года выпуска», — сообщил телеграм-канал Baza со ссылкой на водителей.
Baza / VK Видео
В пресс-службе Geely журналу Авто.ру рассказали, что подобные случаи единичны и не носят массовый характер. Казалось бы, инцидент исчерпан, и китайский автоконцерн проведёт работу над ошибками. Однако российский бензин в этой истории неожиданно сделали крайним.
«Российское топливо соответствует требованиям ГОСТ, но, как заявляет Geely, уровень оксидантов (веществ, которые производятся как побочный продукт переработки нефти) в нём выше, чем в китайском бензине, отсюда и поломки. Обновление программы улучшает систему защиты от детонации двигателя», — пишет телеграм-канал Baza со ссылкой на пресс-службу китайской компании.
Что не так с бензином?
Глава Союза автосервисов России Юрий Валько не удивлён ответу пресс-службы Geely. По его наблюдениям, некоторые российские производители топлива «могли начать экономить на качестве бензина из-за невозможности повышать цены».
Напомним, ранее громко прозвучали вопросы о недостаточном производстве бензина и росте цен на него. Глава Минэнерго России Сергей Цивилёв 1 октября рассказал, что обстановка в Крыму, Севастополе и новых регионах может оставаться нестабильной в течение месяца. В министерстве, по его словам, рассчитывают на устранение перебоев в поставках ГСМ в эти регионы до конца октября.
Кроме того, топливные проблемы возникли в Калининградской области, Алтайском, Хабаровском и Пермском краях, а также в других субъектах РФ.
Учитывая ситуацию на топливном рынке, Валько допустил, что между возможным ухудшением качества бензина и недавними проблемами с двигателями китайских авто может существовать определённая связь. Автоэксперт напомнил, что нечто подобное уже происходило в России на рубеже 2000-х и 2010-х годов, когда после заправки на некоторых АЗС водителям приходилось сразу ехать в автосервис.
История может повториться. Все предпосылки для этого есть, сказал Валько в интервью Национальной службе новостей.
Как маскируют контрафакт
Один из авторов закона о роскошных автомобилях, депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков уверен: история уже повторяется — уровень контрафактного бензина в регионах, по его данным, достигает 80%.
«Чем дальше от Москвы, тем ситуация более удручающая», — сказал в беседе с ForPost Лысаков.
Отдельная боль — «франшизные» АЗС, которые под вывеской известных брендов могут торговать «левым» бензином, отметил наш собеседник.
«Человек видит сетевое название и заправляет авто. Он думает, что заливает в бензобак проверенное топливо, а на самом деле льёт непонятно что. И хотя при франшизе головные компании обязаны проверят качество топлива, зачастую это не делается, — сказал Лысаков. — Я разговаривал с директором нефтяного НИИ о химических рисках "подпольного" высокооктанового топлива. Он мне сказал следующее: когда такое топливо производят с помощью специальных добавок, при сгорании оно выделяет вещества, схожие с боевыми отравляющими веществами. Вот это умалчивается, а мы этим дышим».
Губительно такое топливо и для двигателей, уточнил наш собеседник.
«Если топливо не соответствует стандартам, оно угробит любой двигатель — китайский, французский, европейский», — предупредил Лысаков.
Аналогичного мнения придерживается и Васько.
«Если опустить программное обеспечение автомобиля для того, чтобы он смог сжигать бензин более низкого качества, например АИ-92, то тогда это может помочь в чём-то. В другом случае перепрошивка автомобиля вряд ли окажется полезной, — сказал эксперт. — Но единственное, что на самом деле изменит ситуацию, — это ужесточение контроля за качеством бензина со стороны ответственных органов».
Как решать проблему?
Лысаков уверен: корень зла лежит в правовой плоскости — согласно действующему федеральному законодательству, само по себе производство топлива не лицензируется. Лицензирование требуется для эксплуатации опасных производственных объектов.
В федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» сказано: АЗС, предназначенные для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей, не относятся к опасным производственным объектам. Оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется.
По словам Лысакова, это было сделано для того, чтобы облегчить жизнь бизнесу. Что в итоге?
«У нас около двух тысяч производителей бензина. Из них — несколько крупных заводов, около десятка средних, остальные — частники. Можно в сарае в бочках смешивать непонятно что и продавать — тебе ничего за это не будет», — сказал наш собеседник.
Возникает закономерный вопрос: а где контроль? Экс-депутат Госдумы уверен: в провинции его нет — точнее он есть, но только на бумаге.
«У нас в регионах, в провинции — кумовство, сватовство и так далее, — отметил автоэксперт. — Все друг друга знают: учились вместе, женились, в армии были и так далее. Там круговая порука, поэтому если есть в регионе, в городе нефтебаза, то 100% можно сказать, что там из низкооктанового топлива делают высокооктановое. Оно дороже стоит. Продают его с железосодержащими добавками, которые любой двигатель могут запороть».
Взгляд через призму официальной статистики
Однако всё не так плохо с российским бензином, если обратиться к статистике Росстандарта: в России доля несоответствующего обязательствам топлива в среднем составляет менее 4%, в то время как около 10 лет назад она превышала 20%.
Глава Росстандарта Антон Шалаев сказал в интервью ТАСС, что «ситуация с качеством бензина в стране улучшается».
«Для борьбы с недоливом были приняты стандарты на требования к топливораздаточным колонкам. Как результат — недолива стало гораздо меньше, — подчеркнул Шалаев. — Появился не имеющий аналогов в мире экспресс-метод определения содержания доли серы в бензине. Любой может проверить: если содержание серы повышено, качество бензина должно вызывать вопросы».
Получается, дело за малым — адаптировать двигатели китайских авто под наш хороший бензин, и проблема будет решена?
«На мой взгляд, путь решения вышеобозначенной проблемы один — лицензирование данного вида деятельности, контроль, контрольные закупки… В миллионниках это ещё делается. В регионах — никто этим вообще не занимается, — сказал Лысаков. — И главное — вернуться к фактам: вместо общих слов про "плохой бензин" нужны VIN и техвыводы по каждому случаю. Иначе — это не расследование, а информационная дымовая завеса, цель которой устранить китайского конкурента с рынка, показать, что их двигатели не подходят под наш бензин и что нужно покупать отечественные авто. Но это уже разговор из другой плоскости».
Роберт Вочовский