Новости России

Российский бензин сделали крайним в поломке китайских авто — что с ним не так?

Эксперты объяснили, почему во всех бедах обвинили отечественное топливо.

Китайские «Джили» не прошли проверку российским бензином
Фото:
коллаж ForPost с использованием скриншота с видео телеграм-канала Baza

Автомобили популярного китайского бренда «Джили» стали выходить из строя — двигатель глохнет и дымится бело-синим паром. Кто бы мог подумать, что в этой истории крайним станет российский бензин. Его обвинили во всех бедах с китайскими машинами. Почему? В ситуации разбирался ForPost.

И задымился двигатель…

Россияне в начале октября стали сообщать о поломках двигателей в автомобилях китайского бренда «Джили».

«С поломками двигателей столкнулись десятки водителей Geely Monjaro и Geely Boyue Pro текущего года выпуска», — сообщил телеграм-канал Baza  со ссылкой на водителей.  

Baza / VK Видео

В пресс-службе Geely журналу Авто.ру рассказали, что подобные случаи единичны и не носят массовый характер. Казалось бы, инцидент исчерпан, и китайский автоконцерн проведёт работу над ошибками. Однако российский бензин в этой истории неожиданно сделали крайним.  

«Российское топливо соответствует требованиям ГОСТ, но, как заявляет Geely, уровень оксидантов (веществ, которые производятся как побочный продукт переработки нефти) в нём выше, чем в китайском бензине, отсюда и поломки. Обновление программы улучшает систему защиты от детонации двигателя», — пишет телеграм-канал Baza со ссылкой на пресс-службу китайской компании.

Что не так с бензином?

Глава Союза автосервисов России Юрий Валько не удивлён ответу пресс-службы Geely. По его наблюдениям, некоторые российские производители топлива «могли начать экономить на качестве бензина из-за невозможности повышать цены».

Напомним, ранее громко прозвучали вопросы о недостаточном производстве бензина и росте цен на него. Глава Минэнерго России Сергей Цивилёв 1 октября рассказал, что обстановка в Крыму, Севастополе и новых регионах может оставаться нестабильной в течение месяца. В министерстве, по его словам, рассчитывают на устранение перебоев в поставках ГСМ в эти регионы до конца октября.

Кроме того, топливные проблемы возникли в Калининградской области, Алтайском, Хабаровском и Пермском краях, а также в других субъектах РФ.

Учитывая ситуацию на топливном рынке, Валько допустил, что между возможным ухудшением качества бензина и недавними проблемами с двигателями китайских авто может существовать определённая связь. Автоэксперт напомнил, что нечто подобное уже происходило в России на рубеже 2000-х и 2010-х годов, когда после заправки на некоторых АЗС водителям приходилось сразу ехать в автосервис.

История может повториться. Все предпосылки для этого есть, сказал Валько в интервью Национальной службе новостей.

Как маскируют контрафакт

Один из авторов закона о роскошных автомобилях, депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков уверен: история уже повторяется — уровень контрафактного бензина в регионах, по его данным, достигает 80%.

«Чем дальше от Москвы, тем ситуация более удручающая», — сказал в беседе с ForPost Лысаков.

Отдельная боль — «франшизные» АЗС, которые под вывеской известных брендов могут торговать «левым» бензином, отметил наш собеседник.

«Человек видит сетевое название и заправляет авто. Он думает, что заливает в бензобак проверенное топливо, а на самом деле льёт непонятно что. И хотя при франшизе головные компании обязаны проверят качество топлива, зачастую это не делается, — сказал Лысаков. — Я разговаривал с директором нефтяного НИИ о химических рисках "подпольного" высокооктанового топлива. Он мне сказал следующее: когда такое топливо производят с помощью специальных добавок, при сгорании оно выделяет вещества, схожие с боевыми отравляющими веществами. Вот это умалчивается, а мы этим дышим».

Губительно такое топливо и для двигателей, уточнил наш собеседник. 

«Если топливо не соответствует стандартам, оно угробит любой двигатель — китайский, французский, европейский», — предупредил Лысаков.

Аналогичного мнения придерживается и Васько. 

«Если опустить программное обеспечение автомобиля для того, чтобы он смог сжигать бензин более низкого качества, например АИ-92, то тогда это может помочь в чём-то. В другом случае перепрошивка автомобиля вряд ли окажется полезной, — сказал эксперт. — Но единственное, что на самом деле изменит ситуацию, — это ужесточение контроля за качеством бензина со стороны ответственных органов».

Как решать проблему?

Лысаков уверен: корень зла лежит в правовой плоскости — согласно действующему федеральному законодательству, само по себе производство топлива не лицензируется. Лицензирование требуется для эксплуатации опасных производственных объектов. 

В федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» сказано: АЗС, предназначенные для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей, не относятся к опасным производственным объектам. Оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется.

По словам Лысакова, это было сделано для того, чтобы облегчить жизнь бизнесу. Что в итоге?

«У нас около двух тысяч производителей бензина. Из них — несколько крупных заводов, около десятка средних, остальные — частники. Можно в сарае в бочках смешивать непонятно что и продавать — тебе ничего за это не будет», — сказал наш собеседник.

Возникает закономерный вопрос: а где контроль? Экс-депутат Госдумы уверен: в провинции его нет — точнее он есть, но только на бумаге.

«У нас в регионах, в провинции — кумовство, сватовство и так далее, — отметил автоэксперт. — Все друг друга знают: учились вместе, женились, в армии были и так далее. Там круговая порука, поэтому если есть в регионе, в городе нефтебаза, то 100% можно сказать, что там из низкооктанового топлива делают высокооктановое. Оно дороже стоит. Продают его с железосодержащими добавками, которые любой двигатель могут запороть».

Взгляд через призму официальной статистики

Однако всё не так плохо с российским бензином, если обратиться к статистике Росстандарта: в России доля несоответствующего обязательствам топлива в среднем составляет менее 4%, в то время как около 10 лет назад она превышала 20%.

Глава Росстандарта Антон Шалаев сказал в интервью ТАСС, что «ситуация с качеством бензина в стране улучшается».

«Для борьбы с недоливом были приняты стандарты на требования к топливораздаточным колонкам. Как результат — недолива стало гораздо меньше, — подчеркнул Шалаев. — Появился не имеющий аналогов в мире экспресс-метод определения содержания доли серы в бензине. Любой может проверить: если содержание серы повышено, качество бензина должно вызывать вопросы».

Получается, дело за малым — адаптировать двигатели китайских авто под наш хороший бензин, и проблема будет решена?

«На мой взгляд, путь решения вышеобозначенной проблемы один — лицензирование данного вида деятельности, контроль, контрольные закупки… В миллионниках это ещё делается. В регионах — никто этим вообще не занимается, — сказал Лысаков. — И главное — вернуться к фактам: вместо общих слов про "плохой бензин" нужны VIN и техвыводы по каждому случаю. Иначе — это не расследование, а информационная дымовая завеса, цель которой устранить китайского конкурента с рынка, показать, что их двигатели не подходят под наш бензин и что нужно покупать отечественные авто. Но это уже разговор из другой плоскости».

Роберт Вочовский  

Главное за день

Губернатор услышал подмерзающих севастопольцев

Читатели ForPost также писали о холодных квартирах в комментариях под публикациями.
19:01
14
1424

Чем закончилась уборка винограда на юго-востоке Крыма

Сезон-2025 оказался «чрезвычайно стрессовым» для виноградарей.
17:26
1
771

В Крыму зафиксировали первые морозы

Температура упала в трёх районах республики.
11:26
5
1456

Севастополь ждёт масштабное отключение воды

Запасы стоит сделать жителям всей Балаклавы, всего Инкермана и большого числа улиц города.
11:04
5
5580

Под что расчищают площадку в Мартыновой бухте Севастополя?

Возможно, это связано с гостиничными планами ПСБ.
10:06
10
2101

Кто зарабатывает на главном медиафеномене Севастополя

У популярного телеграм-канала «ЧП / Севастополь» обнаружились неожиданные связи и нечистоплотные методы работы.
20:01
10
3469
Туризм

Чем интересен популярный маршрут по Челбашской тропе в Крымских горах

Поход доступен для туристов с разной физической подготовкой.
18:33
0
316

В Севастополе начали строить апартаменты у песка и моря

Самый просторный пляж города теперь будет примыкать к новому комплексу.
20:00
21
6292

Какую опасность для туристов таят пещерные города Крыма

В помощи спасателей чаще всего нуждаются посетители Мангуп-Кале.
14:26
1
2620

За что севастопольцам навсегда запрещают въезд в Грузию

Причиной может стать мнение пограничников о принадлежности Севастополя.
12:05
6
4905

В горах пришлось спасать очередных туристов — среди них были дети

Группа путешественников оказалась заблокированной из-за непогоды.
11:16
0
516

Почему в Севастополе туристы могут ночевать на виноградниках, а в Крыму — нет

Крымский полуостров привлекает всё больше любителей энотуризма.
10:24
8
2056