Накануне начала Крымской наступательной операции Красной Армии весной 1944 года, в результате которой немецкие оккупанты была изгнаны с полуострова, советская контрразведка раскрыла целые цепочки вражеских разведывательных школ и отдельных групп. О деятельности многих из них стало известно после публикации в сборнике «Крымская весна 44-го» рассекреченных документов.
Задачи контрразведки
Военный историк, генерал-лейтенант ФСБ России, профессор РГГУ Василий Христофоров рассказал ForPost, что перед началом освобождения Крыма советские контрразведчики решали сразу несколько задач.
«Контрразведкой создавались оперативные группы, которые шли вместе с передовыми частями и подразделениями Красной Армии. Это было нужно для того, чтобы по мере освобождения от фашистов городов и населённых пунктов пытаться задержать сотрудников спецслужб, захватить архивы, картотеки, документацию», — рассказал Василий Степанович.
По его словам, среди военнопленных сразу начиналась работа по выявлению высокопоставленных офицеров германской армии, сотрудников спецслужб противника.
«В этих целях контрразведка активно использовала агентов-проводников, хорошо знающих местность и места расположения разведывательных подразделений противника, а также агентов-опознавателей, знающих в лицо сотрудников и агентов иностранных спецслужб: абвер, „Цеппелин”, военно-морская разведка, гестапо и другие», — отметил Василий Христофоров.
Зондеркоманда «Ц»
В рассекреченном спецсообщении УКР Смерш 2-й гвардейской армии от 26 апреля 1944 года говорится о деятельности разведывательной школы «Цеппелин» на территории Крымской АССР.
После изгнания частями Красной Армии немецких захватчиков из Евпатории отдел Смерш 3-й гвардейской стрелковой Волновахской дивизии установил, что в здании бывшего евпаторийского детского санатория НКВД в период временной оккупации Крыма противником, с мая по октябрь 1942 года дислоцировалась и проводила работу по подготовке агентуры немецкой военной разведки разведшкола «Цеппелин», условно именовавшаяся «Зондеркоманда „Ц”».
Указанная школа занималась подготовкой агентуры немецкой военной разведки и заброской её в глубокий тыл Красной Армии, главным образом на Кавказ. Подбор агентуры производился в основном из числа находившихся в фашистских лагерях военнопленных Красной Армии кавказских национальностей.
Офицерский состав разведывательной школы состоял из 10–12 человек. В основном это были чистокровные немцы или русские немецкого происхождения. В частности, управлением школой, обучением разведчиков, организацией питания и строевой подготовкой занимались граждане нацистской Германии. В качестве переводчиков (из числа установленных лиц) в школе работали советские немцы, перешедшие на сторону врага.
Обслуживающий персонал школы насчитывал от 14 до 18 человек, а число обучавшихся в школе курсантов доходило до 200.
В начале октября 1942 года руководящий состав школы в полном составе якобы убыл в Германию. А обучавшаяся в школе «Цеппелин» агентура была разбита на 4 взвода численностью от 20 до 40 человек в каждом.
Эти взводы были разбиты на группы, которые за 3-4 месяца выпускали агентов-радистов, агентов-диверсантов, агентов-напарников для оставления в тылу Красной Армии и сбора сведений шпионского характера.
Переброска их в тыл Красной Армии в основном проводилась на самолётах, но часть агентуры перед передислокацией школы из Евпатории в Германию выбыла на фронт, якобы в расположение кавказского национального легиона. Вражеских агентов снабжали личным оружием, автоматами, ручными пулемётами, взрывчаткой, деньгами до 10.000 рублей, рациями. Также их экипировали в форму офицеров и рядового состава Красной Армии и снабжали соответствующими документами военного порядка.
Почти в полном составе школа была вскрыта советской контрразведкой.
Важный элемент
По словам Василия Христофорова, наличие в Крыму немецкой разведшколы «Цеппелин» говорит о высокой значимости полуострова для планов командования вермахта.
«„Цеппелин” — это крупная германская разведывательно-диверсионная служба, активно работавшая на советско-германском фронте. Факт создания на территории Крымского полуострова разведывательной школы „Цеппелин” говорит о том, что Крым для германского командования являлся очень важным элементом на пути порабощения всего Советского Союза», — заключил Василий Степанович.
В информационной записке НКГБ Крымской АССР от 30 апреля 1944 года на имя начальника УКР Смерш 4-го Украинского фронта содержатся сведения о действиях в Крыму ещё одной разведывательной организации вермахта.
Она называлась «Абвер-группе-106» и носила условное наименование «Пантера». К её задачам (по аналогии с группами «Цеппелина») относилась подготовка разведывательных команд и оставление их в тылу Красной Армии после отступления немецких войск.
В состав группы входили шпионы и радисты, проходившую специальную подготовку в разведшколе «Марино» в нацистском эстонском Лейце при разведкоманде «Дромедар». Подготовленная и оставляемая данным подразделением агентура в Крыму обеспечивалась воинскими и гражданскими документами и соответствующей экипировкой.
Сергей Абрамов
Обсуждение (2)
я читал, что некоторые предатели из фашистских школ после заброски к нам в тыл сами выходили на нквд и сдавались, надеясь таким образом искупить свою вину.
Интересно, на Украине тоже такие разведшколы с бандеровцами готовят?
Готовили и продолжают готовить. И уже даже не скрываются.