Россиянам, которые предпочитают крымское вино, пришла плохая новость перед майскими праздниками: напиток вскоре подорожает вслед за пивом.
Об увеличении стоимости своей продукции уже объявили первые винодельческие компании Крымского полуострова. Это «Фотисаль» (Бахчисарайский район Республики Крым) и «Золотая балка» (Балаклавский район Севастополя), сообщил РБК со ссылкой на источник в торговой среде.
Это же сделали крупнейшие в РФ производители «Кубань-Вино», а также «Абрау-Дюрсо», «Союз-Вино», «Фанагория» (все — Краснодарский край), «Цимлянские вина» (Ростовская область) и другие.
По данным источника, повышение цен может быть в пределах 1% — 35%.
Основными причинами названы общеэкономические факторы, удорожание кредитов и майский рост акцизной ставки.
В ноябре прошлого года был принят федеральный закон об установлении с 1 мая 2024 года новых акцизных сборов с производителей вина и шампанского в пользу государства, например:
- 108 рублей за литр вина — против 34 рублей сейчас;
- 141 рубль за литр игристого вина, в том числе российского шампанского — против 45 рублей в настоящий момент.
Что с ценами?
Средние цены литра вина в нашей стране, по данным Росстата за март, следующие:
- креплёное — 771,96 рубля (707,79 год назад),
- столовое вино — 568,69 рубля (535,5 год назад),
- отечественное игристое — 478,75 рубля (452,86 год назад).
Облачный сервис мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр» изучил изменение цен наиболее популярных вин, которые продаются в федеральных и региональных торговых сетях крупных городов России.
По его данным, с начала этого года цены снизились на четыре процента, вино стало стоить в среднем 895,9 рубля. Бутылка вина объёмом 0,75 литра стоит от 156 рублей до 8349,59 рубля — в зависимости от вида и страны производства.
«Рост акцизов в первую очередь коснётся недорогих вин, которые стоят в пределах 500-700 рублей. Повышение акцизов станет существенным, производители будут вынуждены поднимать цены, ведь им придётся покрывать расходы. Если говорить о среднем и дорогом сегментах, подорожание вина будет не столь заметно для покупателей. Цена может и не измениться», — считает сооснователь и CEO «Ценозавра» Константин Калугин.
Как себя поведут покупатели?
Потребительское поведение россиян меняется, когда они узнают о подорожании продукции. Ситуация с вином не будет исключением, полагает доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова.
Она напомнила о шумихе в 2022 году, когда западные бренды сообщили о своём уходе с рынка РФ. Тогда спрос на алкоголь вырос, например, на импортный — до 40%, так как было ясно: после их прекращения работы в нашей стране цены увеличатся.
«Часть посетителей с доходом выше среднего менее чувствительна к изменению цен на алкоголь. Они узнают об изменении его стоимости в торговых точках. Люди с невысокими доходами предпочитают делать запасы, поэтому в мае-июне рынок вина может несколько уменьшиться в объёмах», — считает Ольга Борисова.
В условиях сокращения реальных доходов населения потребители очень чутко реагируют на повышение цены, отметила заведующая кафедрой маркетинга Университета «Синергия» Евгения Жукова.
«Вино — это не тот продукт, который приобретается каждый день, поэтому изменение цены будет более заметным. Часть потребителей переключится на более дешёвые алкогольные напитки, кто-то станет приобретать реже. При этом, если разница между отечественным и импортным вином будет меньше, то вполне вероятно, что потребители предпочтут зарубежные марки», — обратила внимание она.
Вероятность того, что люди после изменения цен на вино станут переходить на крепкий алкоголь или пиво, невелика, уверен сооснователь и CEO облачного сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр» Константин Калугин.
«Подавляющее большинство потребителей останется с винами, даже в случае более существенного подорожания. Также стоит отметить, что за последние годы люди привыкли к хорошему алкоголю, и не станут переходить на более дешёвую альтернативу», — сказал он.
Какая альтернатива?
Другой интересный нюанс, о котором сказали опрошенные ForPost эксперты, — наличие психологического барьера у россиян, которые откажутся от покупки вина, если оно будет стоить определённую сумму.
Психологический барьер, связанный с ростом цены на вино, возможно, есть, допустила доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова.
«В этом году заменить дорожающее с мая вино будет проблематично. Буквально через месяц в цене вырастут водка, бренди, коньяк. Отказаться в принципе от потребления алкоголя значительное количество россиян не сможет. Многие будут искать альтернативу — пиво, слабоалкогольные газированные напитки — и более дешёвые вина», — считает она.
Психологический барьер цены, разумеется, существует, опять же уверен сооснователь и CEO облачного сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр» Константин Калугин.
Он привёл пример: если женщина привыкла покупать бутылку вина за 500 рублей, она вряд ли станет это делать при цене 1500 или 2000 рублей, скорее всего задумается об альтернативном напитке.
«Однако такое подорожание сложно представить. Люди, которые на данный момент покупают вино за 400 или 500 рублей, продолжат это делать и после изменения цен на 10-15%», — полагает Константин Калугин.
Для половины россиян, которые пьют вино, его цена является важнейшим критерием при выборе напитка, поэтому для них подорожание будет болезненным, отметила заведующая кафедрой маркетинга Университета «Синергия» Евгения Жукова.
Она рассказала, что потребителей вина можно разделить на несколько групп:
- первая — около 10% покупателей вина — не готовы платить за бутылку более 300-500 рублей, они, скорее всего, переключатся на другие напитки при подорожании;
- вторая — около трети потребителей вина — готовы приобретать бутылку за 500-800 рублей;
- третья — ещё около трети покупателей — берут вино, цена которого 800-1200 рублей за бутылку;
- четвёртая — чуть более 20% покупателей — могут позволить себе приобрести бутылку вина, ценник которой более 1200 рублей. Однако среди них не так много ценителей отечественного вина.
«В среднем цена вина для российских потребителей не должна превышать 800 рублей за бутылку. Пожалуй, эта цена и является психологическим барьером для покупателей вина. Повышение цены на отечественные вина больше коснётся покупателей первой и второй групп: первые откажутся от приобретения вина, вторые будут покупать значительно реже», — заключила Евгения Жукова.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (6)
"казна пустеет милорд"
какие бы то не были сказки про потребителей, цена на в общем то масспродукт и его качество сильно завышены ,сплошной маркетинг
И нам говорят что санкции якобы не действуют, тогда почему один черт всё дорожает
Вариант "меньше воровать" - априори не рассматривается?
Люди давно пьют самогон от безденежья.
Вообще-то правильно сделанный самогон гораздо лучше того пойла, которое продаётся в магазинах, а обходится раз в 10 дешевле, чем сопоставимые с ним по качеству напитки.