сб, 11/06/2022 - 11:02

Разрушенный Исторический бульвар Севастополя – достояние всей страны

Деньги на его строительство собирала вся Россия. 

Судьба Исторического бульвара, закрытого на реставрацию еще в 2018 году, остается болью жителей Севастополя. История его появления и развития стала темой разговора журналиста ForPost c историком-архивистом, учёным секретарем Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого Анжеликой Фесенко. 

Историческим бульвар стал называться значительно позже, после первой обороны Севастополя. Изначально же, напомнила Анжелика Фесенко, он был Большим – в отличие от Малого, ныне Матросского. Высота же, на которой он был расположен, с его появлением стала называться Бульварной. 

Закладка бульвара началась в 1833–1834 годах при адмирале Михаиле Лазареве. Однако его создание было предусмотрено раньше. Говоря об этом, Анжелика Фесенко предостерегла севастопольцев от умаления заслуг предшественников Лазарева – Мекензи, Де Траверсе и Алексея Грейга

В момент своего появления Большой бульвар находился на окраине города. Сейчас трудно представить, что в начале улицы Гоголя, примерно там, где находится остановка «Горячий хлеб», стоял шлагбаум, за которым тянулась городская свалка. До начала первой обороны Севастополя бульвар оставался местом отдыха, а с ее началом стал местом расположения 4-го бастиона – самого важного укрепления на южной стороне города. 

Следы подземно-минной войны, которая здесь велась, видны на Историческом бульваре и сегодня. А сколько других ударов пришлось на 4-й бастион! Здесь, кстати, находился и участник обороны Севастополя Лев Толстой, о чем можно узнать из его «Севастопольских рассказов». Но 4-й бастион, подвергавшийся жесточайшим обстрелам, так и не был противником взят.  

Как напомнила Анжелика Фесенко, русские войска оставили его сами, получив соответствующий приказ. И даже после того, как они отошли на Северную сторону, французы пришли сюда не сразу – просто боялись и не верили, что русские ушли.

Новая история бульвара началась в 1876 году, когда был начат сбор средств на его восстановление. Именно тогда он и получил название Исторического. Но еще раньше, в 1875 году, севастопольской городской думой было принято решение о запрете любого строительства на месте укреплений времен Крымской войны. 

Деньги на Исторический бульвар собирал не только Севастополь, но и вся Россия. Давали кто сколько мог – так велико было желание вернуть севастопольской земле ее гордость и красоту. 

«В архиве Государственного военно-морского музея я видела списки частей и лиц, которые присылали деньги из своего жалованья – от копейки до нескольких рублей. И вот так всем миром собирали на восстановление Исторического бульвара», – рассказала Анжелика Фесенко. 

Особое внимание уделялось этому овеянному славой месту и во время подготовки к празднованию 50-летия начала первой обороны. О ней ForPost рассказывал довольно подробно. Очень многое было сделано для того, чтобы память о подвиге защитников Севастополя не стиралась в памяти потомков. 

На Историческом бульваре появились тумбы с номерами сражавшихся здесь воинских подразделений, памятник 4-му бастиону, было построено здание Панорамы, а в 1909 году – памятник Тотлебену, открытие которого состоялось при большом стечении народа и в присутствии детей Тотлебена. 



На открытии памятника Тотлебену на Историческом бульваре в Севастополе

Историческое, памятное место продолжало оставаться и местом отдыха горожан. В путеводителе 1914 года Исторический бульвар описан довольно подробно. В феврале, когда цветет миндаль, он, по отзывам автора, представлял собой «очаровательную картину южной весны». Рассказывает автор путеводителя и о том, как можно на Исторический бульвар добраться, – например, доехать на трамвае, проезд в котором стоил 5 копеек. 

Во время Великой Отечественной войны Исторический бульвар вновь очень сильно пострадал, но основные работы по его обустройству были проведены практически сразу после освобождения города. Все понимали, что это место свято. 

Сейчас оно закрыто почти четыре года, и о его былом величии севастопольцам и гостям города остается только вспоминать. 

Как бульвар закрыли на реконструкцию и что из этого вышло, всем известно, и повторять эту печальную историю мы не будем. Но за все разумные временные рамки она вышла. 

Чувства, которые испытывают при мысли о ней все, кому дорог Севастополь, – боль и возмущение.  

Анжелика Фесенко, говоря о них, называет происходящее разрушением города. И подчеркивает: это боль не только историка, но и обычного человека, который гулял здесь со своим ребенком, рассказывая ему о истории города и показывая сохранившиеся остатки укреплений. 

«Сейчас другого такого места в центре города нет», – говорит Фесенко. 

Репортаж о том, как выглядит Исторический бульвар сейчас, скоро появится на нашем портале. Как заметил ведущий программы Владимир Александров, забор, ограждающий это прекрасное место от посетителей, тоже пора музеефицировать. А новости о происходящем за забором заставляют ведущего подозревать, что «реконструкторы» воспринимают Исторический бульвар не как гармоничный ансамбль, а как «набор административных строений». 

Не пора ли вспомнить, что Исторический бульвар – достояние не только Севастополя, но и всей России, собиравшей средства на его строительство? Не пора ли закончить эту историю, давно вышедшую за рамки приличия? 

Ведь примеры невиданных темпов, которыми проводятся работы на стройках федерального уровня, у всех перед глазами. В строительство Нового Херсонеса или культурного кластера на Хрустальном вкладываются такие ресурсы, что Историческому бульвару хватило бы их мизерной доли. Но он такого внимания федерального центра не удостоился. И не стоит удивляться, что предположения о причинах у севастопольцев самые мрачные. 

Об этих причинах, а также о том, что пошло не так и что можно сделать, чтобы Исторический бульвар снова радовал горожан и гостей города, мы говорили в программе «Реактор» "Когда севастопольцы перестанут краснеть за Исторический бульвар?".

Ольга Смирнова

Читайте также: